Найти тему
Слово об искусстве

РЕЗОНАНСНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГОЛОСА

Голос человека – это очень сложный механизм, который изучается с давних времён. Каждый человек по-своему уникален. Во всем мире не найдется двух людей, которые были бы полностью идентичны по внутренним и внешним данным. Голос – это та «изюминка», которая есть у каждого человека от природы, его нужно развивать. Он содержит в себе множество характеристик – это сила, высота, округлость, полётность, интонация, и пр., но самое главное – тембр, именно благодаря нему мы можем узнать человека даже с закрытыми глазами. Все усилия подражать тембру и интонации другого лица бесполезны, так как строение голосовых органов людей никогда не могут быть совершенно одинаковыми. Поэтому одна и та же нота, спетая двумя певцами с голосами одного типа, при одинаковой высоте все же будет звучать различно, вследствие различной формы колебаний голосовых связок, которая обусловливает индивидуальный характер тембра. У разных людей связки имеют разную длину и толщину. Поэтому и голоса у людей различаются. Многие голоса от природы зачастую звучат грубо, неприятно, что можно объяснить иногда недостатком развития голосового аппарата, но, как правило, чаще недостаточным применением правильного дыхания. Компетентный педагоги справляет этот недостаток работой над фиксацией состояния вдоха при пении и экономным расходованием воздуха при подаче звука, учитывая силу давления. Только при соблюдении этих условий нота будет звучной и мягкой.

Голос человека – это совокупность всех звуков, которые он произносит с помощью своего голосового аппарата, который имеет сложное строение: речевой аппарат (нижняя челюсть, губы, язык, зубы) и дыхательный аппарат (полости носа, глотки, лёгкие, бронхи, гортань с голосовыми складками и система воздушных полостей, которые выполняют роль резонаторов и излучателей звука). Функции всех этих органов скоординированы нервной системой в единый процесс, в результате которого и возникает звук. Роль резонаторов, действительно очень важна для людей и здоровья их голосового аппарата. Ведь неправильное использование резонаторов или вообще полное игнорирование их работы может привести к серьёзным заболеваниям голоса. Как было сказано ранее, резонаторы – это система воздушных полостей с упругими стенками. Соответственно в этих полостях происходит такое явление, как резонанс.

Резонанс – это акустическое явление, при котором в результате воздействий колебаний одного тела, называемого вибратором, в другом теле, называемом резонатором, возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. При пении резонаторы используются для усиления звучания без лишних затрат для организма, украшения тембра и увеличения продолжительности звучания «В вокальной педагогике явления резонанса являются очень важными для понимания правильной работы голосового аппарата. Они служат, с одной стороны, акустическим показателем работы механизма гортани, а с другой – резонаторов. Достижение уравновешенности функций краевого и полного колебания голосовых связок, грудного и головного резонирования при помощи акустического феномена, т. е. возникновения звука (голоса) – это главная задача вокальной педагогики. На определенных частях диапазона, резонирование, как и смена механизмов гортани, происходит в натуральном голосе скачком, поэтому от педагога требуется обратить усиленное внимание ученика на данную проблему и работать над урегулированием правильного соотношения работы грудного и головных резонаторов. Головной резонатор расположен выше нёбного свода, в лицевой части головы, в области, которую называют «маской». Явления резонанса в области маски во время качественного пения возникают в том случае, когда тембр певческого звука, проходящего по надставной трубке и полостям ротоглоточного канала, содержит много высоких обертонов (призвуков, входящие в спектр музыкального звука), которые придают голосу такие качества как: полетность, звонкость, яркость, блеск. В грудной резонатор входят полости, лежащие ниже гортани: трахея, бронхи; эти полости обогащают голос нижними обертонами, благодаря чему звук приобретает мягкость, сочность, глубину, бархатистость звучания. При использовании этих двух резонаторов уравновешено в комплексе, звук становится объемным, полетным, близким, звонким, свободным, т. е. одновременно содержит в себе качества головного и грудного резонаторов. Певец может ощущать вибрацию резонаторов в области вокальной маски и грудной клетки посредством нервных окончаний, чувствуя вибрацию, в его сила изменять объем и форму резонаторов, чтобы вызвать наибольший резонанс. Резонаторы так же играют защитную роль в сохранении голосового аппарата. Защитная функция резонаторов обладает различными механизмами защиты гортани и голосовых складок от перегрузок, перенапряжения и травмирования в певческом процессе. Эта функция проявляется у певцов лишь при полноценном озвучивании резонаторов, что возможно только в случае овладения ими техникой резонансного пения.

-2

Теория резонансного пения появилась благодаря профессору Владимиру Петровичу Морозову, который изложил ее в своей книге «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники». Это очень важный труд, который стал результатом многолетних изысканий автора и его поисков. Теория суммирует накопленный научный опыт, полученный благодаря исследованиям, которые проводили как отечественные, таки зарубежные специалисты. Сам автор особенно выделял практическую часть теории, он охарактеризовал ее как обоснованную, научную практику, которую могут использовать выдающиеся певцы. Он рекомендовал свою теорию для изучения начинающим певцам педагогам.

Теория, предложенная Морозовым, изложена в его трудах простым языком, который доступен читателям. Согласно утверждениям автора с помощью резонансного пения можно увидеть рождение красивого, качественного голоса певца. В книге можно узнать о методиках опоры звука, дыхания, работы гортани, акустики и психологии певца. Также здесь можно прочесть отзывы о технологии резонансного пения, великих мастеров вокального пения. Согласно исследованиям Морозова, любые инструменты (орган, барабан, флейта, труба, арфа, рояль, скрипка, виолончель) обладают резонаторными полостями. Кроме того, резонаторными полостями обладают и люди. Давайте более серьезно приглядимся, как работает вокальный аппарат. Вначале подключаются связки, которые слушают команды мозга. Теперь по его команде регулируется натяжение, зона и толщина соприкосновения связок, которые действуют согласно заданным нотам. В тот момент, «когда связки смыкаются, поднимается давление, которое и дает воздуху вырваться наружу. Таким образом, рождается звук, он очень похож на тот, который возникает в момент продавливания воздуха через сомкнутые плотно губы. Об эстетическом качестве такого звука говорить не стоит. И тут возникает вопрос как этот не примечательный звук, становится чем- то великолепным, когда за дело берутся мастера пения? Если кто-то играл на мундштуке трубы, тогда он слышал, какой при этом создается звук. И этот же звук становится совершенно другим, если он проходит через такой инструмент как труба. Каким же образом происходят эти изменения, что делает их такими разными. Ответ на этот вопрос звучит так благодаря резонансу, создающемуся в трубе, усиливаются именно те частоты, которые нужны и гасятся те, которые не нужны. Таким образом появляется красивый звук. Главной функцией резонаторов, по мнению профессора Морозова, является создание красивых, эстетически совершенных звуков.

Теперь стоит заглянуть в себя и увидеть, сколько резонаторов находится внутри нашего организма: бронхи, трахея, гортань, рот, носовая полость, глотка. Кроме того, над связками можно заметить небольшую, но крайне важную над связочную полость. Именно благодаря ей создается высокая певческая форманта, которую можно услышать у великих певцов. Данную теорию. Морозов доказал экспериментально с помощью специальной компьютерной программы. Еще одним важным моментом является создание акустического сопротивление, которое позволяет человеку запустить работу связок. Большинство специалистов считает, что важно не столько прямое управление связками, как создание резонансов при помощи правильного дыхания и работы диафрагмы. Так, например, известный оперный певец Паваротти всегда говорил я пою диафрагмой, подчеркивая ее крайне важную. роль для певца. Статистика показывает, что над связочная всегда работает у певцов, использующих возможности собственной диафрагмой. Практика демонстрирует, что певцам гораздо проще справляться с первым ротоглоточным типом резонаторов. Все что для этого нужно правильно подстроить глотку и рот (например, используя зевок) под тот размер, в котором будет резонировать конкретный звук. Намного сложнее получить нужный резонанс, используя трохею и бронхи – грудное резонирование. Однако, согласно изложенной Морозовым теории, имена эта методика позволяет усилить (до 400-600 Гц) низкую певческую форманту, а также добиться высокочастотного звучания голоса, доведя певческую форманту до 3300у женщин и 2500 Гц у мужчин. Тем же певцам, которые увлекаются «маской», следует выслушать мнение Морозова, в котором он говорит что «...без поддержки нижнего резонатора верхний микстовый(«прикрытый») регистр не будет совершенным ни в эстетическом, ни в технологическом отношении». Такого же мнения придерживаются наиболее выдающиеся певцы современности. Это можно прочесть в книге автора. Согласно теории Морозова лобные пазухи, решетчатый лабиринт в основании черепа и гайморовы полости играют роль резанаторов-индикаторов. Данные полости не могут резонировать на высоких частотах, так как у них нет выхода в ротоглотку. Однако они помогают гортани и представляют индикатор качественного звучания. Эти индикаторы как бы говорят певцу «если мы правильно резонируем, значит, ты создаешь правильные звуки». В книге Морозова также описывается резонирование, которое осуществляется с помощью пазух глотки грушевидных. Они способны значительно усилить высокую певческую форманту. «Согласно трудам профессора Морозова, можно выделить пять основных принципов, которые часто применяют известные певцы: Нужно максимально активировать резонанс. Следует правильно дышать, не перегружая диафрагму. Не стоит осуществлять манипуляции с помощью голосовых связок. Следует знать образно-метафорические представления о пении. Необходимо соблюдать принципы, целостность голосовых аппаратов. Как систем дыхания резонаторы гортань. Именно поэтому в наши дни данная техника исполнения пользуется большим интересом у профессионалов и новичков. Она дает возможность даже неопытному певцу чувствовать себя более уверенно.

-3

Таким образом, преподавание по книге Морозова является совершенно необходимым фактором для людей, планирующих серьезную карьеру на сцене.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозов В. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. –Москва : ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского. – 2014. – 496 с.

2. Морозова Т. Индийская нотопись и специфика её применения к традиционным музыкальным формам // Искусство Востока. Художественная форма и традиция. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин. – 2014. – С. 34-68.

3. Плужников М., Рязанцев С. Среди запахов и звуков. – Москва : Молодая гвардия. –2017. – 271 с.

Пение
3339 интересуются