Найти в Дзене

Театр-цирк в г.Саратове в 1863-1865гг. (версия).

Мало кто знает, что когда-то в Саратове существовало увеселительное заведение под названием «Театр-цирк». Оно служило одной из временных альтернатив сгоревшему в 1862г. деревянному театру, находившемуся на Театральной площади и предвестником цирка бр. Никитиных.
Итак, всё по порядку: 29 июля 1862 года приключился пожар, во время которого сгорел саратовский деревянный театр. Сгоревший театр был в арендном содержании у некоего коллежского секретаря
Фёдора Николаевича Аверковича. Вот, как о своих впечатлениях о городе Саратове пишет в 1863г., только что приехавший сюда ,беллетрист, будущий редактор газеты «Саратовский справочный листок» и соавтор (с доктором И.Т.Неродой) «Саратовского дневника» К. Н. Ищенко в своём рассказе «Первые впечатления».
Фрагмент из рассказа:

«Задав изрядную высыпку и освоившись на новом месте, я ревностно пустился странствовать по городу. Первым предметом, поразившим мое внимание, были груды сгоревшего театра. Подобно Марию на развалинах Карфагена, блуждал я среди останков храма Мельпомены, мысленно вопрошая небо о судьбе, какой подверглись здесь Гамлет и Отелло, по всей вероятности, терпевшие одну участь с «Скопиным-Шуйским» и «Жизнью игрока». «Давно ли, - думал я между прочим, - Саратовские обыватели услаждали свои взоры и чувства зрелищем потрясающих трагедий и убийственных драм? Давно ли эта зала, от которой теперь нет и следа, горела сотней-другой огарков, от волшебного действия которых роскошные, ослепительные женские плечи казались еще более роскошными, еще более ослепительными. Давно ли эти стены, теперь сравнявшиеся с землей, потрясали громом музыки и неистовым ревом какого-нибудь Славского или Кабардинцева? А теперь?.. Теперь...
-Все величие земное
-Разлетается как дым:
-Ныне выпал жребий Трое,
-Завтра выпадет другим».
«Вскоре после пожара, - повествовал мне один из моих новых знакомых, - содержатель труппы уехал в Москву дергать зуб,
- и все кончилось».
- А самая труппа? - спросил я, пораженный злополучною участью
антрепренера.
– Труппа... Труппа... Она, подобно иудеям, рассеялась по всему лицу земному.

Театр сгорел 29 июля, а уже 25 сентября 1862г. Саратовскому Губернатору поступила служебная записка от антрепренера ( вернувшегося из Москвы от зубного врача) Аверковича, где он предлагал выстроить временный балаган для театра в г. Саратове взамен сгоревшему, до постройки нового каменного театра (ГАСО Ф.16.оп.1,д.877). Им же было выбрано два наиболее подходящих места для строительства: первое-пустопорожнее место коллежского асессора Александра Ивановича Шахматова на Царицынской ул. , в 239 пл. квартале; второе место , принадлежащее «Саратовскому Приказу общественного презрения» в 170 пл. квартале на Александровской (Горького) улице. Предложение было рассмотрено и утверждено строительство на месте А.И. Шахматова на ул. Царицынской в 239 пл. квартале.

Фрагмент карты г. Саратова за 1871г.
Фрагмент карты г. Саратова за 1871г.

Дворовое место А.И. Шахматова находилось на углу улиц Соборной и Царицынской (Первомайской) на стыке двух пл. кварталов 239 и 246.

-2

Подрядчиком на строительство был назначен мещанин Малинин.И тут же в этот год стало возводиться временное здание театра-цирка, так в дальнейшем будет называться это заведение.Балаган задумывался малобюджетным, с постановкой только одних кресел в зале, без ложи и галереи, но с печами отопления. В длину здание должно было быть 20 (43м), а в ширину 6(13м) саженей, а в высоту 2,5 (5м) сажени.Соседи вокруг, наблюдая за стройкой, забеспокоились и в «Строительную и дорожную комиссию» поступило прошение от жителей близлежащих домов о пересмотре и отмене разрешения на строительство балагана «в целях пожарной безопасности квартала и близостью нахождения с Архиерейским подворьем». Прошение подписали: живший по ул. Царицынской владелец дома с магазином напротив нового гостиного двора купец Ф.И. Курбатов; владельцы домов напротив саратовской ремесленной управы купцы А.Х. Пистер и К.А. Андреев, Г.Н. Зайцев; владельцы домов соседних пл. кварталов: Н.И. Арсков , В.В. Утяшев, П.С. Ростовцев, И.Н. Уфимцев, А.П. Колобов, И.А. Колякин, Н.Н. Алентьев.

Но рассмотрев прошение, Комиссия не нашла препятствий к постройке балагана, обязав застройщиков соблюсти противопожарные меры, такие как: «выходов из балагана должно быть более, с растворами наружу».

Реклама из газеты «Справочный листок г. Саратова»:

-3

О профессиональном уровне артистических трупп театра-цирка можно судить по немногочисленным статьям и фельетонам в саратовской газете того времени:

-4
«За неимением в Саратове театра, этого главного сосредоточия общественных разумных удовольствий в каждом более или менее, развитом крае, мы отправились 10 числа в Театр-Цирк.Судя по прежним представлениям труппою покойного Велле, мы не ожидали и в нынешний сезон хороших результатов в выражении пластики и вообще эстетического искусства. Но итальянская труппа г-на Аверино под дирекцию господ Жозефа Боракальди и Эмилия Монабени, изумила нас своим представлением. Мы видели и Петербургские, и Нижегородский-ярморочный цирки, где являются из всей Европы лучшие «волтижоры», акробаты и гимнасты и скажем откровенно: гг. Боракальди, Аверино, Монабени и малютка Аннато (любимица публики) были бы не второстепенными артистами-художниками и в столичных цирках. Исключительно замечателен из них г-н Боракальди. Этот великий художник до того гибок, пластичен, ловок, и довёл своё искусство до совершенства, что глядя на него душа замирает от изумления. Г-н Аверино в своих гимнастических упражнениях не менее заслуживает внимания: он делает чудеса на качелях, на высоте более 20-ти сажень. Со всего размаха бросаясь головой вниз и цепляясь ногами за скалку качелей на всём полёте, он приводит зрителей в оцепенение. Человеку со слабыми нервами не выдержать этой потрясающей картины. Малолетняя Аннато при красивом своём личике, со смелостью и энергичностью соединяет в себе такую симпатичность, что смотришь на неё и забываешь, что это простая смертная, нуждающаяся в дневном пропитании. Мы одного без отвращения и ужаса не могли видеть, это -ломание костей и мускулов малолетних Сабек. Нам кажется, что если бы итальянская труппа и вовсе исключила из своего общества семейство Сабек; то не только ничего не утратила бы от этого, но даже была бы в немалом выигрыше.Мы спрашивали директоров труппы, удовлетворительно ли идут сборы и ответ был таковым: «Теперь, слава Богу , жаловаться на сочувствие публики не можем; как видите театр всегда полон». И действительно-ложи были все заняты нашим передовым сословием, которое поняло, что всякое благородное искусство требует должной оценки и что от самого общества зависит удержать хорошую труппу в городе заслуженным поощрением. В беседу нашу с директорами вступился какой-то доморощенный остряк и, между прочим, пояснил как-то лаконически причину бывших неудовлетворительных сборов.-Сборы были плохи -это правда, а от чего, извольте видеть: в постройку цирка, вместо «домового», как это бы должно быть вмешался «леший». Ну, разумеется, «леший» какой же специалист по постройке. Дела и пошли худо. Он вмешался и в кассу. Глядишь, бывало, ложи полнёхоньки, а выручка вся исчезла….Само собой разумеется-глаза отводил….От «лешего» одно спасение-выворотить шубу ; вот какой-то добрый человек и выворотил… «Леший» исчез; дело и пошло как следует.Какой именной смысл из этой изустной легенде, мы допроситься не могли, да и не считали это для себя нужным. Дело в том, что цирк вполне хорош; труппа более, нежели превосходна; а этого для общества достаточно. Надо думать, что Саратовская публика вполне оценит искусство замечательных артистов.Мы слышали, что на днях будут даны бенефисы гг. Боракальди, Аверино, Монабени и Аннато. Нет сомнения, что артисты, в эти представления, дадут всё лучшее из разнообразного своего репертуара и общество сумеет достойно наградить бенефициантов своим вниманием; мы даже положительно уверены, что во все эти представления, театр-цирк будет полон. От души желаем успеха артистам -художникам.
-5

Хочу уточнить амплуа и роли перечисленных в фельетоне артистов. Аверино был воздушным гимнастом; Менабени был силачом, выступал со своими малолетними дочерями, которых держал на плечах в пирамиде; г-жа Лачинио-наездница, «волтажорка»; г-н Генц был комиком, выступал в роли бродяги с пением. Анната девочка 8 лет, была любимицей публики, рано повзрослевшая от перенесённых невзгод в своей столь ещё короткой жизни, она уже рассуждала и говорила как взрослая. Судьба её была нелегкой, Бокельманы взяли её на воспитание из одной мещанской семьи г. Казани, где девочка голодала и находилась в ужасных условиях.В труппе Анната танцевала на канате и волтижировала на коне, исполняла танец «па-де-грас» на туго натянутом канате, а так же пела и плясала по-русски в специально сшитом для бенефиса малиновом бархатном сарафане. Аннату почти каждый день катали на каретах по домам саратовцев, так она сама развозила билеты на свой бенефис. В заключение своего бенефиса, кроме всего перечисленного, Анатто делала великолепный вензель. Жорж Барокарди виртуозно исполнял свои гимнастические упражнения, а его двухлетний сын, пытаясь подражать отцу, проделывал несложные гимнастические па, чем сильно умилял публику.
Братья
Сабек, ломали высушенные хребтовые кости животных. такая традиционная забава была распространена в Забайкалье, среди монгольских скотоводов –кочевников, бурятов и даже китайцев.С виду ничего сложного-одной рукой кость удерживали , другой рукой по кости наносился мощный и хлёсткий удар…., но такая забава почему-то у саратовской публики вызывала наименьший интерес, нежели те же наездники, клоуны и гимнасты.
В заключение гастролей труппой был представлен большой исторический военно-патриотический балет:
«Слава русских военных действий в 1853г. при разбитии 65-ти тысячного корпуса при селении Карюк-Дара».
Театр-цирк просуществовал недолго. После открытия вновь отстроенного театра на Театральной площади от театра-цирка не осталось и следа, уже в 1866г. о нём ни разу не упоминала местная газета.В город до театра-цирка и после приезжали и другие цирковые и около-цирковые коллективы, представления которых проходили и на Московской площади, и в гостиницах, и в частных вокзалах. Такими были цирк папаши Вельгельма Сура и «Большой олимпический цирк» прусского подданного Карла Александровича Велле и др.

-6

Велле в 1863г.выпросил разрешения у властей г. Саратова на постройку временного деревянного цирка, сроком на 3 года. Постройку определили на дворовом месте Григоровича, во 2-ой г. Саратова части, в 247 планном квартале (позже место Очкина), с ударением на слове «временный», т.к. здесь уже было намечено строительство каменного дома под нужды 2-ой полицейской части (вариантов было несколько , в т.числе и на Армянской ул.). Цирк в этот же год уже давал представления.Через год после постройки цирка, его деревянное здание сильно рассохлось , имело много повреждений и в целях безопасности требовало ремонта. Наблюдение за ремонтом цирка Велле Саратовская дорожная и ремонтная Комиссия поручила архитектору Р. Курзанову , который вскоре рапортовал:

«В настоящее время цирк во всех нужных местах укреплён весьма удовлетворительно и прочным образом и не представляет на нынешний зимний срок никаких сомнений к допущению в нём игры, о чём донося Комиссии имею честь»