Найти в Дзене

ИСТОКИ РОДА А.Т. ФОМЕНКО (продолжение)

Думая об истоках феномена академика А.Т. Фоменко, я стал понимать, что только огромного таланта, которым, безусловно, обладает Анатолий Тимофеевич, мало. Бог наделил его ясным и светлым умом, глубокой проницательность и, если хотите, даром ясновидения. Но не только Всемогущий наделил его даром. Судьбой ему было определено иметь глубокие и сильные родовые корни. Трудолюбие, страсть к работе, полнейшая самоотдача - характерная черта рода Фоменко. Мать и отец привили ему стремление к познанию и необыкновенное чувство ответственности. Каким должен расти ребенок, если он воспитывается на заветных словах отца: “Из древних времен известно, что у людей существует два желания: счастья и власти, необходимой, чтобы добыть себе счастье. У меня желание власти всегда отсутствовало. Свои желания я удовлетворял не властью, а работой над собой для других. Да и зачем стремиться к власти, если история показывает, что почти невозможно быть всегда одновременно справедливым и властным. Злоупотребление власт

Думая об истоках феномена академика А.Т. Фоменко, я стал понимать, что только огромного таланта, которым, безусловно, обладает Анатолий Тимофеевич, мало. Бог наделил его ясным и светлым умом, глубокой проницательность и, если хотите, даром ясновидения. Но не только Всемогущий наделил его даром. Судьбой ему было определено иметь глубокие и сильные родовые корни. Трудолюбие, страсть к работе, полнейшая самоотдача - характерная черта рода Фоменко. Мать и отец привили ему стремление к познанию и необыкновенное чувство ответственности.

Каким должен расти ребенок, если он воспитывается на заветных словах отца:

“Из древних времен известно, что у людей существует два желания: счастья и власти, необходимой, чтобы добыть себе счастье. У меня желание власти всегда отсутствовало. Свои желания я удовлетворял не властью, а работой над собой для других.

Да и зачем стремиться к власти, если история показывает, что почти невозможно быть всегда одновременно справедливым и властным. Злоупотребление властью неразрывно связано с властью...

Всегда при чтении любой книги нельзя безраздельно доверять написанному. Стоит только углубиться в содержание книги, и вы сразу заметете хорошее и правильное, но часто там же найдете и несуразицы. Тот, кто слепо доверяет только книгам, тот в какой-то части обманывает себя и тем самым беднит свои знания.

Но следует иметь в виду, что богатство научного сотрудника заключается не в том, что хранится в его мозгах, а главным образом в том, как он распоряжается своим сокровищем. Надо не самому наслаждаться тем, чем ты обладаешь, а делиться с другими. Только такой путь является разумным использованием своих знаний.

В самом деле, разве богатые люди являются самыми счастливыми? Нет! Только умение пользоваться своими знаниями может превратить вашу жизнь в счастливую...

Получать знания готовыми, как бы с чужого плеча, в виде подачки, это значит следовать чужим мыслям, а не доискиваться своим умом. Надо пользоваться не чужим, а своим добром. Только тогда можно стать мыслящим ученым...”

Эти и многие другие напутствия отца, например, призыв к самоотверженности в науке и работе, безусловно, способствовали становлению не только гениального ученого, но и настоящего Человека. Человеческие качества были заложены и в любви, ласке и терпении матери. Постоянная поддержка любых начинаний мальчика, умение ненавязчиво подсказать, как реализовать свои возможности, по крупицам собирать все то, что в дальнейшем станет основой творчества. Вот они - истоки феномена Анатолия Фоменко.

*.*

Большую часть времени в дошкольные и школьные годы отдавала воспитанию сына, естественно, мать Валентина Поликарповна.

Она родилась 31 декабря 1918 года, в Донецке, в поселке, в русской семье. Ее отец, Поликарт Федосеевич Марков (Рис. 3 и Рис. 4), был простым рабочим, прекрасным отцом и гостеприимным человеком.

отец, Поликарт Федосеевич Марков
отец, Поликарт Федосеевич Марков
отец, Поликарт Федосеевич Марков
отец, Поликарт Федосеевич Марков

Родом из деревни Сомово Орловской области. Его родители - крестьяне. Во время эпидемии холеры они умерли, и четырнадцатилетний Поликарп переезжает жить к сестре, которая тогда была замужем и жила в городе Бердянске на берегу Азовского моря. Работал в поместье француза садовником, у которого была большая виноградная плантация.

Как-то Поликарп узнал, что Рутченково живут его земляки и он пешком ушел из Бердянска в Донбасс на зароботки и остался в Рутченково на всю жизнь.

Ему приглянулась хрупкая девушка, с улыбающимися глазами и с длинной пышной косой. Он женился на ней. Это была Ефросинья Андреевна Романова (Рис.3). У них родилось пять детей, в том числе и младшая дочка Валентина (Рис.5), будущая мать академика Фоменко.

Валентина Поликарповна
Валентина Поликарповна

Среда, в которой росла и воспитывалсь Валентина Поликарповна была самой обыкновенной, родители были люди с малым достатком, и надо было обладать неиисекаемой энергией и упорством, чтобы стремиться дать своим детям образование, хотя сами окончили только начальную школу.

В те времена люди часто давали обет сходить в Иерусалим или Троицу. Ходили зимой и летом, группами и в одиночку. Бабушка и дедушка Полины тоже были в числе таких поломников. Поломничество им нравилось и придавало сил.

Они видели много новых мест, которые часто сменялись, а в поле, как они рассказывали, дышалось легко, кругом тишина, птицы поют и все в тебе успокаивается. Когда возвращались из далекого путешествия с восторгом говорили о том, что они видели, как были удивлены тому, как много людей ходит к “гробу господню” и “священному холму” и как поломники до самозабвения молились, глядя на божественный холм Воскресения, как клали поклоны, разбивая свои лбы об острые камни, но ни боли, ни крови не чувствовали. Они ходил и в Киев, Новый Афон, где видели знаменитый монастырь.

Они рассказывали о встрече Нового двадцатого столетия. Как в ночь перед Новым годом провозглашали здравницу за родителей, родственников и джаже горевали о том, как быстро прошел последний год старого века. Они считали, что он был неплохим. Многие гадали каким будет начало нового века и что он им принесет.

Рассказывали они и про листовки и прокламации, которые повсюду наклеивались на заборах, и про то, как они ходили на сходки, и как однажды слушали выступление Троцкого, который приезжал в Рутченково на шахты. С волнением и тревогой слушали рабочие его речь...

Многие плакали: с подъемом, доходчивыми словами, вселяя надежду, рассказывал он народу про ту прекрасную и светлую жизнь, которая будет при социализме...

Училась Валентина хорошо, была исполнительной и послушной. Ее теради часто выставлялись на школьных выставках. Любимым предметом была математика, и в классе она быстрее всех решала задачи. Учитель математики поручил ей вести кружок по геометрии и заниматься с отстающими. Как позже говорила Валентина Поликарповна, математика нравилась ей тем, что она не допускает притворства и неопределенности - самых ненавистных ей вещей.

После окончания школы она поехала с подругой в Ростов-на-Дону сдавать экзамены в медицинский институт. Родители хотели, чтобы она стала врачом. Первый экзамен - сочинение по роману М. Шолохова “Поднятая целина”. Написала. Через день пошли с подругой узнавать результаты, списков еще не было. Они остановились недалеко от деканата и стали ждать. Через некоторое время из комнаты выходит девушка и, подойдя к ним, говорит:

- Есть среди вас Валентина Маркова?

Валентина подошла к ней.

- Директор просит вас зайти к нему в кабинет.

Она вошла в приемную. Секретарь разговаривала сразу по двум телефонам.

- Можно? - тихо спросила она, открывая дверь и входя в кабинет.

- Вы Марова? - спросил директор.

- Да!

- Присядьте!

И, указав на стоявший рядом со столом стул, попросил рассказать кое-что из биографии. Сам сел напротив и стал рыться в бумагах. Найдя, что ему было нужно, он взглянул на Валентину и сказал:

- В отрывок из вашего сочинения, который я сам сейчас прочту, постарайтесь вникнуть, будьте внимательны и, если обнаружите ошибку, остановите меня. Хорошо?

Валентина наклонила голову. Он начал читать.

Сосредоточенно прислушиваясь, боясь пропустить хоть слово, она вдруг услышала: “Меня послали к вам, - говорит Семен Давыдов, - партия и рабочий класс, чтобы помочь организовать вам колхоз. Только в колхозе крестьянству спасение, он поможет установить бедность в деревне...”

Что такое? Конечно описка! ... Но как она исказила смысл предложения.

Как только она услышала последние слова и овладела голосом, остановила директора, сказала:

- В только что прочитанном предложении я допустила описку, вместо нужного слова “устранить”, написала слово “установить”.

А сама так разволновалась, что никак не могла восстановить в памяти смысл прочитанного.

Директор принялся ее утешать, а сам спрашивает: “Почему же вы все-таки так написали?”

Валентна молчала, чувствуя, как к щекам приливает кровь. Даже под его внимательным и требовательным взглядом она не могла дать на поставленный вопрос точного ответа. Она была в каком-то тумане и машинально чуть слышно промолвила:

- Не знаю, почему так получилось. Наверное, по плохому подбору слов, созвучие привело к описке. Что она могла еще сказать в свое оправдание.

Директор молчал. Теперь она испытывала тревогу относительно написаннного и была настолько подавлена, что не могла понять, как же нужно себя вести и, почувствовав, что доказать истину не в силах, и не увидев на лице директора поддержки, погрузилась в какое-то безразличие.

У нее было такое ощущение, точно ее вырвали из чего-то целого и оставили одну лицом к лицу со своим роком.

Томительно тянулось время. Беседа длилась уже минут тридцать. Посмотрев на нее и свернув несколько раз листы сочинения, директор сказал:

- Дело серьезное, и чтобы не было осложнений, я ваше сочинение никому не покажу, а вам советую сегодня же забрать документы и уехать домой.

Опустив голову и чувствуя на себе пристальный и сочувствующий взгляд директора, она подавленной и неуверенной походкой вышла из кабинета.

Это были годы, когда за неудачно сказанное, а тем более написанное, можно было ждать больших неприятностей...

Валентина уехала домой. В городе открылся педагогический институт с двумя факультетами: историческим и филологическим. Валентина поступила на филологический.

Через четыре года она успешно закончила институт (Рис 6). Это был июнь 1941 года. Началась Великая Отечественная война.

Валентина Поликарповна
Валентина Поликарповна

Немцы пришли так быстро, что эвакуироваться не успели. Как потом говорила Валентина Поликарпона, тяжело было тем, кто покинул родные места, близких людей, но они переживали все на своей советской земле. Насколько тяжелее было тем, кто не мог уйти от немца и жил теперь рядом, под одной крышей с врагом. Трудно было даже переступить порог родного дома, занятого фашистами.

И все же, несмотря на трудности, надо было жить, и мы жили.

В один из июльских дней подруга познакомила ее с горным инженером Тимофеем Фоменко ( Рис. 7).

-5

Тима, как она его называла, стал приходить в гости. Так родилась любовь. 31 декабря 1943 года они стали мужем и женой.

Жили скромно, как можно жить в военное время. Валентина Поликарповна работала в Рутченковском горном техникуме. Студенты относились к ней с уважением, но популярность ее длилась не долго и окончилась раз и навсегда. Она готовилась стать матерью...

Родился малыш во вторник 14 марта 1945 года в пять часов утра. Весьма приличного веса - четыре килограмма и сто граммов, а ростом - пятьдесят семь сантиметров.