Большое рукотворное море, раскинувшееся на территории Ярославской, Тверской и Вологодской областей севернее Рыбинска. Его недолгая, но во многом уникальная история хранит печальные и светлые страницы. Это самая верхняя точка Волги: вырываясь из рыбинской дамбы, дальше река течёт к югу.
План «Большая Волга»
Говорят, первые мысли о строительстве на Волге дамб, в том числе и в районе Рыбинска, появились ещё в Российской империи. Так это или нет, история рыбинского гидроузла начинается только в советские годы. По инициативе партии и правительства в 1923-м году намечен масштабный план ― «Большая Волга». По замыслу организаторов он должен был решить извечную проблему волжского судоходства и превратить главную русскую реку в крупную транспортную сеть. Планировалось создание восьми крупных гидроузлов, которые со временем назвали Волжским каскадом.
Результат оправдал ожидания. Построено множество каналов, которые позволили Москве гордо носить статус порта пяти морей. В систему Волжского каскада вошли восемь гидроузлов, один из них ― Рыбинский. У каждого узла выше плотины находится водохранилище. Рыбинское море планировалось как самое большое в мире, таковым и было вплоть до заполнения в середине 50-х Куйбышевского водохранилища, площадь которого 6500 квадратных километров против 4590-та у Рыбинского. Тем не менее, наше искусственное море остаётся одним из самых больших в Европе да и на всей планете.
Начало
Но углубимся в историю. Для воплощения плана «Большая Волга» основали специальную организацию ― Волгострой. В 1938-м году, когда все проектные работы были завершены, управление Волгостроя перевели в Переборы. В те годы ― небольшой населённый пункт под Рыбинском, сейчас ― один из городских микрорайонов.
К слову, село раньше называлось Перебор и столь оригинальное имя по легенде получило от барина, который таким образом увековечил свой выигрыш в одноимённую карточную игру. В 1935-м году экспертная комиссия Волгостроя в отчёте ошибочно записала село под названием Переборы. С тех пор именно оно и стало для поселения официальным.
В те годы Волгострой наращивал хозяйственную базу, нанимал рабочих, создавал инфраструктуру для строительства. Представьте, общая длинна железнодорожных путей организации равнялась 280-ти километрам! Для грандиозной стройки специально возвели кирпичные и бетонные заводы. Но самым впечатляющим для тысяч людей стали вовсе не эти показатели, а готовящееся затопление Молого-Шекснинского междуречья.
Русская Атлантида
Одновременно со строительством Рыбинского гидроузла началась подготовка к затоплению территорий для водохранилища. Чтобы передать масштаб проекта, приведём некоторые цифры.
Для создания Рыбинского водохранилища было необходимо:
— Затопить 5000 квадратных километров территории;
— Пожертвовать городом Молога и ещё шестью сотнями сёл и деревень;
— Переселить 130 000 человек;
— Вырубить 3645 квадратных километров леса.
Все это нужно было реализовать к весне 1941-го, на которую запланировали начало наполнения Рыбинского водохранилища за счёт частичного перекрытия русел Волги и Шексны.
13-го апреля 1941-го года рыбинская плотина встала на пути у воды. Именно эта дата считается днём рождения рукотворного моря.
Жизнь после затопления
Стоит разрушить самый стойкий миф о строительстве Рыбинского водохранилища. Десятилетиями из уст в уста передают страшную историю о том, как люди, не желавшие покидать свои края, приковывали себя цепями к домам и, как в голливудском кино, уходили на дно, сбиваемые с места сокрушительным водным потоком. На самом деле затопление проходило постепенно. Некоторые территории скрылись под водой сразу, и пароходы пошли по судоходным трассам, другие ждали свою участь годами.
Первый агрегат Рыбинской ГЭС запущен в эксплуатацию 19-го ноября 1941-го года, второй ― в январе 1942-го. Ток из Рыбинска и Углича пошёл до Москвы. Всё это происходило в тяжёлое для СССР время на фоне Великой Отечественной войны. Чтобы генерировать больше электроэнергии, Рыбинская ГЭС срабатывала воду до самых низких отметок, поэтому наполнить водохранилище до проектного уровня удалось лишь к 1947-му году.
Сегодня Рыбинское море ― в первую очередь важный транспортный узел для судоходства, и снабжение электроэнергией уже не является первоочередной задачей.
При низком уровне воды можно увидеть то, что осталось от города Молога. Узнать о нём больше можно в рыбинском музее Мологского края. Экспозиция повествует не только об истории Рыбинского водохранилища, но и самом затопленном городе: его планировке, укладе, купцах и традициях.