В нашем путешествии когда-то этот монастырь появился, как некое чудо.
Вот была узкая улица с деревянными домами и плохоньким асфальтом, по которому машина еле-еле пробиралась... И тут же яркое солнце, ажурный мост через Волгу и белый монастырь. Тогда именно этот вид их окна машины заставил меня сказать, что я дальше никуда не поеду. Я доехала туда, куда меня звали?
Чуть выше устья реки Верхняя Старица, впадающей в Волгу, располагается один из старейших монастырей России - мужской Старицкий Свято-Успенский монастырь.
Согласно старинному преданию «… в 1110 году пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Постепенно с приходом сюда других людей образовалось иноческое братство, строится первый деревянный храм...
Обитель быстро росла, крепла. В неё потянулись люди. О многочисленности братии свидетельствует хотя бы такой факт: во время татарского погрома 1292 года только убитых монастырских иноков насчитали 125 душ, включая игумена Серапиона. После страшного татарского погрома обитель, обагрённая кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась ненарушенною».
Укреплённое городище напротив монастыря, на высоком берегу, возникает лет через 5. Годом основания города Старица считается 1297, а единственное достоверное упоминание о существовавшей в Старице обители относятся к 1312 году, когда монастырь был разрушен во время междоусобной войны между тверскими и московскими князьями.
Когда Старицу в удел получает младший сын Великого князя Московского Ивана III Андрей, он возрождает Свято-Успенский мужской монастырь немного в другом месте практически заново.
И, конечно, первым строится Успенский собор.
Его закладывают в 1520 году, а освящают через 10 лет. В описи 1607 года о монастыре говорится:
«А в монастыре большая каменная церковь Успения Пречистой Богородицы с пятью колоколами; да придел похвала Пречистой, а под ними погребен камень. Над передними вратами у церкви с монастыря подписано „Успение Пречистой воплощение, а с левую сторону подписано на двери Сергиево видение“. А в церкви находятся иконы: Деисус поясной на золоте семи пядей, а в ней девять икон; а над деисусом праздников на золоте четырех пядей. А над праздники Пречистая в Пророцех пятнадцать икон на золоте. Да двери царские резаны с сенью, столбцы заложены, а в них двадцать икон
hram-tver.ru
Даже закрытый сегодня различными пристроенными к нему строениями, Успенский собор остаётся доминирующим в монастыре. Согласно многочисленным источникам, князь Андрей Иванович строил старицкий храм по образцу московского Успенского собора (вполне возможно, что так и было)
И начинается этап бурного строительства. Возводятся стены с башнями, братские кельи, многочисленные хозяйственные службы…
В монастыре любил бывать и царь Иван Васильевич. Впервые он приедет сюда осенью 1546 года в сопровождении своего двоюродного брата, князя Старицкого Андрея, которого и оставит здесь на попечение его матери на недолгое время, так как буквально через несколько месяцев снова вызовет брата и тётку в Москву на свои свадебные торжества...
Старица царю полюбилась. То ли красотой окрестных мест и тишиной, то ли возможностью уединения в строящемся монастыре. Он повелел построить в Старицкой обители ещё одну церковь - Введенскую,
каменный двухэтажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и кельями, пару угловых башен и ворота в сторону Волги.
Забрав город Старица в опричнину, царь словно оградил его от разрушений или возможных изменений. А во время Ливонской войны здесь - в Свято-Успенском монастыре - находилась ставка русских войск, что также повысило статус и города, и монастыря.
В 1556 году в монастыре принял постриг его послушник, уроженец Старицы Иов. Сын простых посадских людей- в миру Иван - сначала обучался при монастыре, был духовно "воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен", а когда выразил желание там и остаться, мать его начала его отговаривать. Однако сын настоял на своём, и принял монашеское имя Иов в память об Иове Многострадальном. Молодой монах ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», – отмечает его жизнеописатель.
Около 1569 года обитель снова посетил царь Иван Васильевич, видимо, своим благочестием и привлек к себе его благосклонное внимание инок Иов, которого вскоре возвели в сан архимандрита, а потом перевели служить в Москву. Кто бы знал, что этот сорокалетний мужчина спустя годы станет первым русским патриархом?
Патриарха Иова вернут сюда, в Свято-Успенскую обитель в Смутное время, когда он не поддержит Лжедмитрия. Он и найдёт здесь своё успокоение через два года.
Разорённый поляками в годы Смутного времени Свято-Успенский монастырь был сожжён, а его малочисленные защитники были истреблены "отдельными представителями" грабительского войска Лжедмитрия II в 1609 году.
Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон обители, после которого она так и не смогла восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские же постройки еще долгое время оставались заброшенными.
Но в 1652 году по велению царя Алексея Михайловича мощи патриарха Иова были торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля. В монастырь снова делаются богатые вклады, он же становится и крупнейшим местным землевладельцем.
Старицкий Свято-Успенский монастырь, воспитавший многих великих подвижников православия, был не только оплотом веры. Обитель вошла в историю и как крупное хозяйство. Монастырская братия выращивала хлебные злаки, овощи и фрукты, разводила домашний скот, знала многие ремесла. Монастырь был центром грамотности и культуры. На протяжении XVII столетия положение монастыря было достаточно стабильным. Но в 1681 году страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 году была сооружена каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова.
В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались повреждённые прежде здания и строились новые. А век XVIII принёс монастырю новые испытания:
- Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.
- В 1730-е годы, в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).
В конце 30-х годов XVIII века наступила передышка. В Старицком Успенском монастыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет. В 1750 году завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е годы обновлён Успенский собор. Тогда же Трапезная перестроена в тёплый храм, перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.
- А вот начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Свято-Успенский монастырь был отнесён к 3-му классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях 1-го и 2-го классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2888 душ мужского пола), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии. Вот так росчерком пера решались судьбы многих обителей России.
Несмотря на разные разности в 1809 году в Старицком Свято-Успенском монастыре было открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим. А в тяжелое для всей России время 1812 года, когда от всех сословий России, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства, новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на военные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».
После Отечественной войны, в 1819 году, в обители был построен ещё один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора.
Нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых.
В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина. Настенная роспись в Троицкой церкви была произведена гораздо позже. Только в 1898 году.
20 августа 1824 года в истории Старицкого Свято-Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.
В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления переведено монастырское духовное училище.
После октября 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь уже в 1919 году. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет. В 1930-е гг была разобрана и стена монастыря. Осталось лишь 2 угловые башни и храмы над бывшими монастырскими воротами
Удивительно, но храмы монастыря не были взорваны или поруганы донельзя даже в период немецкой оккупации в 1941- начале 1942гг. Осталось несколько кадров, где немецкие офицеры позируют на фоне монастыря. Вид действительно удивительно хорош! Но и без драматических событий в те месяцы в монастыре не обошлось: во Введенской церкви монастыря фашисты фактически заморозили, оставив их без тепла и еды, 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобождён в новогоднюю ночь 1 января 1942 года.
Не известно, что вынудило советские власти принять решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря, но его принимают ещё до окончания войны. В 1944-45 годах начались проектные, а в дальнейшем - и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением и о восстановлении здесь монашеской жизни разговор не шёл вообще.
В конце 20 века произошло два очень важных события: мы дружно отпраздновали 1000-летие крещения Руси и 400-летие утверждения на Руси патриаршества. Именно в это время снова вспыхивает интерес к Свято-Успенскому монастырю в Старице: ведь здесь начинал свой монашеский путь первый русский патриарх Иов, которого прославили в лике святых в том же 1989 году.
18 апреля 1997 года произошло событие, которое придало новый смысл жизни как монастырю, так и городу Старица. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».
Стали приводить в порядок храмы, по камешку собирать белые надгробия, разбросанные по монастырской территории и за её пределами, восстанавливая старый некрополь...
Уже к 2013 году монастырские строения были восстановлены в первозданном виде.
Мы уже застали монастырь, поражающим своей красотой и мощью. Да, стены его абсолютно новые, так же как и башни, и часть перестроенных зданий внутри. Но он каким-то чудом сохраняет свой дух, приоткрывая всем, кому это интересно, страницы своей истории.
На данный момент Свято-Успенский монастырь относится к Тверской епархии Русской православной церкви и является объектом культурного наследия России федерального значения. На его территории проходят многие выставки, например, "Святая Гора Афон. К 1000-летию русского присутствия", и даже кинопоказы. В рамках программы "Фильмотека" вышло четыре документальных фильма, посвященных истории Старицкой обители. Кроме того, каждое лето монастырь организует паломничество к святым местам многих городов России.
Помню свои ощущения до сих пор:
С моста через Волгу, мирно катящую свои волны, сквозь яркий свет уходящего нАполдень дня, горят золотом купола храмов белого монастыря. А у меня только одна фраза мужу, который уже давно без удивления смотрит на мои причуды: "Я дальше не поеду. Мы едем к нему..."
Фотографии, использованные в статье взяты в открытых источниках интернет.