Найти в Дзене
О Москве нескучно

Сейчас это просто пустырь на ВДНХ: но что там было раньше

Оглавление

Где находится этот пустырь и почему он появился? Что располагалось на этом месте ещё с открытия выставки в 1939 году? Чему была посвящена эта постройка? Почему критики в те времена говорили, что у этого павильона совсем нет характерных черт региона, которому он был посвящён? Что посетителям показывали внутри? Почему после повторного открытия выставки здесь находился уже другой павильон? А также - что там было потом? Куда исчезло это здание? И осталось ли что-то на ВДНХ от него сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Красиво, ярко, интересно

В наше время справа от павильона №64 ("Оптика") около фонтана "Каменный цветок" находится пустырь. Здесь только аллея и газон с деревьями. Однако раньше тут находилась весьма интересная постройка. Она появилась ещё к открытию выставки в августе 1939. Хотя конструкция в первоначальном варианте была готова ещё двумя годами ранее. Но затем её, как и почти всю будущую ВСХВ (ВДНХ) переделали. Речь о павильоне "Сибирь". Там гостям выставки хотели показывать достижения советского сельского хозяйства в Новосибирской, Челябинской и Омской областях. А также успехи Красноярского и Алтайского края в той же сфере.

Создавал итоговый вариант павильона архитектор А.П. Ершов. Кстати, на тот момент он являлся всего лишь аспирантом. От первоначальной версии новый проект отличался наличием портика. То есть выпирающей частью по центру фасада с круглыми колоннами. Остальные имели форму квадрата. На вершине здания установили скульптурную композицию "Животновод и колхозница". Если присмотреться к старым фотографиям, то вы увидите в руках у женщины пшеницу, а у мужчины - маленькое создание, похожее на телёнка. Всё это окружала пышная растительность. Автором такого украшения стал скульптор Степан Надольский.

Этот же автор создал скульптуры по бокам павильона. Слева находилась фигура комбайнёра. Официально у неё было название "Штурвальный". Это человек, который управлял сельскохозяйственной машиной. Справа располагалась статуя доярки с платком на голове и ведром в руке. Фасад здания также украсили разным лепным декором. А в центральной части разместили живописное панно. Эта композиция демонстрировала сибирскую природу: величественные реки, пышные деревья и бескрайние просторы.

"Не бойтесь ошибок - мы вас поддержим"

К сожалению, после открытия выставки в августе 1939 года, павильон получил негативные оценки. Все отмечали высокое качество работ и в целом красоту деталей фасада. Однако обращали внимание, что всё это никак не отражало именно Сибирь, и могло подходить к любому другому региону. То есть проекту Ершова, по словам специалистов, не доставало индивидуальности. Но этому сразу нашли объяснение. Вот что писали в специальной литературе тех лет: "Сибирь не так богата памятниками своей архитектуры, образцами народного мастерства, как Армения, Грузия или какая-либо средне-азиатская республика. Благодаря этому, задача создания образа одной из последних несоизмеримо легка сравнительно с труднейшей темой Сибири".

Павильон "Сибирь" в цвете, 1939. Здесь можно хорошо рассмотреть панно в центральной части фасада, лепные крашения и скульптурную композицию наверху. Автор фото: Harrison Forman. С сайта www.pastvu.com.
Павильон "Сибирь" в цвете, 1939. Здесь можно хорошо рассмотреть панно в центральной части фасада, лепные крашения и скульптурную композицию наверху. Автор фото: Harrison Forman. С сайта www.pastvu.com.

Внутри павильон делился на несколько залов. Первым делом люди попадали в вводный. Там были разные общие сведения: карты, исторические факты и демонстрация основных богатств местности. Особенно выделялась фраза М. Горького на стене, чтобы показать, насколько регион преобразился за годы советской власти. Вот, что она гласила: "была раньше Сибирь каторжная, необъятный край необъятного горя, край кандалов и смертей. Сейчас есть обновлённая колхозная земля - Сибирь Советская, край социалистического созидания". Далее располагались три других зала: Новосибирской и Челябинской областей; Алтайского края; Красноярского края и Омской области.

В общем, павильон вышел добротным как снаружи, так и внутри. Хоть и не обладал, по мнению критиков, какими-то присущими именно Сибири характерными чертами. В таком виде постройка стояла до реконструкции выставки начала 1950-х. Здание тогда не стали сносить и возводить заново. Решили ограничиться изменением декора снаружи и внутри. Панно в центральной части замазали красной краской. Стены приобрели другие лепные украшения. А все колонны теперь стали круглыми.

Огненная судьба

Скульптурную композицию наверху заменили чем-то более абстрактным. По бокам вместо штурвальщика и доярки установили декоративные вазы. Считается, что уже к открытию выставки в 1954 году постройка имела новое название - "Урал". Однако в книге главного архитектора будущей ВДНХ А.Ф. Жукова, изданной в 1955-м, павильон по-прежнему именуется "Сибирью". Кроме того, Жуков отмечал, что тематику местности отразили в декоре внутренних помещений. Например, вводный зал обзавёлся огромным панно. Там запечатлели природные красоты от Урала до Дальнего Востока.

Однако, судя по фотографиям, внешний декор всё-таки отражал тему Урала. Да и табличка над входом была уже новая. Почему павильон решили отдать другому региону неизвестно. Существует версия, что регион Урал сильно развился за годы Великой Отечественной. Туда эвакуировали множество предприятий. А спустя время трудящимся из этой местности уже было, что показать в качестве своих достижений широкой публике на главной выставке страны. Однако новое название павильона продержалось недолго. Уже в 1959 году его переименовали в "Трудовые резервы", а в 1961-м на нём появились буквы, которые сложились в "Профессионально-техническое образование".

Внутри часто были разные выставки, на которые нередко приводили школьников. Им показывали оборудование, приборы. Объясняли, как всё это работало. Ну и в принципе мотивировали связать свою дальнейшую судьбу со сферой производства. В таком виде павильон просуществовал вплоть до начала 1990-х годов. Тогда на территории выставки случился пожар. Кстати, в то десятилетия это не было редкостью. Например, в 1996-м огонь уничтожил "Летний театр". Ну а несколькими годами ранее из-за возгорания исчез бывший павильон "Урал". Всё, что от него осталось, это две вазы, которые стояли по бокам от входа. Их можно лицезреть и сегодня. Они располагаются около павильона №2 "Робостанция".

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!