У турецкого общества никогда не было проблем с евреями. Еще в период Османской империи многие султаны приглашали в свою страну тех из них, кто пострадал от гонений в Европе. Их воспринимали, как естественных союзников против христианских государств.
Позднее в тех или иных частях державы время от времени начинались волнения, направленные против евреев. Но их инициаторами становились либо православные, либо арабы. Правительство в Стамбуле предпринимало меры, чтобы как-то примирить своих подданных разных вер и национальностей.
После появления идеологии сионизма, призывавшей евреев всего мира вернуться на свою историческую родину, турки несколько раз ограничивали эмиграцию в принадлежащую им Палестину. Когда им предложили выкупить землю за большие деньги, султан Абдул-Хамид II отказался и сказал, что не может отдать территорию, на которой уже правит ислам.
После Первой мировой империя распалась, вместо нее в Малой Азии и части Европы возникла Турецкая республика, которая порвала с прошлым и приступила к собственной модернизации. А в Палестину продолжилась еврейская эмиграция и затем было провозглашено независимое государство, но безо всякого участия в этом турок.
Впрочем, Турция, как светское и прозападное государство без каких-либо традиций антисемитизма, стала одной из первых стран во всем мире, кто признал Израиль. Были налажены активные политические и экономические отношения, которые продолжаются по сей день. В основном, израильтяне поставляют военную продукцию и содействуют развитию турецкой армии.
Много лет в эпичном арабо-израильском противостоянии по этим причинам турки, в целом, находились на еврейской стороне. Ну, еще, может быть, из-за того, что они еще со времен Османской империи несколько снисходительно относятся к арабам. Также, имелся и важный геополитический фактор: Курдская рабочая партия поддерживала палестинцев, поэтому Турция явно симпатизировала Израилю.
Но со временем отношение стало меняться. И виной тому оказалась исламская Партия благоденствия, деятельным участником которой был тогдашний мэр Стамбула Реджеп Тайип Эрдоган. В итоге военные вынудили это движение к самороспуску, Эрдоган немного даже отсидел. Но затем сплотил сторонников и вновь включился в борьбу. В результате уже двадцать лет его партия доминирует в Турции, и ее лидер почти десятилетие является президентом.
Вот по этой причине вместо светской и западной ориентации, политический истеблишмент этой страны начал действовать с тюркских и исламских позиций. Это привело к серьезному ухудшению отношений с Израилем. Эрдоган стал публично поддерживать «ХАМАС», призывать мусульман защитить Храмовую гору и т.п.
Серьезное обострение случилось в 2010-м году, когда турецкая общественная организация пыталась провести в Газу шесть кораблей с гуманитаркой, но ей в этом помешал израильский спецназ.
В конечном счете, влияние Турецкой республики в исламском мире выросло, но союзные отношения с евреями были свернуты – впрочем, главным образом, в военной сфере. Но до полного разрыва отношений дело пока не дошло. И не дойдет, по крайней мере, по инициативе Израиля, который вообще ценит связи с мусульманскими странами, ведь среди них у евреев не так много друзей.
Сейчас можно сказать так: у светских турок-кемалистов нет проблем с Израилем, равно как и с палестинцами. Но большинство из них все же поддерживает Израиль. А вот религиозные турки заведомо на стороне палестинцев, к евреям они относятся, как большинство людей в арабском мире.
Если очень примерно, то сейчас в этом плане турецкое общество разделилось напополам. Но так как именно мусульманская партия находится у власти, сильнее звучат голоса не в пользу евреев. И время от времени ведется антисемитская пропаганда не только в прессе, но даже и в школе.