Во время празднования 30-й годовщины мультфильма режиссеры оглядываются назад и вспоминают, как сильно поначалу он смущал руководителей. Они не ожидали, что до сих пор будут отмечать годовщину.
«Что это?» — радостно напевает Джек Скеллингтон, когда впервые попал в снежную яркую деревню Санты Клауса в «Кошмаре перед Рождеством». То же самое с опасением вопрошало руководство Дисней о своеобразной стоп-моушен музыкальной анимации, увидев предварительный вариант.
«Это происходит каждый раз, когда ты делаешь что-то подобное, что-то неизвестное: стоп-моушен, главного героя без глазных яблок, еще и мюзикл, что же там обычного?» — сказал Тим Бертон во время видео-звонка из Лондона, — «конечно, они будут переживать».
«Кошмар» Бертона, который будут показывать в театрах в честь 30-летия, сейчас стал еще популярнее, чем когда-либо: в эти выходные в Голливуд-боул в Лос-Анджелесе пройдут несколько живых концертов, посвященных мультфильму, в тематических парках Диснея будут сезонные аттракционы, вдохновленные персонажами, и множество сувениров: от настольных игр до домашней утвари.
Но эксцентричный и очаровательный мультфильм не всегда был неотъемлемой частью праздничного вотч-листа. Вернемся в октябрь 1993-го года, «Кошмар» выпускался не Диснеем, а другой студией, ориентированной на более взрослую аудиторию, Touchstone Pictures.
«Они боялись, что это навредит их репутации», — сказал директор Генри Селик на видео-звонке из своего дома в Лос-Анджелесе, — «если бы в мультфильме присутствовало название Дисней, прокат был бы более успешным, но я понимаю, что это просто не вписывалось в другие их анимационные картины».
Основанная на оригинальной истории и персонажах Бертона, необычный мультфильм был срежиссирован Селиком, и после этого он стал специалистом в стоп-моушен, снимался в роликах для MTV и рекламе с участием его имени. Коллеги Бертона, Майкл Макдауэлл и Кэролайн Томпсон, написали сценарий.
За первый прокат внутри страны, «Кошмар» собрал 50 миллионов долларов. И хотя эта цифра не собиралась умаляться, он был далек от мультфильма Диснея «Аладдин», который годом раннее собрал 217 миллионов долларов только с американского проката.
В это же время Дисней не понимал, как продвигать образ Джека, худощавого, одетого с иголочки скелета, увлеченного попыткой принести Рождество своим монстродрузьям в пугающем городе Хэллоуин.
Селик сразу высказал своего недовольство по поводу количества песен Дэнни Эльфмана. 10 композиций для оживленного хронометража в 76 минут могут отпугнуть зрителей. Оглянувшись назад, он понял, что для достижения успеха запоминающиеся мелодии, которые аудитория связывала с необычной манерой повествования и дизайна, были необходимы.
Сегодня Селик не может провести и недели без свитера, шапки или любой другой одежды без «Кошмарной» символики.
«В этом году вы можете купить 4-хметрового Джека Скеллингтона в Home Depot, которого люди ставят на свои лужайки», — сказал Селик, — «мне нравится это, потому что это непривычно и невероятно. Это не просто футболка, а реальное вложение».
Для Бертона, Джек Скеллингтон воплощает в себе озабоченность, свойственную всем его работам: ужасающая мысль быть непонятым. «Концепция была основана на том ощущении, когда люди считают тебя чем-то плохим или странным, когда на самом деле ты не такой», — рассказывал он.
Селик сравнил до смешного маниакальное поведение скелета с Мистером Тодом из классического мультфильма «Ветер в Ивах», его любимым диснеевским протагонистом. «Меня всегда тянуло к персонажам как Джек Скеллингтон», — упоминал Селик, — «он увлекся чем-то новеньким и перегнул палку в своем увлечении».
Бертон, который вырос в Лос-Анджелесе, где явно ощущалось влияние латинской культуры, ощущал некую связь с Днем Мертвых, мексиканским праздником, который принимает смерть как естественную часть жизненного цикла. Это была одна из тех вещей, что вдохновила его на «Кошмар».
«Я всегда чувствовал связь с этим праздником. Люди думают о смерти как о чем-то ужасном, но это не так», — говорил Бертон, — «вот, где соприкасаются точки темного образа и более духовного позитивного отношения, которые закрепились во мне еще давно».
Для стоп-моушен, как техники, «Кошмар» стал переломным моментом непосредственно перед появлением компьютерной анимации. Селик упомянул главного оператора, Пита Козачика, за внедрение настроек, которые выделяют производство на общем фоне: дизайн и освещение, что позволяют тяжелым камерам Mitchell перемещать кадр за раз.
«Это делает фильм таким киногеничным», — говорил Селик, — «раньше в стоп-моушен использовались стоп-кадры или действительно крошечные панорамы», в основном статичный визуальный язык, который ограничивал другие истории, рассказанные в той же среде. Но, продолжает Селик, «что привнес Пит, так это свобода в передвижении камеры, которая обратила мультфильм в действительно масштабную картину».
Пока речь заходила о том, чтобы его перевоплотить концепцию «Кошмара» в телевыпуск или сделать из него анимацию, рисованную от руки, Бертон — кто ребенком обожал творения Рэя Харрихаузена и сказки Rankin/Bass, такие как «Рудольф — красноносый олень» — выжидал, пока не появилась команда, готовая воплотить его идею в стоп-моушен.
«Если вы когда-нибудь участвовали в создании стоп-моушен и видели его тактильную красоту, это как вернуться в самое начало фильмографии, когда художники делали кукол, устанавливали оборудование. Это ощущение ни с чем не сравнимо», — говорил Бертон.
Годами раннее он режиссировал «Труп Невесты» (2005 г.) и «Франкенвини» (2012 г.), тоже основанные на стоп-моушен анимации, благодаря которым он был номинирован на Оскар за анимационный фильм. Бертон глубоко погрузился в эту технику в короткометражке 1982-го года «Винсент».
«Другие средства хороши, но для меня этот самый свежий и прекрасный», — добавил Бертон.
Селик признавал свое разочарование, когда не получил достаточно отклика от зрителей на «Кошмар». Сейчас он смирился с этим, потому что эта веха в его карьере не состоялась бы, если бы не «гениальность и идеи Тима».
«Я и сейчас бы мог всю жизнь выигрывать в лотерее», — с ухмылкой упомянул он, — «кто срежиссировал «Кошмар перед Рождеством» за 20$?».
Для Селика одним из показателей того, что мультфильм стал классическим, является то, что спустя несколько лет «Кошмар» тепло встречался на показах в театре, но перед этим Дисней давал свое одобрение. Режиссер вспоминает, как дети приходили к нему домой за угощениями в ночь Хэллоуина в самодельных костюмах персонажей “Кошмара” еще до того, как появились официально лицензированные версии.
«Иногда я приглашал их со своими родителями взглянуть на оригинальные фигурки Джека в костюме Санты, сидящего в запряженных санях, и они были в восторге», — вспоминал Селик, направляя камеру на хрупкую фигурку в стеклянной витрине.
«Он больше ни мой, ни Тима, ни Дэнни», — говорил Селик, — «мультфильм теперь принадлежит миру, и мне это в какой-то степени нравится».
С 2001 года Особняк с привидениями в Диснейленде каждую осень преображался в «Кошмар», известный как Праздник Особняка с привидениями. И каждый год, с раннего сентября по октябрь, Диснейленд проводит Хэллоуинскую вечеринку в стиле Уги-Буги три ночи в неделю, названную в честь буйного злодея из мультфильма.
Бертон считал, что это воплощает в себе эволюцию мультфильма от неклассифицируемой странности до любимой уникальности. «Когда я видел его, я возвращался в те дни, когда мультфильм только снимался, и думал о том пути, который пришлось пройти. Это символизирует его очень странным образом», — говорил Бертон.
Селик добавил, что он был приглашен на самый первый Праздник Особняка с привиденими. «Они не пытались сделать из них своих персонажей», — говорил он, — «они действительно правильно поняли эстетику дизайна героев».
Книжный сиквел «Кошмар перед Рождеством. Салли и похититель грез» сфокусирован на возлюбленной Джека, Салли, и комикс-приквел «Кошмар перед Рождеством: Битва за тыквенного короля» был выпущен в прошлом году. Тем не менее, тридцать лет спустя Бертон утверждал, что оригинальный анимационный фильм был единственным в своем роде достижением.
«В каком-то смысле, он прекрасен такой, какой он есть. Один мультфильм. В стиле стоп-моушен, и он рассказывает свою историю. И это то, что делает его особенным для меня», - объяснял Бертон, - «Он принадлежит сам себе без 5 сиквелов и съемок в лайв-экшн».
Источник:
https://www.nytimes.com/2023/10/25/movies/the-nightmare-before-christmas-tim-burton-henry-selick.html