Найти тему
Новый очаг

Эти картины знает каждый, но об их жутком сюжете никто не догадывается

Есть картины, которые мы увидели еще в детстве в виде репродукций в журналах. А потом начали видеть их так часто, что даже не задумывались о изображенном на них. В то же время за иными картинами стоит страшная или просто необычная история.

Розы Гелиогабала

На этих картинах часто изображают античное пиршество и оргии, но мало кто догадывается, что на полотнах скрыта история массового убийства. Согласно историческим источникам, римский император Гелиогабал, вступивший на трон мальчиком-подростком, был крайне развратен и не хотел знать рамок ни в чём. Пиры его действительно часто переходили в оргии. Но точно так же, как и похоти, он легко давал ход своей жестокости.

«Розы Гелиогабала», Лоуренс Альма-Тадема. 1888
«Розы Гелиогабала», Лоуренс Альма-Тадема. 1888

По легенде, собрав на одном из своих пиров представителей нескольких знатных семейств, которые за спиной нелестно о нём отзывались, Гелиогабал засыпал их лепестками роз, и они умерли, погребённые тоннами ароматных лепестков. Император, видимо, счёл такую казнь достаточно уважительной, чтобы не бояться мести. Впрочем, нет ни одного подтверждения этой истории – но сам сюжет зачаровывал европейцев многие века.

«Погребение в цветах», Павел Сведомский
«Погребение в цветах», Павел Сведомский

Боярыня Морозова

Эту полотно в России знакомо всем с детства, но при этом точный сюжет, изображенный на картине, не знает почти никто. Дело в том, что работа сливается с картинами о допетровской Руси, которые были в моде в девятнадцатом веке. По снегу едут сани, перед которыми неохотно расступается, пропуская, толпа. В санях бледная женщина в чёрном подняла руку, то ли проклиная, то ли благословляя людей вокруг. Её руки соединяет цепь, которую почти не видно на репродукциях. В толпе выделяет женщина в жёлтом платке, которая отвешивает боярыне поклон.

«Боярыня Морозова», Василий Суриков. 1884—1887
«Боярыня Морозова», Василий Суриков. 1884—1887

Боярыня Морозова была одной из важнейших фигур старообрядческой церкви, которая не приняла реформу православия в России. Она пострадала за свои убеждения – и за то, что ради них «мутит народ». Повесть о боярыне Морозовой относится к сокровищнице сибирской раскольничьей литературы – после раскола сосланные староверы очень активно начали писать жития своих погибших товарищей. В какой-то момент можно было сказать, что основной массив русских литературных текстов относится именно к староверской культуре.

На картине Морозова страшно худая и бледная, но такова была задумка Сурикова. Во-первых, картина воссоздаёт момент, когда боярыню-раскольницу перевозят из одного места заключения в другое. Во-вторых, Морозова умерла, заморенная в подземелье голодом. В то время заключённых не кормили за счёт казны – они должны были надеяться на милость прохожих, которые кидали хлеб в подвальные окна острогов. К Морозовой никого не подпускали, так что еды ей было взять неоткуда. Перед самой смертью женщина успела попросить, чтобы ей дали постирать в речке рубаху – чтобы умирать в чистом, по обычаю. Эту милость ей предоставили. Страшное худое и бледное лицо боярыни на картине, вероятно, напоминает, что её заморили голодом.

Вопреки обыкновенному представлению о Морозовой как о не понимающей прогресса религиозной фанатичке, боярыня была очень просвещённой женщиной, которая разбиралась в западном быту и искусстве. В частности, она отстроила шикарную усадьбу по западному образцу. Морозова рано овдовела и именно она занималась всеми финансовыми вопросами своей семьи – состоящей из неё и малолетнего сына.

Чтобы усмирить свою плоть и не думать о новом браке, который мог повредить правам её сына, Морозова постоянно носила власяницу, молилась и постилась, но, видимо, этого было недостаточно. Протопоп Аввакум, значимая фигура у раскольников, предлагал ей выколоть глаза, как сделала святая Мастридия, чтобы не соблазнять взглядами мужчин и не соблазняться самой – видимо, боярыня признавалась ему в том, что порывы плоти у неё не прекращаются.

Царь Алексей Тишайший ненавидел Морозову за ее веру. Он старался уговорить её принять новый обряд, пытался поощрять, отнимая и возвращая поместья, подсылал к ней мужа её сестры с увещеваниями. Перетянуть Морозову на свою сторону было очень важно для царя, поскольку она серьёзно поддерживала раскольников Москвы финансово и материально и имела среди них большое влияние – то есть боярыня была важной фигурой в религиозно-политической игре. Морозова даже оскорбила царя, отказавшись явиться на его свадьбу с Нарышкиной, матерью Петра I – и ей за это ничего не было. Однако в конце концов Алексей Михайлович решил арестовать боярыню и сломать её либо уничтожить.

Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву

Многие уверены, что картина изображает неравный брак – старик, пользуясь своей властью, взял замуж очередную молодую жену и трясётся над ней, как скупец над своим сокровищем. На деле картина написана по трагической легенде об одной из наложниц царя (законно считалось брать только трёх жён, всё, что сверх этого, браком церковь считать отказывалась – так что фактическая супруга Василиса, будучи по счёту пятой или шестой, жила в позоре).

«Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну», Григорий Седов (1875)
«Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну», Григорий Седов (1875)

Согласно этой легенде Грозный воспылал похотью к молодой замужней женщине по имени Василиса и убил её мужа, чтобы забрать себе в жёны. Позже по легенде была поставлена пьеса в стихах, в которой царь, любуясь спящей Василисой, слышит, что она во сне признаётся в любви к другому, приходит в ярость и убивает её. Именно этот момент, похоже, и запечатлён художником Григорием Седовым. Правда, сейчас историки сомневаются в том, что Василиса была реальным историческим персонажем – скорее, она стала собирательным образом загубленных Грозным молодых женщин, ведь он изнасиловал и сгубил много молодых жительниц Москвы.

Сюжет о муже, убитом, чтобы забрать жену, мог быть взят из библейской истории царя Давида. Да и в образе царя Седов допустил ряд ошибок из-за того, что многое о Грозном было ещё неизвестно вообще или широкой публике. На самом деле в пожилом возрасте царь сильно растолстел и потерял все волосы на голове, включая бороду, из-за хронического сифилиса. А пока волосы были – они были рыжими.

А вы знали про истории на этих картинах? Делитесь в комментариях!