В цикле статей под названием "Ужасный атом", я хочу рассказать об операции «Эномороз», которую в сороковых годах прошлого века провела советская разведка. В ходе этой операции внешняя разведка Советского Союза освещала ядерные исследований в Германии, США и Великобритании. Но в первой статье нам придётся говорить больше о физике и химии, нежели о разведке. Итак, дорогой читатель начнём.
В 1869 году русский химик Дмитрий Менделеев составил периодическую систему химических элементов. Эта таблица была построена на основание периодического закона Менделеева, который гласит: «Свойства элемента, а потому и свойства образуемых им простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса».
Спустя полвека после открытия Менделеева, датский физик Нильс Бор описал атом. По атомной модели Нильса Бора предполагалось, что атом состоит из ядра, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные частицы (электроны). В свою очередь атомное ядро состоит из положительно заряженных частиц (протонов) и частиц с нейтральным зарядом (нейтронов). Число протонов и электронов в атоме равно порядковому номеру элемента в периодической системе Менделеева. Число нейтронов = атомная масса элемента – число протонов.
В феврале 1932 года британский физик Джеймс Чедвик, наблюдая за распадом полония, обнаружил излучение. Он предположил, что это нейтроны, и смог вычислить массу нейтрона. За своё открытие Джеймс Чедвик получил Нобелевскую премию.
На тот момент в периодической системе Менделеева было девяносто два элемента. Последним был химический элемент уран. Он значился под № 92.
После открытия Чедвика, учёные поняли: если бомбардировать нейтронами ядро урана, то можно получить химический элемент с порядковым номером выше, 92. Эти ещё не открытые химические элементы назвали трансурановыми. Каковы их свойства, и будет ли от них польза, никто из учёных не задумывался. Началась гонка между Эрнестом Резерфордом (Великобритания), Ирэн Жулио-Кюри (Франция), Энрико Ферми (Италия). Отто Ганом (Германия), Игорем Курчатовым (СССР). Всех физиков привлекала абстрактная научная проблема, за решение которой последует вручение Нобелевской премии. О том, что их исследования приведут к созданию атомной бомбы, никто из учёных в то время не догадывался.
Советская внешняя разведка внимательно следила за работой физиков из США, Великобритании и Германии. Об этом интересно рассказано в книге Евгения Горохова «Операция «Эномороз»». Скачать книгу можно на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/
Первым о практическом применении своих научных изысканий додумался немецкий физик Отто Ган. Об этом я расскажу в следующей статье.