Будучи художником и лингвистом по получаемому образованию, я решила пересмотреть историю и развитие искусства с точки зрения запроса на его будущий облик. Запроса на нечто новое от человечества.
Начало
Весь XX век в модернисты стремились к тому, чтобы сократить путь доставки смысла до зрителя. Они упрощали формы цвет объём становились к тому, чтобы передать эссенцию опыта.
Чистую эссенцию опыта избегая излишних деталей изобразительности реалистичной живописи. Весь 20 век был заполнен климатом бесконечного экспериментирования. Если посмотреть на историю искусства, то оно было более-менее однородным до конца 19 века – это более-менее реалистичная живопись, скульптура, музыка и т.д. Всё было однородным и плавно перетекающим. Зачастую иногда сложно отличить работы разных десятилетий одного века до конца 19. Но с появлением модернизма образовалось столько различных течений, сколько было невозможно представить в прошлом. И эта тенденция сохраняется. Искусство не может прийти к единообразию и согласию. Оно бесконечно деформируется, изменяется, в этом поле происходит огромное количество революций и экспериментов за относительно короткие промежутки времени. С чем это связано? А с тем, что искусство находится в постоянной боли неудовлетворения, оно ищет удовлетворение в своём существовании, оно хочет быть ответом, пунктом покоя, который из раза в раз ускользает, словно ковер из-под ног.
Что же ищет искусство?
Оно ищет новый язык, новый способ дотронуться до души другого, новый способ общения.
Синдром 21 века
21 век – это век аутизма. И это касается не только распространением этих видов расстройств аутистического спектра, но и общей тенденцией к замкнутости из-за нарастающих политических противоречий, последствий глобализации, дошедших до своего пика. Сейчас происходит откат глобализации и это связано с дискурсом деглобализации – переименование Индии, отказ от английского языка, нарастающий национализм, борьба за права, поиск и интерес к национальной идентичности – тому доказательства.
Но, как бы то ни было, человек – это биопсихосоциальное существо, нуждающееся в общении.
Как я писала в предыдущих статьях: «Есть теория, что 20 век был веком шизофрении, когда из-за всех чудовищных событий психика человека разделялась на «партийную» и «домашнюю», на «официальную» и «свою», человек буквально расщеплялся, чтобы соответствовать различными тоталитарным режимам, существовавшим во всем мире. Так, согласно этой теории, 21 век — это век аутизма, когда мы, в попытках избежать реальности, создаем сетевые пузыри в Интернете, чтобы существовать в некой зоне комфорта, когда за её пределами творится чудовищный хаос.»
Если вернуться к истории, то кубизм — как первое авангардное течение, поставившее на паузу ориентацию на реальность, начинает ветвь изучения визуальности, как науки для того, чтобы без препятствий, вроде эстетики, стандартов красоты, лишних подробностей и шума передать чувство в самый мозг зрителя, словно химическую инъекцию.
Следующее поколение художников и вовсе отказывается от фигуративности, переходя к чистой абстракции. Так, Василий Кандинский создает свою теорию восприятия цвета, которая наконец-то освобождает его от формы и дает право на отдельное существование. В это время становится возможным изучения перцепции человеком мира, и если раньше художники лишь копировали реальность, то сейчас они хотят разобраться в самой сути восприятия, вычленить сущность самих органов чувств и создать наиболее точные и ёмкие способы воздействия на них.
Уже тогда прослеживается тенденция к общему языку, понятному для всех. Языку, лишенному излишеств фигуративности и общепризнанных норм. Это язык, на котором художники хотят говорить не о повседневности, о быте и заботах, а о чем-то более важном: о тревоге, экзистенциальном ужасе и сущности бытия.
Современное искусство — это запрос на новую искренность и потребность в общении. Если раньше мастера были выше зрителей и подавали им изображения, как факты, догму, которые должны внимать нижестоящие зрители, то сейчас художник стоит наравне с человеком и хочет показать, поговорить с ним. Именно поэтому этим можно объяснить вовлекающие и интерактивные элементы, заложенные в объектах современного искусства
Современное искусство пытается оторвать нас от рутины и повседневных забот, заставляя задуматься о вечных темах, которые определяют вектор развития человечества. В эпоху нейронных сетей отыскать и затронуть именно то, что делает нас людьми. Побудить к диалогу, способствующему переменам.
Если связывать искусство с наукой, то модернизм тесно связан с появлением общей и специальной теориях относительности. Новое же искусство, по моему мнению будет связано с нерешенной большой (трудной) проблемой сознания и вытекающим из неё квалиа.
ТПО
Трудная проблема сознания. Это своего рода расширение теории относительности на психику и сущность человеческого бытия. Попробую сократить объемы текста и передать сущность этой теории в одной картинке. Так, чтобы понял каждый.
Думаю, что каждый читающий, независимо от уровня образования смог меня понять. Это и есть то, к чему стремится новое искусство.
Если чуть расширить эту тему, то могу сказать, что трудная проблема сознания – это вопрос о связи между объективностью реальности и субъективностью нашего личного опыта, влияние последнего на наше восприятие. Эта проблема тесно связана с понятием солипсизма и главным страхом человечества – одиночеством – тезисом о невозможности познания другого, ведь мы настолько различны, невозможности коммуникации и понимания друг друга.
Тупик современного искусства
Тупик современного искусства заключается в излишнем сосредоточении художников на формирование своего индивидуального языка. Современное искусство – это система символов и кодификации. Знак может стать средством саморегуляции лишь тогда и постольку, когда и как индивид овладевает его значением. Способность распознавать символы у человека не задана на генетическом уровне. Эволюционно она появилась относительно недавно. В силу этого, для того чтобы научиться этому, мозг каждого человека в своем развитии должен пройти несколько важных этапов, без реализации которых, распознавание и декодирование символов с последующим раскрытием смысла написанного становится невозможным. При этом важно учитывать, что в зависимости от индивидуальных особенностей мозга, процесс обучения этому навыку у разных людей может отличаться.
Несмотря на попытки современного искусства войти в метамодерн, оно по-прежнему тесно связано с постмодерном и его методами, использует старые методы повествования. Постмодернистская ирония раскрывает поверхностность и непостоянство многих вещей, однако при этом не формирует новых аргументов и выводов. Она не способствует общению, она констатирует факт с едкой усмешкой.
Таким образом современное искусство зашло в тупик из-за излишней раздробленности, сосредоточении на личности художника и его точки зрения на мир. Оно не сближает людей, а раздрабливает их, предлагая заучивать множество индивидуальных языков авторов. Множество языков искажает изначально заложенный смысл. А единая трактовка вводит зрителя в тупик из-за несоответствия с его декодировкой значения работы.
Предпосылки
· Метамодерн — это движение в искусстве, культуре и философии, направленное на уход от принципов постмодернистской иронии и цинизма, и выдвижение искренности в качестве основного мотива. Иными словами, это возвращение к темам гуманистической и экзистенциальной проблематики, при сохранении некоторых черт постмодернистских произведений. Термин использовался ещё в середине 80-х — начале 90-х годов советским поэтом и художником Дмитрием Приговым и философом Михаилом Эпштейном, как антитеза нарастающей абсурдности поздней советской и постсоветской культуры. Абсурдность в данном случае понималась как разрыв между бытийным пониманием вещей и их официальной идеологической интерпретацией.
· Угроза третьей мировой войны. Многочисленные войны, которые вошли в 21 век – это свидетельство проигрыша искусства, проигрыша дипломатии, проигрыша диалогов и понимания друг друга. Война всегда стремится решить проблемы, которые остались нерешенными в политической сфере. Её начало не связано с предварительной подготовкой, а скорее с невозможностью использования альтернативных путей разрешения конфликта.
Периоды между историческими эпохами, когда человеческие отношения нуждаются в пересмотре, часто становятся плодородной почвой для таких катастроф. Некоторые люди придерживаются принципов, которые были эффективными в прошлом, но не соответствуют современной реальности.
Тем не менее, они не отказываются от них и, возможно, даже неосознанно могут способствовать началу войны. В прошлом главной целью войны был захват территорий. В наше время, эпоху социальных сетей, акцент смещается с территории на идеологию. Существующие войны – это последствие кризиса идеологий.
Нечто новое
Новое средство общения, должно содержать зрительные, звуковые, обонятельные, тактильные сигналы языка, которые имеют языковые значения и служат заместителями предметов, признаков, действий, выступая в системе. Это средство должно не транслировать факт, а передавать атмосферу, которую индивид может интерпретировать исходя из нечто, находящимся на самых глубинах коллективного бессознательного. Эта же атмосфера должна эмоционально проигрываться, активно моделироваться исследователем эмоций и образов коммуникатора. Это средство затрагивает поиск общности на самом фундаментальном уровне, связанном с коллективным бессознательным, стремлением к временам, когда мы все были одним человеческим стадом.
Необходимо создать средства, в котором будет множество элементов, тесно взаимосвязанных друг с другом. Эти связи должны иметь смысл, и в результате мы получим не просто одномерный текст, а сложную многомерную сеть. Можно представить это как своего рода мгновенно читаемый QR-код. Этот язык, разумеется, требует высокой степени развития ума, хотя этот ум может быть развит не в традиционном смысле.
Искусство будущего видится мне формой наркотика, который в кратчайшие сроки доставляет необходимую реакцию в мозг человека, избегая лишних контактов и нагружение лишней информации. Это яркий образ, затрагивающий все чувства. Образ, доставляющий человека опыт, который хотел передать художник.
Анализируя нашу реальность и тренды, могу сказать, что феномен TikTok или ещё более поздней культуры vines несправедливо не изучен. Хотя, возможно, прошло ещё слишком мало времени для глубокого анализа этого явления. То, что активно потребляется людьми не должно игнорироваться, несмотря на то, как молодые люди сейчас это используют и с какой целью. Феномен популярности тиктока говорит не об деградации молодежи, а о новом визуальном языке (именно повествования, а не общения). Формат короткого (10+ секундного видео), снабженного аудио и текстом видится мне идеальным для трансляции повествования среди молодежи сейчас и людей в будущем. И это необходимо использовать, а не нарекать тенденцией к слабоумию.
Итог
Странность и абстрактность в современном искусстве - это поиск общности на самом фундаментальном уровне, затрагивающие коллективное бессознательное, стремление к временам, когда мы все были одним человеческим стадом. Художники начали использовать даже готовые объекты, не потому что разучились рисовать, а потому что хотят перенести вас в вещественный опыт, использовать опыт пользования вещи, чтобы перенести вас в среду, а не показать картинку.
Человек 21 века хочет общения, но тщательно это скрывает. Он, не как художник возрождения, он не хочет показать вам истину, не хочет возвышаться над вами, он хочет побудить вас к общению, стать с вами единым целым.
Больше статей у меня в группе в ВК, присоединяйтесь! https://vk.com/ordimary