Неказисто выглядит Обводный канал на открытке начала ХХ века: берега захламлены, пейзаж не оживляют даже лодки с мужичками… Между тем в ту пору он служил одной из главных транспортных артерий Петербурга. А берега его были застроены промышленными предприятиями с высокими дымовыми трубами, складами и амбарами, военными казармами, домами для рабочего люда. Поэт Николай Заболоцкий в 1920‑х годах писал: «В моем окне во весь квартал Обводный царствует канал… // А вкруг черны заводов замки, // Высок над облаком гудок… // И воют жалобно телеги, // И плещет взорванная грязь, // И над каналом спят калеки, // К пустым бутылкам прислонясь». Изначально канал был задуман как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей, а также для санитарной защиты города в случае эпидемий. Его первый участок был проложен в середине XVIII века. Второй этап строительства начался в 1805 году по указу Александра I. На сооружение канала из городской казны ежегодно в течение шести лет выделялось 1 230 23