В своей практике, я часто встречаются родители, которые жалуются, что их ребёнок, чаще подросток, не хочет с ними общаться.
Что я замечаю при беседе с ребёнком и родителем?
Чаще всего мама разговаривает с ребёнком так:
- Разговор проходит на ходу, между делом, мама может находиться в другой комнате, или разговаривать, повернувшись лицом к плите, к раковине с посудой, смотря телевизор или в телефон.
- Она физически рядом, а мысли и чувства где-то далеко, отстали, потерялись.
- Мама говорит одни и те же стереотипные фразы, в одной тональности и в принципе чаще всего уже заранее знает, что ответит ей ребёнок. У одних мам на слова ребёнка возникает гнев, у других - равнодушие и отстранённостью.
Ребёнок видит, чувствует это, и начинает отдаляться и дистанцироваться от родителей, делая вывод: «Для мамы я не важен!»
Чтобы этого избежать и не отбить у ребенка желание обращаться к родителю следует применять техники активного слушания:
- Оторваться от дел и посвятить все внимание общению с ребенком.
- Принять подходящую позу: развернуться к ребенку, посмотреть в глаза.
- Постараться понять его запрос или проблему. И вернуть обратную связь, показать, что вы его поняли.
- Ответить на запрос или решить проблему без излишней эмоциональности, тем более избегая негативных эмоций и повышения голоса.
В таком случае ребенок будет чувствовать себя нужным и важным для родителя, ведь ему выделили время и не какой-то обрывок, а несколько минут полноценного внимания.