Найти тему

Экспрессивно-перцептивный концептуализм

Оглавление

Как бы претенциозно это не звучало, но я решила написать статью, в которой хотела бы очертить границы и основные положения нового направления в искусстве, в котором бы хотела в дальнейшем создавать свои произведения. Возможно какие-то вещи далеко не новы, не актуальны, не оригинальны, или же неинтересны, но для меня важно оформить это для себя, чтобы задать свой вектор развития в искусстве, обозначить свою текущую философию и взгляды на будущее искусство в России, свое место в нем. А к вопросу об оригинальности, я бы хотела написать следующее - когда много вещей что-то подсказывает для человечества, то есть уже был подготовлен некий базис, то почти одинаковые вещи начинают множественно появляться в разных местах.

Почему я решила это сделать?

Потому что я не чувствую сопринадлежности ни к какой традиции. Я не заканчивала художественных школ, не училась в художественных ВУЗах, не росла в художественной среде, у меня не было ни наставников, ни учителей, а мои родители работали на заводе и не имели никакого художественно-эстетического мировоззрения. Родившись в провинциальном городе с единственным художественным музеем, я была оторвана от современного контекста. А когда выросла, то осознала, что не чувствую никакой сопричастности к нему и не хочу быть его частью, потому что он не является частью моего опыта и работа в нем - это самообман и безуспешная попытка вписаться в мир, где мне никогда не будет места.

Живопись метров, или тех, кого принято почитать и уважать, не выражала моих чувств и эмоций относительно искусства и мира в целом. Она была чужой и бесконечно далёкой. А клишированная идея о почитании ещё больше отторгала меня от таких работ.
Поэтому я захотела создать что-то свое.

Во многом на написание этой статьи повлияла текущая геополитическая обстановка. И это не удивительно, ведь и для того, чтобы Малевич придумал супрематизм, страна должна была быть закрыта, как консервная банка. Это и произошло на третий год войны. Мы должны были стать свободными от художественных отношений с Парижем, от неизвестного сравнительного анализа, опосредованной зависимости, чтобы создать нечто по истине оригинальное, своё.

Я хочу создавать места, в которых человек, будучи в одиночестве мог бы провести часы перед единственной картиной.

Особенности размещения работ в пространстве:

  1. Освещение приглушенное

Такое освещение способствует плавному погружению зрителя в пространство полотна, медленному проявлению глубоких, интенсивных тонов из мрака, некоему проявлению динамической сущности статичного полотна, его живой сути с собственным сердцебиением и пульсом

  1. Атмосфера интимная
  2. На экспозицию рекомендуется приходить в одиночестве

Зритель должен остаться один на один с картиной.

  1. У среды экспозиции нет четко выраженной линии горизонта

Это похоже на погружение в океан, где теряется субъективное ощущение верха и низа, или на выход в космос, или виртуальную реальность. Суть этого заключается в том, что вы входите внутрь, зная, что это архитектурная постройка, но при этом вам кажется, что она бесконечна, что у нее нет горизонта. Впервые это очень дезориентирует - люди не привыкли находиться в необъятных, безграничных пространствах. Это тревожит, выводит из равновесия, но потом неизменно сменяется откровением, прорывом в понимании. Вы буквально поглощены объектом искусства, физически находитесь внутри него

  1. Необходимо уделять как можно больше времени каждому объекту на экспозиции

Это не статичные скульптуры или картины, суть этих работ - в их изменчивости. Ваше зрительное восприятие постоянно приспособляется к изменяющемуся освещению, тем сильнее, чем больше времени вы проводите у каждой работы.

Только тогда зритель может пережить некий мистический опыт или погрузиться в медитативное состояние.

Идея оставаться один на один с произведением искусства имеет свои корни из раннего ренессанса, из работ Монаха фра Анжелико.

Гезамткунстверк

В немецком языке есть замечательное понятие Gesamtkunstwerk — «объединённое произведение искусства», «тотального произведения», творческая концепция «единения искусств», в основу которой положена идея художественного преображения действительности методом взаимодействия элементов разных видов и жанров искусства в одном произведении. Особо обсуждаемый и разнообразный, он касается идеи объединения нескольких техник, нескольких дисциплин или нескольких средств массовой информации, в дополнение к включению зрителя и его чувств, в утопический проект слияния жизни и искусства.

Все произведение искусства характеризуется одновременным использованием множества художественных средств и дисциплин, а также его символическим, философским или метафизическим значением. Это использование происходит из желания отразить единство жизни.

Такой феномен отличается как от первобытного синкретизма, так и от искусственного синтеза произведений разных видов искусства, идеи, сложившейся в Новое время, в XVII—XIX веках, после размежевания этих видов в ренессансном и постренессансном искусстве. Синтез искусств предполагает включение произведения одного вида искусства в более широкое целое (например, монументальной росписи, мозаики или скульптуры в пространство архитектуры). Идея гезамткунстверка основывается на равноправном взаимодействии. Синтез вторичен (после естественного в истории размежевания и самоопределения видов искусства); «единение искусств», по утверждению создателей этой концепции композитора Р. Вагнера и архитектора Г. Земпера, изначально присуще целостному по своей природе художественному мышлению и было лишь нарушено буржуазно-потребительским отношением к художественному творчеству в XIX веке.

Хоть методологически и неверно использовать этот термин в наше время, так как он, как и пост-интернет, привязан к определенному историческому контексту, который более не актуален, но это самое точное слово для описания моей идеи. Этим термином можно описать и тотальные инсталляции Ильи Кабакова, и живопись цветового поля Марка Ротко и световые инсталляции Джеймса Таррела.

Такой синтез уже существовал однажды, в античности, он возможен и в искусстве будущего, когда музыка, драма, танец, архитектура и изобразительное искусство снова сольются в единое ремесло и «перестанут быть праздной забавой в руках скучающих бездельников».

Гезамткунстверк прежде всего связан не сколько с синтезом разных видов искусств, но столько с синтезом всех видов восприятия: перцепции и апперцепции, логическим дискурсом и чистым наблюдением, чувственным и рациональным, обонятельным, осязательным, зрительным, слуховым, вкусовым, термоцепции, эквибриоцепции, ноцицепции, проприоцепции и др. Упрощенно говоря, это чистый опыт на грани сенсорного безумия.

Я хочу наиболее близко подобраться к зрителю и вставить, словно флешку, в его сознание поток собственных мыслей в форме яркого чувственного образа, без препятствий, вроде эстетики, стандартов красоты, лишних подробностей и шума передать чувство в самый мозг зрителя, словно химическую инъекцию.

Я хочу поднять живопись на уровень величия музыки, которая по мере воздействия на сознание и подсознание человека, согласна Шопенгауэру и Ницше, занимает первое место. Эту же мысль пропагандировал и Василий Кандинский. Он говорил, что картина, так же как и музыкальное произведение, является неким опытом души. И музыка и цвет и тактильные ощущения, и обоняние, влияют в равной степени именно на душу, а не на разум человека.

Я хочу создавать инсталляции, конструировать «чистый опыт»: где вам не нужно размышлять, обдумывать концепцию или ловить за хвост метафоры — просто наслаждайтесь ощущениями. Я хочу, чтобы каждая картина была размещена в своем пространстве, похожем на альтернативные камеры депривации, в которых зритель теряет чувство перспективы и формы. При движении внутри инсталляции её составляющие распадаются и собираются снова в зависимости от точки обзора.

Яков Тугендхольд, российский искусствовед, смотря на выставку театральных художников балетов Дягилева, сказал: «Вот это наше.» Мы не искусство начинателей, не искусство одиноких гениев. Русские - это искусство синтеза, мы - завершители, создатели целостности, мы - синтетики.

Роль зрителя

Процесс создания произведения искусства не заканчивается после того, как оно окончательно подготовлено к экспозиции. Акт творчества происходит в галерее в момент восприятия работы зрителем. Поэтому зритель для меня не потребитель моей продукции, не судья, а соучастник творчества, соавтор.

Источник смысла заключен в зрителе и его личных впечатлениях, если произведение оставляет простор для различных трактовок - значит они равнозначно сильны и правдивы. Это имеет отношение к концепции смерти автора.

Я использую перспективу, чтобы затягивать зрителя вовнутрь картины, но после этого я хочу, чтобы зритель двинулся дальше, пробрался через все пространство и слои краски и проник до её сути.

Настоящее искусство происходит в его мозге, в его сознании, в его подсознании, в его чувствах - в нём самом, он, словно жемчужница, перерабатывает полученный чувственный опыт, как песчинки, и создает внутри себя жемчужину, которая приносит очищение, катарсис, некое вознесение, переживание возвышенного.

Почему работы абстрактны?

Стилизация и абстракция позволяют изображению вмещать в себя сразу множество смыслов, значений, реальностей. Эти смыслы могут быть заперты внутри головоломки, ожидая, когда их раскроют и разделят между собой. Между инстинктами и интеллектом существует баланс. Он допускает возможность того, что этот образ мог принимать тысячи различных форм. Только окончательное изображение кажется ВОЗМОЖНЫМ из-за определенной выбранной конфигурации, это словно поставить на паузу бесконечно динамичную, изменяющуюся субстанцию, зафиксировать в определенный момент времени и пространства конкретный образ. Пикассо чувствовал, что картина никогда не может быть закончена. Всегда можно было что-то добавить. Выбрать одно - значит покончить с ним, убить его, сделать финальный выстрел. Реальность заключается в том, как вы видите вещи: зеленый попугай — это еще и зеленый салат. Кто делает только попугая, принижает его Реальность. Художник, копирующий дерево, не видит настоящего дерева. Я вижу вещи иначе.

Но абстракция и стилизация не означает декор. Картины должны соответствовать скорее масштабу реальной человеческой жизни, чем масштабу какого-либо интерьера.

В одной из своих лекций Ротко выводит точную формулу своего искусства. По его словам, пропорции картин, их композиция рождаются с помощью почти математических операций. И для этого художник тщательнейшим образом отмеряет несколько элементов:

  1. Отчетливая озабоченность смертью. Ощущение бренности. Знание о смерти обладает трагическое и романтическое искусство
  2. Чувственность. Это основа нашего понимания мира. Страстное взаимоотношение со всеми существующими на свете вещами
  3. Напряжение. Конфликт. Подавленное желание
  4. Ирония. Это современный ингридиент. Самоуничижение и способ мышления с помощью которого можно мгновенно сменить тему разговора.
  5. Юмор и игра
  6. Эфемерное и элемент случайности
  7. Надежда. Её должно быть ровно 10%, чтобы легче вынести трагическое содержание картины

Философия искусства

В мире есть что-то кроме материи и материя не первична. Форма - это присутствие в мире того, что нельзя потрогать, что существует только лишь как идея в нашем сознании.

Я вижу вещи, которые в моем сознании ассоциируется с вещами, которые я видел раньше и присваиваю ей определённый ярлык. Искусство - это вещь не утилитарная, не материальная

"Сведи к необходимостям всю жизнь, И человек сравняется с животным" «Король лир», Шекспир. Искусство - это то самое ненужное, неутилитарное, но что и определяет сущность человека. Это надстройки, которые определяют конфигурацию первичной субстанции, что и формируют человечность

Искусство - это знак, который ни на что не указывает. Обёртка, без конфеты. Оболочка без материи - симулякр. Чистая форма, без содержания. Содержание проецируется мозгом зрителя и каждый видит арт объект уникально. Другими словами, пользователь не смотрит контент, а сам находится внутри него. Ведь все наше существование — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.

Целостное произведение искусство создает комплексное воздействие на все органы чувств, собирает вместе, подчиняет и преображает. Человек становится другим, когда выходит из церкви или из театрального представления. Я хочу вызывать такие же эмоции и чувства произведениями нового направления искусства.

Синдром Стендаля

Или флорентийский синдром - это психогенная реакция, характеризующаяся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями, которые вызывает стресс от эстетических переживаний.

Понятие «возвышенное»

В статье «О Лаокооне» (1798) Иоганн Вольфганг Гёте утверждает, что содержанием произведения искусства должен стать предмет изображения в наивысший момент своего развития, способный вознести дух человека над ограниченностью действительности.

Для того, чтобы уточнить понятие Возвышенного, Шопенгауэр приводит примеры перехода от Прекрасного к Возвышенному. Их можно обнаружить в первом томе его произведения «Мир как воля и представление», § 39.

Для него чувство прекрасного заключается в том, чтобы увидеть объект, который побуждает наблюдателя выйти за пределы индивидуальности и просто наблюдать идею, лежащую в основе объекта. Чувство возвышенного, однако, возникает тогда, когда объект не вызывает такого созерцания, а является всепоглощающим или огромным злокачественным объектом огромной величины, который может уничтожить наблюдателя.

  • Ощущение красоты - Свет отражается от цветка. (Удовольствие от простого восприятия объекта, который не может причинить вреда наблюдателю).
  • Самое слабое ощущение возвышенного - Свет, отраженный от камней. (Удовольствие от созерцания объектов, не представляющих никакой угрозы, объектов, лишенных жизни).
  • Слабое ощущение возвышенного - Бесконечная пустыня без движения. (Удовольствие от созерцания объектов, которые не могут поддерживать жизнь наблюдателя).
  • Возвышенное - Бурная Природа. (Удовольствие от восприятия объектов, которые угрожают причинить боль или уничтожить наблюдателя).
  • Полное ощущение возвышенного - Всепоглощающая бурная природа. (Удовольствие от созерцания очень жестоких, разрушительных объектов).
  • Наивысшее ощущение возвышенного - Необъятность протяженности или длительности Вселенной. (Удовольствие от знания ничтожества наблюдателя и единства с природой).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель считал Возвышенное маркером культурных различий и характерной чертой восточного искусства. Его теологический взгляд на историю подразумевал, что восточные культуры более авторитарны и имеют больший страх перед божественным законом. В соответствии с этим восточные художники более предрасположены к эстетике, к Возвышенному. Типичными примерами этому были избыток сложных деталей, свойственный китайскому искусству, и симметричные узоры, характерные для исламского искусства.

Переживание возвышенного включает в себя самозабвение, когда личный страх сменяется чувством благополучия и безопасности при столкновении с объектом, демонстрирующим высшую мощь, и подобно переживанию трагического. "Трагическое сознание" - это способность достичь возвышенного состояния сознания от понимания неизбежного страдания, предназначенного для всех людей, и того, что в жизни есть противоречия, которые никогда не могут быть разрешены, в особенности это касается "прощающей щедрости божества", подчиненной "неумолимой судьбе»

Согласно Жан-Франсуа Лиотару, возвышенное, как тема эстетики, было основополагающим движением модернистского периода. Лиотар утверждал, что модернисты пытались заменить прекрасное освобождением воспринимающего от ограничений человеческого состояния. Для него значение возвышенного заключалось в том, что оно указывает на апорию (непроходимое сомнение) в человеческом разуме; оно выражает край наших концептуальных сил и раскрывает множественность и неустойчивость постмодернистского мира.

Эффект Ганцфельда

Синдрома Стендля я хочу добиться с помощью эффекта Ганцфельда - перцептивной депривации, — феномена восприятия, вызванного нахождением человека в однородном и бесструктурном зрительном и слуховом окружении. Такой эффект возникает, когда мозг использует белый шум, чтобы дополнить зрительную картину ощущений при нехватке визуальной информации. Белый шум интерпретируется верхней зрительной корой головного мозга, что порождает галлюцинации.

Явление изучали, в основном, на одноцветных зрительных полях. Мозг перестает реагировать на неменяющийся сигнал, посылаемый органами зрения, что провоцирует эффект слепоты. В результате перед глазами человека возникает чёрное поле, которое обычно ассоциируется со слепотой. Мигающий ганцфельд (полное, абсолютное поле) провоцирует появление геометрических фигур и вспышек перед глазами — по этому принципу работают устройства для светозвуковой тренировки мозга и машины снов. Помимо состояния изменённого сознания, эффект ганцфельда может также вызывать у многих людей галлюцинации.

Стимуляция сразу нескольких органов чувств с целью получения такого эффекта называется мультимодальным ганцфельдом. Обычно для достижения цели используют специальные очки и наушники с однородными стимуляторами.

Этот феномен похож на сенсорную депривацию, хотя в последнем случае стимуляция сводится к минимуму, а не является однородной. Галлюцинации, возникающие после длительной сенсорной депривации, похожи на стихийные объекты, вызванные световым ганцфельдом — это пляшущие всполохи света и разноцветные вспышки. Сенсорная депривация, как и ганцфельд, может вызвать более сложные галлюцинации с сюжетом.

Об эффекте ганцфельда известно ещё с древних времён. Последователи Пифагора проводили долгие часы в тёмных пещерах, чтобы получить мудрость через видения, сегодня известные как «кино для заключённых». Шахтёры, волей судьбы заточённые в недрах шахт после аварий, тоже сообщали о галлюцинациях и видениях — после нескольких дней в темноте им мерещились призраки. Исследователи Арктики, перед глазами которых месяцами был лишь монотонный белоснежный пейзаж, также жаловались на галлюцинации и состояние изменённого сознания.

В научной среде высказывается мнение, что смешение бессознательного с сознательным между сном и явью происходит каждый раз, когда человек засыпает.

По статистике, галлюцинации перед сном хотя бы раз в жизни переживали около 30 % людей. Гипнагогические галлюцинации часто встречаются у больных нарколепсией и похожи на галлюцинации при шизофрении,[3] могут быть неотличимы от реальности или проявляться в фантастических видениях. Иногда гипнагогическим галлюцинациям сопутствует ощущение приближения смерти.

Конечными целевыми чувствами и состояниями, которые я хочу вызвать своими работами, являются:

  1. Гипнагогия — (промежуточное состояние между явью и сном. Характеризуется сознательным восприятием образов из бессознательного. В этом состоянии возможно наличие слуховых, зрительных, тактильных и логических галлюцинаций, а также сонный паралич. Психической патологией не считается, однако некоторые врачи связывают частые гипнагогические галлюцинации с невротическим развитием личности и повышенным уровнем тревоги) - я хочу вызвать это чувство, как отсылку на фоновое состояние человека двадцать первого века, как бред наяву, продуцируемый больным сознанием, которое не в силах больше терпеть безумие современного мира, произвол правителей, бесправие людей и гегемонию корпораций.

Гипнагогические галлюцинации делятся на:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • логические.

Зрительные

Наиболее часто люди видят абстрактные линии, геометрические фигуры и разноцветные пятна — фосфены. В отличие от сновидений, зрительные гипнагогические галлюцинации возникают вне фазы сна и не имеют между собой связанной сюжетной линии. Иногда встречаются более сложные, чем чередование абстрактных фигур, картины. Например, человек, игравший на протяжении всего дня в видеоигру, перед сном может продолжить видеть эту игру, ему даже будет казаться, что он всё ещё продолжает в неё играть. Также могут проявляться изображения лиц или глаз, исчезающие довольно быстро. Они бывают навязчивыми, следуют за центром поля зрения. При этом, в отличие от сна, контакт с явью сохраняется.

Слуховые

Обрывки фраз, мелодий и отдельных звуков — наиболее часто встречающееся явление в гипнагогическом состоянии. В отличие от типичных комментирующих псевдогаллюцинаций, гипнагогические галлюцинации не обсуждают и не оскорбляют человека, а скорее идут как фон или мысли. Если индивид откроет глаза или начнёт концентрировать внимание, галлюцинации прекращаются.

Тактильные

Из всех видов гипнагогических галлюцинаций, тактильные распространены меньше всего. Под их влиянием человек начинает осязать предметы и прикосновения, которых на самом деле нет. Роберт Стикголд, американский психиатр, приводит в пример личный опыт тактильных гипнагогических галлюцинаций: однажды он с семьей забрался на вершину одной из гор. Перед сном, под влиянием ярких впечатлений и сильной физической усталости, он начал ощущать рукой камни, которых в действительности не существовало. После этого случая он провёл несколько исследований на тему гипнагогического состояния

Логические

Могут быть представлены обрывками мыслей и фраз, причем не обязательно со звуковым сопровождением и почти всегда нелогичные. Они, как правило, состоят из повседневных слов и образов, но в таком порядке, что не употребляются в разговоре. Из-за нелогичности мысли человек может резко проснуться ото сна и даже успеть записать их. На момент записи они будут казаться вполне адекватными, но после окончательного пробуждения — как странная фраза или нелепая реплика.

Не носят навязчивый характер и при концентрации внимания исчезают.

  1. Синдром Стендаля - возникает, когда внезапно посетитель оказывается поражён глубиной чувств, которые художник вложил в своё произведение. При этом он необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения.

О форме

В наше время метавселенной, симуляции, симулякров и теории суперструн понятие формы и образа стало иметь первостепенное значение.

Зайдем со стороны космологии, ведь это теория всего в нашем мире.

Когда что-то попадает в черную дыру, оно остается там навсегда и искажается до неузнаваемости. В итоге, вся информация сохраняется в нечитаемом виде. Это утверждение основано на фундаментальном физическом принципе. Именно благодаря Сасскинду голографический принцип разрешает информационный парадокс черной дыры (во всяком случае в рамках теории струн).

Так появилась идея голографической черной дыры, которая хранит информацию о падающих в нее трехмерных объектах на двухмерный горизонт событий. Потом ученые пошли дальше — они предположили, что вообще любая информация в любом объеме может быть записана на поверхности, ограничивающей этот объем. Если мы говорим об информации из черного ящика, то она записана на стенках черного ящика, если информация о Солнечной системе, то записать ее можно на воображаемой сфере вокруг нее, а данные обо всем, что происходит во Вселенной, записано на ее границе.

То есть внешняя форма определяет внутреннее содержание. Форма для нас становится важнее сути, так как суть бесконечна и неопознаваема, и лишь форма, образ способны дать нам информацию, мы способны её воспринять с помощью наших ограниченных органов чувств.

Перцепция

В окулоцентричном обществе человек не только становится пассивным рецепторов изображений, поступающих из СМИ. Отношения между людьми опосредуются, даже производятся картинками. Другой человек становится лишь образом. В таком обществе телесно-ориентированные, включающие вовлечение и участие виды визуального опыта поменяются пассивными формами видения, оторванным от тела наблюдением за картинками.

Зрение узурпирует место осязание, изображение подменяют тела,

виртуальность поменяет реальность,

публичность в медиа - ирл личность,

симулякр предпочитается референту,

копия - оригиналу,

репрезентация - реальности,

видимость - сущности.

Интуиция проявляется телесно в движении наших конечностей, дыхании и пульсе, эмоциях нашего сердца, нутра и ума. Вместе с чутким восприятием и пониманием ситуации все подсказки проявляются во взаимодействии с миром, а не в абстрагировании от него.

Экранные технологии возвели зрительный канал восприятия в ранг. Люди испытывают невротический страх живого взаимодействия. В наше время произошел разрыв связи между телом и разумом, который дезориентрирует, вызывает чувство радикального отделения от себя, как физического существа.

Поэтому я бы хотела создать всецелопогружающее искусство, способствующее востановлению этой связи, связи каждого человека с самим собой с помощью изменения способа экспозиции картин и расширения вида своей деятельности за пределы живописи на холстах.

Ссылки:

  1. Тотальные инсталляции Ильи Кабакова
  2. Живопись цветового поля Марка Ротко
  3. Василий Кандинский
  4. Джеймс Таррел

Больше статей в моей группе в ВК, присоединяйтесь! ordimary | ecclesiastess