Как подлинный крейсер революции стал мусором и стройматериалами
Про то, что крейсер «Аврора» в Петербурге не настоящий и как его иллюминаторы пустили на окна сельского сортира я писал тут
От корабля, воевавшего с Японией и Германией, на нынешней «Авроре» остались кусок машины, радиорубка и рында. Как же так вышло? Ответы в настоящей истории крейсера. На самом деле все было вот так!
Гордость флота
Судьба «Авроры» довольно странным образом совпадает с судьбой России в целом: с крейсером происходило то же самое что со страной. Спущенный на воду 11 мая 1900 года в присутствии царской семьи, крейсер три года достраивался и проходил испытания. «Аврора» успела походить по Балтике, Атлантике, Средиземному морю, так, что к моменту начала Русско-Японской войны оказалась едва ли не лучшим боевым судном, построенным за последнее время, по крайней мере, в плане технического состояния и готовности к длительным переходам. Это подтвердилось во время знаменитого перехода Второй Тихоокеанской эскадры, сформированной на Балтике и брошенной на помощь осажденному японцами Порт-Артуру. Команда судна слаженно действовала как при погрузочных работах, таки в ходе учебных стрельб, проводившихся прямо во время похода. Жизнь на корабле, к слову, била ключом. Немногим известен, к примеру, тот факт, что на «Авроре» действовал театр, в котором играли как матросы, так и офицеры. На спектакли, игравшиеся в выходные дни и по праздникам, привозили матросов с других боевых кораблей.
В Цусимский пролив крейсер вошел в центре первой колонны российских кораблей и одним из первых открыл огонь по неприятелю. 14 мая 1905 года стало днем тяжелейших испытаний и для корабля и для команды. «Аврора» оказалась в крейсерском отряде, основной задачей которого являлась защита транспортов. По сути же, крейсеры с бронированными бортами прикрывали собой грузовые пароходы брони не имевшие вовсе. В самый драматический момент Цусимского сражения крейсер оказался под перекрестным огнем неприятеля, однако, благодаря грамотным действиям экипажа, потери оказались минимальными. Из более чем пятисот человек, находившихся на борту в бою погибли один офицер – капитан Евгений Егорьев и девять матросов. Еще пять нижних чинов позже умерли от ран. Восемь офицеров и 74 нижних чина получили ранения различной степени тяжести. В большинстве пострадавшими оказались артиллеристы и орудийная прислуга. Всего же в ходе Цусимского сражения «Аврора» выпустила по противнику 1905 снарядов.
Вместе с остатками разгромленной эскадры крейсер отошел в Манилу. Первая война закончилась для «Авроры» 27 мая 1905 года. Российские суда были интернированы американцами, а с экипажей взята подписка о дальнейшем неучастии в боевых действиях.
После подписания мирного договора с Японией и длительного ремонта «Аврора» вернулась на Балтику, а далее совершала походы по всему миру, выполняя представительские функции. Именно она, к примеру, возила российскую делегацию во главе с великим князем Борисом Владимировичем на коронацию короля Сиама в Бангкок.
Первую Мировую войну «Аврора» встретила, совершая учебные рейсы с воспитанниками Морского корпуса по Балтике. Вопреки расхожему мнению, активного участия в боевых действиях этой войны крейсер не принимал. Сначала «Аврора» с другими судами патрулировала Финский залив, затем прикрывала минные тральщики и один раз поддерживала сухопутные части артиллерийским огнем. Крейсер несколько раз подвергался атакам гидроавиации противника, но не получил ни одного повреждения. Осенью 1916 «Аврора» окончательно вернулась в Кронштадт, а затем перешла для капитального ремонта в Петроград. Тут-то и началась самая интересная часть биографии крейсера. Узнав о длительной стоянке в столице, капитан 1 ранга М.И. Никольский пришел в ужас. Вот что он написал в рапорте командованию: «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет в другую крайность – благодаря своей сплоченности из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная – долгая стоянка в Петрограде у завода.»
Холостой выстрел
Слова капитана оказались пророческими. До февраля 1917 ему удалось сдержать экипаж от разложения жесточайшими дисциплинарными требованиями. Нижних чинов попросту не выпускали на берег, стараясь занять все время работой. Понятно, что среди матросов зрело недовольство и для взрыва недовольства требовалась лишь искра. На «Аврору» привезли большую группу арестованных «агитаторов и подстрекателей». Среди матросов тут же поползли разговоры, что крейсер станет плавучей тюрьмой. Капитан потребовал немедленно перевести осужденных на берег. В тот момент, когда конвой вывел арестантов на палубу экипаж вышел из подчинения и попытался освободить узников. Никольский и старший офицер корабля П.П. Огранович пытались остановить толпу приказами, а когда поняли, что их все равно никто не слушает, открыли огонь из табельного оружия. В результате стрельбы двое матросов были легко ранены, а один –Порфирий Осипенко убит. Городские власти сразу же предложили подавить бунт силами казаков, но капитан Никольский отказался. И совершенно напрасно. На следующее утро к крейсеру вышла демонстрация с красными флагами, лентами и повязками. Сдерживать матросов офицеры не стали, да и все равно не смогли бы. Экипаж присоединился к демонстрантам. Агитаторы из числа рабочих потребовали расправы над командирами крейсера. Капитана и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, где собирали всех, кто пытался противодействовать восстанию. Никольского и Ограновича избили, и, сорвав погоны, выставили во главе процессии. Обоих, при этом, заставляли нести красные флаги. Офицеры отказались, за что тут же был убиты. Старшему офицеру воткнули в горло штык, капитану выстрелили в голову.
На «Авроре» началась новая жизнь с судовым комитетом, крупной большевистской ячейкой и ежедневными митингами, так что к октябрю она полностью подчинялась Петроградскому Совету. Если отойти от мифов, созданных советской агитацией роль крейсера в последующих событиях выглядит весьма туманно. Изначально он отошел от заводской пристани, для того, чтобы восстановить движение по Николаевскому мосту. Его захватили и развели юнкера. Крейсер подошел к мосту в упор и его защитники разбежались. Корабельные электрики свели мост и «Аврора» отошла к Английской набережной. Оттуда в 21:40 и прозвучал тот самый холостой выстрел. По плану переворота далее «Аврора», якобы, должна была стрелять по резиденции Временного правительства боевыми. Это, однако, представляется весьма сомнительным. Во-первых, с такой позиции по Зимнему дворцу стрелять невозможно – помещают дома на набережной. Во-вторых, боевых снарядов на «Авроре» попросту не было. Весь арсенал выгрузили на базе в Кронштадте. Зачем вести вооруженный крейсер в доки! Да и холостой заряд на борту оказался по чистой случайности. Икону и основное средство вооруженной борьбы пролетариев из «Авроры» сделали гораздо позже – в эпоху развитого социализма. Тогда же, в 1917 крейсер рассматривался как самое обычное судно, притом, старое и мало на что годное. Позже «Аврору» и вовсе планировалось… затопить на подступах к Кронштадту. Ожидалось нападение английской эскадры и героическое судно стало бы искусственной преградой. Ее для этих целей даже в залив несколько раз выводили. На самом же корабле, команда которого состояла не из одних большевиков, творилось черт знает что. По чистой случайности судовым врачом была предотвращена попытка массового отравления – кто-то ненайденный проник на камбуз и отравил еду перед обедом. Далее на борту обнаружили бомбу, при попытке обезвредить которую прогремел взрыв. С «Авроры» сбежал отставленный после выборов председатель судового комитета А.А. Корунов. Дезертир украл красный флаг – тот самый, под которым пушка «стреляла» по Зимнему» и… раскроил его для пошива кофты.
Участия в Гражданской войне «Аврора» не принимала вовсе – практически весь экипаж ушел на сухопутные фронты. До 1923 года она без дела стояла у причала в Кронштадте, а затем вновь стала учебным кораблем. Кстати, отличилась она и в этом качестве. 20 июля 1923 года близ Кронштадта проходили шлюпочные учения. Вечером авроровцы высадились на форт «Павел 1» дабы отдохнуть. Отдых сопровождался употреблением спиртного, и, невзирая на то, что на форте хранился весь немалый запас мин Балтийского флота, курением. Взрывы от начавшегося «в результате неосторожного обращения с огнем» пожара гремели более суток. В Кронштадте и расположенном на другом берегу Ораниенбауме не осталось ни одного целого стекла.
Великая Отечественная прошлась по «Авроре» катком. Уже в июле 1941 с крейсера сняли все пушки и сформировали батарею под названием «Аврора», которая погибла в боях с немецкими танками. Само судно, вооруженное единственной зениткой, обстреливалось как с воздуха, так и с суши, быстро пришло в полную негодность и, в конце концов, затонуло.
Снится сортир
Поднять то, что осталось от героического крейсера революции удалось лишь со второй попытки. «Аврора» оказалась на верфи где ее... перестроили под легендарный «Варяг» и отдали киностудии имени Горького для съемок одноименного фильма. То, что получилось в результате и встало на вечную стоянку к Нахимовскому училищу 17 ноября 1947 года. Ничто, однако, не вечно под Луной. К началу 1980-х годов нижняя часть авроровского корпуса попросту сгнила. Из трюма круглые сутки откачивали воду. Стало ясно, что до пафосного празднования 70-летия Октября крейсер не достоит.
18 августа 1984 года «Аврора» отправилась на Северную Верфь. Тогда ее провожали тысячи людей, высыпавших на набережные. Ленинградцы не знали, что видят подлинные останки крейсера революции в последний раз. По сути, на верфи началось, строительство нового корабля, обошедшееся государству в 35 миллионов рублей. «Аврору» разрезали вдоль корпуса. В новую конструкцию стали вставлять наиболее сохранившиеся элементы старого судна. Так что на Петроградскую набережную вернулся полный новодел. Возник естественный вопрос: что же делать со старым корпусом. Уничтожить? В годы советской власти такое сочли бы идеологической диверсией. С трудом державшийся на плаву корпус отбуксировали к поселку Вистино на Лужской губе Финского залива. До войны там строили базу для военных кораблей. В 1941, с наступлением немцев ее взорвали, дабы не досталась врагу. К одному из побитых взрывами пирсов и встала «Аврора».
Сперва, крейсер революции по-тихому грабили военные. Потом, с их полного согласия местные жители – работники рыболовецкого совхоза «Балтика» кинули кличь: «Мужики, айда «Аврору» резать!». Откликнулись многие. Вандалы не скрывают, что вывозили имущество грузовиками. Иллюминаторы, двери, кафель из душевых, листовая медь, металлические трапы. Последние выпиливали при помощи сварки. В какой-то момент сработала остававшаяся нетронутой система пожаротушения, и весь корабль залило пеной.
Конец подлинного крейсера-иконы оказался совершенно незавидным. Когда брать на борту стало нечего, остов решили наполнить камнями и, оттащив от берега, превратить в волнорез. Первая часть операции прошла успешно. Вторая – нет. В десятке метров от берега корпус завалился на бок и намертво увяз в иле. Он так и лежит, словно скелет гигантской рыбы и по сей день подвергается атакам стервятников. Зимой, когда залив замерзает, на лед выходят охотники за металлом. Летом у «Авроры» ныряют дайверы, пытаясь поднять хоть что-то и превратить в сувенир. За последними, кстати, совсем не обязательно опускаться под воду. Достаточно просто пройти по окрестным деревням и внимательно посмотреть на постройки конца 1980 - начала 1990-х. Детали корабля, ставшие строительными элементами встречаются на каждом шагу. Самый креативный пример народного творчества высится у въезда в деревню Дубки. Местный житель вставил корабельные иллюминаторы в ворота дома и… туалет, превратив его в гальюн.
Новая жизнь
По иронии судьбы с «Авророй» оказалось связано не только начало эры советской власти, но и ее конец. Ограбленный корпус топили в заливе в августе 1991. Через две недели грянул путч, и в стране началась новая жизнь. Подлинная «Аврора» страшно отомстила своему муляжу. От того, что началось на новеньком борту пришли бы в ужас как те, кому приходилось служить крейсере, так и те, кого принимали в пионеры на его борту. На «Авроре» сняли самый настоящий порнофильм. «Русский Ларри Флинт» Сергей Прянишников проник на борт под предлогом съемки кино о революции. Правда, порнопродюсер не стал расшифровывать, что фильм «В борьбе за это» посвящен революции сексуальной. «Аврору» стали сдавать под корпоративы. Самый известный прошел с участием Валентины Матвиенко, Эльвиры Набиулиной и Ильи Клебанова. Чиновники послушали Сергея Шнурова, посмотрели танцы полуголых балерин и перформанс арт-группы «Речники», заключавшийся в прыжках с борта крейсера в Неву. «Аврора» стала местом ярких политических акций. Так. в октябре 2011 на ней подняли пиратский флаг. В довершение всего от «Авроры» отказались военные – зачем флоту судно, лишенное ходовой части. Вооруженным силам крейсер вернул Сергей Шойгу. Он же был инициатором нового капремонта, в результате которого «Аврору» привели в ходовое состояние. Правда, сама она после этого так никуда и не ходила!