Моя первая самостоятельная попытка разбора иероглифа, с благодарностью к учителю Дмитрию Александровичу, который открыл для меня мир иероглифов, научил понимать их.
Для разбора я взяла иероглиф 无 wú. До реформы письменности 1964 года он писался так 無. Большинству он знаком как: универсальное отрицание древнекитайского языка и книжного литературного языка; указывает на отсутствие: Не иметь, не обладать, нет, никто, ничто, не, ещё не, не смей, не надо. 無(无) wú называют универсальным отрицанием, его можно использовать практически в любом случае. Считается, что он выполняет роль антонима к иероглифу 有 yǒu - иметь.
А вот о его другом значении, сакральном, многие не подозревают. Словарь Палладия: 無 (无) wú: У даосов- источник бытия.
У Буддистов- четыре понятия: 1. то, чего еще нет; 2. что было и уже нет; 3. чего нет в другом; 4. небытие абсолютное, чего нельзя допустить.
Словарь Ошанина: Небытие; густой, обильный.
哲学概念。指无形、无名、虚无等,或指物质的隐微状态。《老子》第四十章:“天下萬物生于有,有生于無。”
Философская концепция. Относится к бесформенности, безымянности, небытию и т. д. или тонкому состоянию материи. «Лао-цзы» Глава 40: «Все в мире рождается в бытие, а бытие рождается из небытия».
С этим иероглифом образуются слова:
无二 wúèr (無二) Неизменный, до конца преданный.
Разберём этот иероглиф. Со значением 无 (無) мы определились, но что означает 二 èr?
Л. Вигер даёт такую трактовку знаку 二: 1. Знак двух начал природы инь и ян; знак земли, потому что она параллельна небу.
2. Обозначает в иероглифе число два;
3. Передаёт два предела, две крайности;
4. Представляет старую форму изображения верх 上shàng.
Что вложили в данный иероглиф древние китайцы?
Небытие и два начала породившие всё сущее или что-то иное?
无二鬼 wúèrguǐ (無二鬼) пустышка; бездельник; беспутный (никчёмный) человек
鬼 guǐ словарь Палладия: Дух, демон, приведение. Позднее, с распространением будизма этим словом стали обозначать целое царство демонов, или низших форм перерождения.
无疆 wújiāng (無疆) безграничный, бесконечный, беспредельный.
Где иероглиф 疆 jiāng переводится как граница, рубеж, предел; межа; территория
无极 wújí (無極)1) высшее начало, начало всех начал
2) беспредельный, безграничный, бесконечный.
Иероглиф 極 словарь Палладия: Верх, конек крыши. Полюсы. Крайняя точка, конец, окончить. Крайне, чрезвычайно.
Словарь Ошанина: крайний; высшая степень; верх; полярная звезда; конек крыши (в том числе образно: царский трон, высокое место)
太极 tàijí (太無) великий (изначальный) предел (до выделения сил инь - женской и ян - мужской), высшее начало, начало всех начал
Ван Цзунъюэ: «Тайцзи 太無 родилось от Уцзи 無極, или предельного «ничто». Это источник динамичных и статичных состояний, Мать Инь и Ян. Если они движутся — они разделяются. Если они неподвижны — они сочетаются».
太tài Словарь Ошанина: слишком, чересчур, чрезмерно, великий; почтенный, почитаемый, уважаемый; высший,
无极图 wújítú (無極圖) даосское: чертёж (диаграмма) бесконечности
无极拳 wújíquán (無極拳) безграничный бокс (武当 уданская школа бокса, 128 приемов, с дин. Сун)
拳 quán Словарь Ошанина: Кулак; Сила; сжимать в руке;
无有 wúyǒu (無有) даосское: бестелесное, бесплотное, не имеющее формы (о Дао)
有 yǒu словарь Ошанина: обладать; иметь; наличие, бытие; богатство, состояние; владение, территория
无生 wúshēng (無生) буддистское: конец перерождениям, вечность, нирвана
生 shēng словарь Ошанина: родиться, жить, существовать; возвращаться к жизни, оживать, воскресать; характер, природа
无明 wúmíng (無明) буддистское: омрачение, источник форм бытия
明 míng словарь Ошанина: светлый, ясный; постигать, понимать, познавать; чистый; свет как проявление мужской силы, сила ян
无常 wúcháng (無常) буддистское: непостоянный, преходящий (напр. о рождении и смерти в перерождениях)
常 cháng словарь Ошанина: постоянный, частый; регулярный; некогда, в прошлом, когда-то;норма; традиция; обычай.
无为 wúwéi (無为) в даосизме - недеяние
为 wéi словарь Ошанина: делать; действовать; поступать
Если значение слова понятно, то его происхождение не совсем ясно,
мнения синологов расходятся.
Ещё одной ранней формой написания этого иероглифа считается 橆
Для начала посмотрим его исходный вид, как он писался изначально.
Этимологический разбор данного иероглифа делали как отечественные, так и зарубежные синологи.
Профессор синологи Колоколов В.С. объяснял написание иероглифа 無 так: Два раза двадцать 廿廿, 大 больших лесов 林, которых теперь нет, остались только обугленные остатки 灬. Отсюда значение отрицания: не, нет, не осталось.
Знак 灬 является сокращенной формой написания знака огонь 火 huǒ.
Синолог XIX в. Леон Вигер: Действие множества людей 廿廿 大 в лесу 林, они производят порубку леса. В древнейшем начертании содержался ещё знак 亾 wáng (современное написание 亡 ) в смысле "исчезновение, отсутствие, отрицание.
Жак Лавье указывает, что: 无 древняя форма 無. НЕбытие, не (являться). Проникать в изначальное, непроявленное , Небесное Дао. Внизу человек, который через свою шею проник (это основное препятствие на пути к голове, индивидуальному Небу) выше, в изначальное Единое 一 (верхняя черта). Смотри 元yuán - изначальное, голова.
Китайская Википедия, ведёт развитие иероглифа от знака 舞 wu танец, танцевать. Ранние рисунки изображают танцующего человека с раскрытыми руками, держащего хвост быка.
Но со временем, ввиду одинакового звучания слов произошла подмена и иероглифом танец, стали обозначать отрицание, тогда, чтобы разграничить иероглифы, к знаку танец добавили элемент 舛, так произошел известный сейчас иероглиф танцевать 舞.
Давайте посмотрим на декомпозицию знака 無 (无wú)
Человек大 , двадцать 廿廿, деревья 林 , исчезать 亾. Эти же знаки в первоначальном виде на фото.
О танце здесь ничего не напоминает и если посмотреть иероглифы с 無, то там также нет указаний на него.
䉑 бамбук с черной кожей
蕪 (芜) заросший буйно сорняками; густая поросль трав
廡 (庑) крытая галерея, веранда, портик
憮 (怃) большой, любить, гордиться, изумлённый
幠 разрастаться, гордиться, зазнаваться, покрывать
Значения знака 無 не передают ни танца, ни небытие. Ещё вопрос зачем внизу иероглифа появился огонь 灬, если в изображениях его нет?
Возможно дело в том, что изначально не было стандартов письма и знаки могли передавать немного по разному, кроме того при переписывании книг, писчики могли и допускали ошибки, искажая иероглифы, возможно такая ситуация появилась и здесь, вместо деревьев внизу, не разобрав приписали чёрточки 橆-無.
Реформа письменности Цинь Шихуанди в 213 г до н.э., при которой он ввёл единый стандарт иероглифов, но при этом много иероглифов пострадало, какие-то могли исчезнуть совсем, какие-то видоизменились, тоже могло повлиять на различие в написании.
Интересна ситуация и с упрощенной формой иероглифа 无 .Он оказался не таким уж и упрощённым.
Иероглиф 无 уже использовался в эпоху Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н. э), как писал Л. Вигер: Проникать в изначальное, непроявленное , Небесное Дао. Внизу человек, который через свою шею проник (это основное препятствие на пути к голове, индивидуальному Небу) выше, в изначальное Единое 一 (верхняя черта).
Здесь надо проверить с каким значением употреблялся этот иероглиф в древних текстах. Возможно понятие небытие связанно именно с этим иероглифом.
Эволюция иероглифа в схеме. Скорее всего иероглифы 橆 (無) и 舞 были разными иероглифами и отдельно существовал 无.
Для понимания иероглифов необходимо понимания и культуры Китая и основ даосизма. У тех, кто интересуется даосизмом, существует иллюзия, что Дао - это всего 1 метод. Но на самом деле, за это длительное время эволюции методы и школы даосизма также менялись. И для тех, кто практикует, распространяет и изучает Дао, очень важно знать эту структуру даосизма. В нашем Центре проводятся платные онлайн лекции-занятия по различным аспектам даосизма и практические занятия. На теоретические занятия действует ссылка 30% на первый месяц. На получение ссылки я вышлю квитанцию.
По материалам лекций Центра Дао Дэ, с добавлением личных мыслей и исследований.
Пожалуйста ставьте лайки, это позволяет найти новых читателей.