Найти тему

Путь к Богу: Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный монастырь

«…Если я получу от Бога милость, то обитель сия ничим же скудна будет…»
Из Акафиста преп. Иосифу Волоцкому.

фото автора
фото автора

Сразу опять говорю: Это часть работы сделанная ученицей. Поэтому я её только немного скорректировала.

14 июня 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин) в 20 верстах от города Волоколамска обрёл среди вековой чащи леса расчищенную чудесным ураганом большую поляну, которая была определена Промыслом для осуществления сокровенного желания его сердца – основания нового монастыря.

Так начинается история этого чудесного места. Мы были здесь с мужем в понедельник на Страстной неделе. От чистоты (не в материальном смысле) вокруг и тишины получили такое дивное удовольствие, что передать нельзя словами. Погода была просто чудесна. Дорога к монастырю показалась недолгой.

фото автора
фото автора

Красивый и торжественный, сверкающий белыми стенами и золотыми куполами, мощный, как крепость, - Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь под Волоколамском считается одной из важнейших святынь Подмосковья. Удивительно, но опять наша Середа оказалась косвенно связана и с этим удивительным местом: в качестве мецената выступал князь Борис Васильевич Волоцкий, время правления которого датируется 1462—1494 годами, который был властительным князем и наших земель. Тогда Волоцкие земли ещё не до конца избавились от влияния Новгорода, поэтому несмотря на желание Иосифа Волоцкого уйти под покровительство Московской епархии, тогда это не удалось: новгородский епископ был против подобного действия.

фото автора
фото автора

Однако строительство понемногу продолжалось, и первым строением был каменный собор, возведённый по правилам традиционного русского зодчества. До настоящего времени строение не сохранилось, сейчас на его месте расположен новый храм Успения Божией Матери, выполненный в стиле московского барокко.

Особую значимость монастырь приобрёл в XVI веке. В его стенах заключали еретиков и предположительных врагов государства, богослужения посещали представители знати и крестьяне из окрестных поселений. Как правило, узниками обители являлись представители старообрядчества, писатели, духовные деятели, политики. Количество монастырской братии достигло 400 человек, монастырь укрепили высокими каменными стенами.

XVIII век стал сложным периодом для русского монашества. Ещё со времён правления Петра I в России действовали антимонастырские законы, ограничивавшие право владения земельными ресурсами для церковных учреждений. Проблемы усугубились секуляризацией земель в 1764 году.

В результате количество монахов резко сократилось, а сама обитель постепенно приходила в упадок. В течение нескольких лет количество братии уменьшилось до 20 человек, обитель находилась в плачевном состоянии. В середине XIX века монастырь начал оживать благодаря Церкви архиереев, в состав которой вошли пять постриженников Иосифо-Волоцкой обители. Появился приют, увеличилось финансирование.

С приходом Советской власти былая слава мужского монастыря померкла. Важную и, в то же время, негативную роль сыграла любовь царской семьи к древней мужской обители. В 1918 году у монахов отобрали здания, подворья. В течение четырёх последующих лет кельи покинули оставшиеся постриженники. Последний игумен монастыря Нил (Тютюкин), заставший приход большевиков, продолжал молиться, не отказывался от сана, из-за чего был расстрелян в 1937 году.

Монастырь перестал выполнять основную функцию. В течение нескольких десятилетий после 1917 года в его стенах располагались детский дом, тюрьма, госпиталь во время Великой Отечественной войны и разные советские учреждения. О реставрации и обновлении построек вопрос не поднимался. Поэтому строения медленно разрушались, большая часть реликвий бесследно исчезла либо была уничтожена.

В 1970 году правительство разрешило проведение реставрации полуразрушенных зданий. Слишком маленькое финансирование тормозило процесс восстановления монастырского комплекса. Сказывалось и отсутствие грамотных реставраторов: например, попытка перестроить здание трапезной в стиле XVI века закончилась неудачей, стены разрушились ещё больше.

В мае 1989 года Иосифо-Волоцкий монастырь был вновь возвращен Русской православной церкви. Стала возрождаться духовная жизнь в монастыре. Возглавлял обитель по ноябрь 2003 года митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

фото автора
фото автора

Как и в любом монастыре здесь есть и свои легенды, и свои святыни. Из древних святынь до настоящего времени у монастырских служителей получилось сохранить вериги преподобного Иосифа Волоцкого.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Богослов всю жизнь носил их на своём теле. Сейчас реликвия расположена возле раки с его мощами. Вериги были обнаружены во время подготовки Иосифа к погребению. А ведь никто из его светских современников или монахов монастыря тогда и не догадывался, что преподобный Иосиф их носит постоянно...

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Рядом с выставленными для обозрения веригами находятся мощи Иосифа Волоцкого. До 2001 года они находились под спудом, были оттуда извлечены и перемещены в монастырь. Сегодня паломники, посетители, монахи обители могут приложиться к мощам и получить желаемое благословение после чтения акафиста. Мощи открытые, их можно просто увидеть при посещении Успенского монастырского храма.

Ещё одна святыня обители - Волоколамская икона Божьей Матери, находящаяся здесь с 1572 года.

фото автора
фото автора

Чудотворная икона Волоколамской Божией Матери была создана по заказу Григория Лукьяновича Бельского (Малюты Скуратова) в придворной иконописной мастерской царя Ивана Грозного. Она написана в меру и подобие Владимирской иконы Богоматери. Размер и строение доски, абрис изображения повторяют древнюю икону. С 1578 года икона стала являть чудеса. В сказании говорится, что Малюта с многою верою, со слезами молился перед иконой об оставлении грехов своих и о том, чтобы "христиански скончати живот свой". Как известно из истории, все приближённые Ивана Грозного были либо казнены, либо замучены пытками. Избежал этой участи один Малюта, погибший как воин в Ливонскую войну.
Икона была богато украшена и находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора монастыря вплоть до 1952 года, когда ее увезли в Москву, в музей Андрея Рублева, где она находится по сей день. В Свято-Успенском монастыре же находится чтимый точный список чудотворной Волоколамской иконы, принесенный в монастырь в 2007 году.

фото автора
фото автора

Отдельного внимания заслуживает легенда о таинственной могиле Малюты Скуратова, которую до сих пор не обнаружили. Ходят легенды, что он похоронен в монастыре в 1573 году по приказу царя Ивана IV и по своему на то завещанию рядом с могилой своего отца. Могила Григория Ивановича Бельского, так же как и могилы его родных( кроме отца здесь похоронили его дядьку и сына) до сих пор не найдены, но есть надгробие, гласящее о захоронении Малюты Скуратова.

«Среди монастыря подле дорожку» были доски каменные над погребениями Малюты Скуратова, его отца Лукьяна (инок Леонид) и сына Максима (Steindorff L. Speisungsbuch von Volokolamsk. Köln, Weimar, Wien: Böhlau, 1998, л. 56, с. 43; л. 64, с. 73).

***

Три часа, проведённые в тихой обители под Волоколамском, успокоили душу, напоили её тишиной. Мы увидели множество цветущих тюльпанов, которые были не только высажены в два красивых бордюра, но и словно рассыпаны по различным газонам, посетили Музей Библии, купили потрясающе вкусные пряники и напились воды из монастырского колодца.

фото автора
фото автора

Странно, но усталости совсем не было. Поэтому на вопрос мужа: "А к озеру посмотреть пойдём?" я смело ответила согласием.

фото автора
фото автора

Прощаясь со Свято-Успенским монастырём, я поняла, что в душе действительно наступил покой. Было исполнено даже больше, чем мной в тайне задумывалось: монастырская братия будет поминать моего непутёвого сына полгода... Эта защита ему тоже не помешает. Храни его Боже!

фото автора
фото автора

Последний взгляд, и снова дорога. Домой! В деревню. Туда, где мне действительно лучше и спокойнее, чем в городе. Состарилась наверное...

В машине запахи можжевельника (купили подставку под горячее и мне гребень) смешиваются с медовыми запахами пряников с начинкой и запахом розового пасхального масла. Я счастлива.

Домой!

Лайки помогают развитию канала!