Найти тему
Coffee, books and notebooks

Встречают по обложке

Разговор о том, насколько важна обложка для книги и том, что вестись на красивую обложку не стоит (или стоит), всегда остается актуальным. Об этом и хочу поговорить.

Вот вроде 2023 год, дизайнеров пруд пруди, талантливых визуалов, людей с насмотренностью… А порой смотришь на книгу, а обложка как будто прямиком из 00-х.

И вот мне захотелось посмотреть историю книжной обложки в разрезе времени, какой она была раньше и в какой момент стала маркетинговым инструментом.

Непозволительная роскошь

Пропустим глиняные дощечки, берету и камень и начнем заглядывать в историю обложек с того момента, когда книга начала быть похожа а ту, которую мы все привыкли видеть: бумажную. Все мы знаем, что первые обложки для книг были вовсе и не обложками, а переплетами, делали их из кожи, а стоимость полного изделия была настолько баснословной, что в пересчете на стоимость одной книги можно было купить стадо коров. А еще обложки делали из драгоценных металлов, ткани, бархата, а иногда даже из холстов, но чаще всего все-таки из кожи. А иногда и вообще без переплета: вот вам книга, все остальное определяйте по мере своих финансовых возможностей.

Этой красотой можно только восхищаться и не дышать
Этой красотой можно только восхищаться и не дышать
Пока изучала материал наткнулась на информацию о том, что раньше обложки украшали вышивкой. Звучит, как крайне интересное хобби, которое у меня должно появиться.

Картонные обложки начали делать еще в XVIII веке, но книга преодолела очень долгий путь, чтобы стать доступной для всех.

Все это время дизайн книг соответствовал ее стоимости. Однако, те же церковные варианты обложек были совершенно простыми: название книги наносилось на кожаную обложку и готово. Такой же стиль можно увидеть еще долгие годы. Дорогие издания, инкрустированные драгоценными камнями, все-таки переходят в другой статус.

Наступает новая эра, в которой книга становится бизнесом. А переплет уступает место обложке.

Мир борьбы за внимание

Маркетологи во все времена знали свое дело когда встал вопрос о том, как продавать массовые книги, они обратились к дизайну обложек. В том числе, обложки стали рисовать художники, что открыло вектор, по которому мы идем и по сей день.

Детские издания 19 века
Детские издания 19 века

Сейчас все просто, есть технологии, художники и дизайнеры, ТЗ по которому они работают и в итоге обложка. А в начале XX века всему этому еще только предстояло научиться.

В 1939 году случилось то, что можно винить во всех ужасных обложках современности. Это день, когда зародилось "бульварное чтиво": стоимость копеечная, а обложки кричащие и вызывающие, такие, что мимо не пройти.

Те самые "бульварные" обложки, мне, кстати, попались весьма симпатичные варианты
Те самые "бульварные" обложки, мне, кстати, попались весьма симпатичные варианты

У нас, как сейчас помню, как раз в период где-то 2005-10 годов в каждом киоске продавались такого типа детективы Донцовой и Шиловой: недорогие пакеты с яркой кричащей обложкой.

Вот, кажется, они и стали на долгие годы примером для тех, кто хочет привлечь внимание к своей книге.

А это наши обложки прямиком из 90-х
А это наши обложки прямиком из 90-х

Но проблема в том, что мир меняется, а благодаря интернету потребитель каждый день видит красивые фотографии и картинки. Ну и кто после такого захочет к себе в коллекцию обложку явно намекающую на "бульварное чтиво". Я всегда смотрю на обложку, даже когда выбираю классику, и если есть выбор между несколькими изданиями одной книги, я всегда возьму то, в котором мне больше нравится обложка.

Лаконичные обложки то появлялись, то тонули в тоннах пестрых и вызывающих, то снова оказывались на коне. И сейчас, как мне кажется, у каждого жанра сложилась своя собственная легенда, по которой создают обложки.

Для себя я поняла, что "бульварное чтиво" с его обложками еще долгое время никуда не уйдет (скажем спасибо самиздату) и то и дело будет пробиваться поверх лаконичности. И какой бы плохой не была бы книга, я хочу получать ее с красивой обложкой.

Заниматься переработкой самиздата важно, от изменения обложки содержание хуже или лучше не становится. Но книгу с вариантом 2 обложки я прочитала и осталась довольна, а на книгу с первой обложкой я быы даже не обратила внимание.
Заниматься переработкой самиздата важно, от изменения обложки содержание хуже или лучше не становится. Но книгу с вариантом 2 обложки я прочитала и осталась довольна, а на книгу с первой обложкой я быы даже не обратила внимание.

Пройдя весь этот долгий путь книжной обложки, поняла, что всегда будут, как красивые, так и откровенно вызывающие отвращение обложки. И есть те, кто обращает на это внимание, и те, кому совершено безразлично на то, что нарисовано на обложке. И все это такая же субъективщина, как и сами произведения: кому-то нравится, кому-то нет.

А что вы думаете? Насколько важна обложка? Обращаете ли внимание на нее? Бывает ли так, что отказываетесь от покупки книги из-за обложки?

Ну и напоследок, просто ради интереса, книгу с какой обложкой выбрали бы вы:

-7