История советского комбайностроения началась в 30-х годах, с первых комбайнов, выпущенных на заводе Коммунар в 1930 году.
В 1932 году началось массовое производство этих машин в Саратове, что сыграло важную роль в механизации уборки урожая.
После Великой Отечественной войны, в СССР была проведена более четкая специализация заводов сельскохозяйственного машиностроения, и основным предприятием советского комбайностроения стал завод Ростсельмаш.
В целом, в стране образовалась большая отрасль, специализирующаяся на комбайнах. Заводы были разбросаны по всей стране.
Они более-менее стабильно поставляли сельскому хозяйству несколько видов серийных машин. Однако, присутствовали также мелкосерийные и экспериментальные проекты.
Кедр 1200
Разработанный на Красноярском заводе, этот опытный образец отличался от других комбайнов того времени.
Основной особенностью «Кедра» было расположение кабины по центру и впереди бункера с двигателем, что снижало массу комбайна.
Использование алюминиевых сплавов и пластика также уменьшило его вес. Кедр оснащался дизельными двигателями мощностью от 140 до 180 лошадиных сил.
В 1990 году, два «Кедра» были отправлены на испытания в Канаду, где они прошли успешные тесты и были оценены экспертами.
Образец считался комфортным и конкурентоспособным с зарубежными образцами.
Он был награжден золотой и серебряными медалями ВДНХ СССР. Развал страны не дал возможности наладить серийный выпуск этой техники.
Всего было построено 20 штук, после чего производство прекратилось.
СК-8
Этот комбайн был представлен в 1954 году и имел уникальную особенность - широкую жатку шириной в 8 метров.
Она состояла из центрального корпуса и двух крыльев, что позволяло автоматически принимать рельеф поля. Двигатели ЗИС-121 обеспечивали комбайну достаточную мощность для работы.
Кроме того, жатка складывалась, придавая комбайну автомобильные габариты, что существенно облегчало машине перегоны по шоссейным дорогам.
Однако, несмотря на множество достоинств, перспективный комбайн «СК-8» так и не пошел в серийное производство из-за недостатка мощности двигателя для привода молотилки.
Было выявлено, что приходилось поднимать жатку для увеличения высоты среза, что увеличивало нагрузку на комбайн.
СК-10 Ротор
Этот комбайн был первым советским зерноуборочным комбайном, в котором было применено новое парирующее устройство - аксиальный ротор. «Десятки» были созданы в Таганроге и впечатлили своими характеристиками.
На испытаниях, роторные комбайны показали характеристики лучше, чем у американских аналогов.
Однако самое важное - потери зерна у «СК-10 Ротор» были минимальными, чего не могли достичь зарубежные конкуренты.
Молотилка имела две секции - молотильную и сепарирующую. Ротор приводился в движение с помощью реверсивного редуктора, клиноременного вариатора и двухступенчатого понижающего редуктора.
Комбайн также имел гидросистему для перевода выгрузного шнека в рабочее положение, что делало его эксплуатацию удобной.
Бункер имел вместимость 6 кубических метров с центральным заполнением, и его управление осуществлялось из кабины водителя.
Кабина комбайна была герметической, оборудована системой вентиляции и виброизоляцией. Сиденье механизатора регулировалось по высоте и горизонтали, а стекла кабины были тонированными. Также в управлении комбайном применялись многочисленные электронные системы.
Двигатель был дизельным СМД-73 мощностью 250 лошадиных сил с электростартерной системой пуска.
Рабочие органы молотилки приводились в действие двигателем через двухдисковую муфту сцепления постоянно замкнутого типа и многолучевую клиноременную передачу.
Ходовая часть комбайна имела мост ведущих и управляемых колес, коробку передач с четырьмя диапазонами и объемную гидроусилитель руля. Скорость движения комбайна без ступенчатая регулировалась до 23 км/ч.
«СК-10» отличался меньшими, в два раза, потерями зерна по сравнению с комбайнами с классической схемой молотилки. Это было обусловлено возросшей интенсивностью процессов обмолота и сепарации хлебной массы, более низким дроблением зерна.
В зависимости от выбранной технологической схемы уборки, комбайн позволял собирать солому и полову вместе или раздельно, что было важным преимуществом.
Несмотря на свои многочисленные достоинства, «СК-10» так и не пошел в серийное производство. Однако, этот комбайн остается интересным примером советской инженерной мысли и инновационных решений в области сельскохозяйственной техники.