ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ
Как правило, заседания педагогических советов проводятся не чаще одного раза в два месяца. Длительность педагогического совета по времени составляет не более 2–2,5 часов. В течение учебного года должны быть проведены педсоветы:
– установочный педсовет, который проводится в начале учебного года;
– тематические педсоветы, которые проводятся в соответствии с направлениями работы дошкольной организации и задачами годового плана;
– итоговый педсовет, который проводится в конце учебного года.
Установочный педсовет.
Название происходит от слова «установка», введенного в психологию Д. Н. Узнадзе, и означает готовность к определенной активности в зависимости от наличия потребности и объективной ситуации, ее удовлетворения.
Миссия установочного педсовета: создать условия для переоценки ценностей, попытаться изменить мнения, взгляды, суждения и представления педагога о субъекте воспитания, о своем профессиональном предназначении, пробудить желание научиться учить и воспитывать по-новому, создавая условия для разностороннего развития личности ребенка.
Условность названия «установочный» очевидна, так как любой педсовет сегодня призван работать на изменение установок педагога. Этот педсовет дает установку на новый учебный год.
Содержание работы установочного педсовета:
1. Анализ работы педагогического коллектива за прошедший учебный год.
2. Утверждение годового плана работы на новый учебный год.
3. Подведение итогов работы в летний оздоровительный период.
4. Утверждение состава аттестационной комиссии.
5. Выборы методического совета и секретаря педсовета.
6. Комплектование групп дошкольной организации и расстановка кадров.
7. Утверждение программ и технологий, по которым будет работать дошкольная организация.
8. Подведение итогов смотра-конкурса по готовности дошкольной организации к началу учебного года.
Тематический педсовет.
Посвящен определенной тематике. Тема определяется годовой задачей дошкольной организации или возникшей проблемой, которую необходимо решить.
Формулировка привлекательной темы является центральным механизмом для концентрации внимания и вдохновения всех участников педагогического совета. Название темы не должно быть длинным, сухим, с перечислением целей и задач. Тема должна давать возможность всем участникам педагогического совета определять направления и в то же время обладать достаточной открытостью для воображения, мышления педагогов. Не существует стандартных способов для определения темы педагогического совета, то, что воодушевляет один коллектив, может совершенно не привлекать другой.
Итоговый педсовет.
Назначение такого педсовета – проанализировать итоги учебного года, выявить и определить стратегические и развивающие проблемы. Проблема – разница между существующим и реальным положением дел. Решение проблем – единственный способ продвинуться вперед в своем развитии и достичь успехов.
Ежегодно в каждом педагогическом коллективе должен проводиться педагогический совет по теме «Подведение итогов работы за прошедший учебный год». Важно серьезное внимание уделить подготовке такого педагогического совета, чтобы весь коллектив включился в анализ того, что сделано за прошедший учебный год, определил свои успехи и неудачи.
Модель итогового педсовета:
1. Осознание коллективом самого себя.
2. Выявление недостатков в работе. Состояние неудовлетворенности дает толчок к развитию.
3. Высвечивание позитива, то есть достижений педагогов и опора на них.
Содержание работы педагогического совета:
1. Подведение итогов деятельности сотрудников за прошедший учебный год.
2. Повышение профессионального мастерства педагогов.
3. Результаты образовательного процесса за истекший год:
– диагностика развития детей;
– готовность детей подготовительной группы к школе;
– качественная характеристика педагогического процесса в дошкольной организации;
– использование технологий развивающего обучения;
– анализ заболеваемости и оздоровительных мероприятий в ДОО;
– анализ результатов социологического исследования по изучению удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.
4. Определение основных направлений деятельности дошкольной организации на новый учебный год.
5. Утверждение плана работы в летний оздоровительный период.
Накануне такого педагогического совета участникам можно предложить анкету, в которую важно включить следующие вопросы:
– Какие положительные моменты в работе вашей дошкольной организации вы можете отметить?
– В чем заключаются отрицательные моменты? Как, по вашему мнению, их можно изменить?
– Какие проблемы необходимо включить в план работы на следующий учебный год?
– Предложите вопросы, в подготовке которых вы могли бы принять участие.
– Какую тему самообразования вы намерены взять в следующем учебном году, чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство?
Вся полученная информация обрабатывается и используется при составлении анализа работы на следующий учебный год. Полученные данные лучше представить в таблицах.
Анкетирование проводится для того, чтобы расставить кадры на новый учебный год с учетом мнения педагогов. Если в микроклимате нет конфликтов, от этого выигрывают все. От психологического климата зависит качество образовательного процесса. Анкетирование поможет повысить качество методической работы и составить годовой план с учетом интересов педагогов, определить место каждого в реализации годового плана, используя индивидуальный подход к своим сотрудникам.
Эффективная подготовка заседания каждого педагогического совета предполагает создание условий развития коммуникативных связей, развития межличностных отношений. Педагогический совет обеспечивает эмоциональное, мотивационное и организационное единство педагогического коллектива. Это создает поле морального напряжения, без которого невозможно функционирование коллектива.
Успешная работа заседания педагогического совета зависит от создания позитивного микроклимата. Поэтому нужно пользоваться следующими правилами:
– выражать свои мысли кратко, четко, аргументировано;
– слушать и слышать каждого участника;
– уважать мнение и личность коллег;
– обсуждать проблему, а не личность;
– активно участвовать в работе, вносить свой посильный вклад.
При подготовке к каждому педагогическому совету можно создать рабочую группу. Члены этой группы могут представить опыт работы, публикации, методический материал по тематике педагогического совета. Подробная повестка дня с вопросами обсуждения должна быть размещена в методическом уголке. Чтобы педагогический совет прошел плодотворно и эффективно, при его подготовке необходимо правильно спланировать предварительную работу, продумать организационные вопросы: приглашение заинтересованных лиц, повестку, регламент каждого выступления, проект решений.
ВАРИАНТЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
Обдумывая ход педсовета, необходимо подобрать варианты работы с педагогами. Формы проведения могут быть разнообразными.
Разгадывание педагогических кроссвордов.
Данный вид работы помогает уточнить знания педагогов по тематике педсовета, способствует развитию педагогического кругозора, влияет на качество работы воспитателей с детьми.
Решение кроссвордов может сопровождаться дополнительными и наводящими вопросами, а также демонстрацией отдельными педагогами методов и приемов. Такие задания даются до педсовета.
Анализ высказываний детей, их поведения и творчества.
Алгоритм проведения:
1. Готовятся магнитофонные записи, подборка результатов детской деятельности (рисунки, аппликации и т. п.).
2. Педагоги знакомятся с материалами, анализируют их, оценивают детские знания, умения и навыки, уровень развития детей.
3. Коллеги формируют конкретные предложения в помощь педагогу, работающему с этими детьми.
Имитация конкретных ситуаций.
Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества решений. Это возможно лишь в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать события, сравнить их.
Виды ситуаций:
1. Ситуация-иллюстрация.
Описываются простые случаи из педагогической практики, и сразу предлагается их решение.
2. Ситуация-упражнение.
От педагогов требуется совершить некоторые действия (составить план-конспект, подобрать практический материал к занятию и т. п.).
3. Ситуация-оценка.
Проблема решена, но требуется дать ее анализ, обосновать свой ответ, оценить его.
4. Ситуация-проблема.
Конкретный пример из практики подается как существующая проблема, которую необходимо решить. В помощь педагогу предлагается несколько вопросов, и тогда возникает диалог, дискуссия.
Имитация рабочего дня педагога.
Дается характеристика возрастной группы детей. Формулируется цель и задачи, требующие решения. Предлагается определенное время для моделирования своего рабочего дня. Обсуждаются все предложенные модели, анализируются удачи и называются недостатки.
Работа с памятками.
Эта форма работы активизирует педагогов и способствует их лучшему пониманию сути обсуждаемых проблем. Ведущий предлагает педагогам прочитать тексты и подчеркнуть в них те советы, которые, по их мнению, дают положительные результаты. После этого проводится общее обсуждение темы, где педагоги раскрывают свой опыт перед коллегами.
Н. М. Метенова предлагает изготавливать оригинальные памятки (в виде книжек, конструкций из природного материала, ткани, фольги) с советами по тематике педагогического совета. Такие памятки являют собой часть оформления места проведения педагогического совета. Содержание памяток должно быть кратким, шрифт – крупным.
Задание «Слово-эстафета».
Ведущий предлагает педагогам продолжить начатое им предложение по теме педсовета. Педагоги включаются в игру, передавая друг другу какой-либо предмет.
Рубрика ОНО.
Очень короткие новости. Это опыт педагогов-новаторов из области педагогики и психологии.
Блицопрос.
В педсовет можно включать и соревновательные моменты. Например, блицопрос. За каждый правильный ответ педагогам вручается фишка.
Педсовет будет результативен, если на нем будут решать вопросы, волнующие всех педагогов.
Анкетирование – (тестирование) педагогов по теме педсовета проводится задолго до его проведения. Результаты такой работы используются в ходе педагогического совета.
Конкурсы, выставки.
Скоротечные конкурсы в ходе педагогического совета необходимы для разрядки и лучшей концентрации внимания. В них участвуют все присутствующие. Выставочные работы предоставляются за 2–3 дня до начала педагогического совета. Участники определяют лучшую работу и вручают приз победителю.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
1. Начать работу педагогического совета нужно вовремя.
2. Нельзя допускать отступлений от повестки дня.
3. Необходимо контролировать ситуацию, нельзя дать ей перейти в отрицательные эмоции, во враждебность.
4. Важно создать дружескую обстановку, чтобы все имели возможность открыто общаться.
Педагогические советы называют творческой лабораторией, когда на них рождаются интересные идеи, повышающие качество образовательного процесса. Неинтересные и проведенные «для галочки» педсоветы отбивают способность к творчеству, превращают жизнь педагогов в рутину.
Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов:
– уровень развития детей, их здоровье;
– формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.
На педагогических советах обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников, анализируются имеющиеся недостатки, принимаются решения для их устранения, организуется обмен опытом педагогической работы.
Знакомство с повесткой дня – это время для участников педагогического совета, чтобы они могли определить, что они должны сделать.
Важным условием при подготовке педагогического совета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.
Конечный результат любого педагогического совета будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и при проведении используются разнообразные методы и приемы включения педагогов в активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами конкретного педагогического совета, особенностями его содержания, контингентом педагогов, состоянием образовательного процесса.
Необходимо, чтобы все участники педагогического совета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. Закрытие педагогического совета лучше проводить просто и серьезно.
Решения педагогического совета помещаются на стенде для педагогов в методическом кабинете дошкольной организации.
Умело организованные и проведенные педагогические советы – это школа передового мастерства. При этом реализуется их главная цель – объединение усилий коллектива дошкольной организации в работе над повышением образовательного процесса, использование педагогической науки и инновационного опыта.
Важно помнить одно: неинтересные, «сухие» заседания мало чему могут научить педагогов. Педагогический совет будет творческой лабораторией только в том случае, если решать на нем волнующие всех вопросы, не только подводить итоги, но еще учить на лучших примерах педагогической практики.
Одна из наиболее важных процедур педагогического совета – процедура принятия решений. Как правило, проект решений заранее готовится методической службой и ставится на голосование. Педагоги должны почувствовать ответственность за их исполнение. Но эта ответственность не должна быть подавляющей. Решения педагогического совета – это не рамки и не нормы, упрощающие контроль за работой педагогов. Это направляющие образовательной работы, необходимые для его оценки и корректировки. Перед голосованием проект решений обязательно обсуждается. После открытого голосования учитываются предложения о поправках, уточняются принятые за основу решения, а затем проводится голосование по окончательному варианту решений в целом.
Организацию выполнения решений педагогического совета осуществляет руководитель образовательной организации и ответственные лица, указанные в решениях. Результаты этой работы сообщаются членам педагогического совета на последующих заседаниях.
По завершении педагогического совета формируется пакет документов. В пакет войдут следующие документы:
– план проведения педагогического совета;
– материалы подготовительной работы (работа творческих групп, анкеты, эссе, список предложенной для изучения методической литературы, диаграммы разнообразных видов контроля и т. п.);
– протокол заседания;
– выступления участников;
– решения педагогического совета;
– анкеты результативности проведения педагогического совета (с подробным анализом).
В случае, если до и после педагогического совета проводилось анкетирование, в пакет документов вкладываются не только заполненные анкеты, но и результаты их анализа. Идеальным является вариант, когда результаты анализа оформлены в виде таблиц или диаграммы и сделан подробный анализ. Такие материалы хранятся вместе с годовым планом дошкольной организации и служат приложением к нему.
В век компьютеризации допускается (и более удобно) ведение протоколов педагогических советов не в рукописном, а в компьютерном варианте. В этом случае протоколы печатаются на бумаге формата А4, подписываются председателем и секретарем педагогического совета, страницы нумеруются, сшиваются, скрепляются печатью и подписываются председателем и секретарем.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Педсовет – деловая игра.
Этот вид педсовета может быть использован для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность.
Подготовка к такому педсовету:
– составление сценария;
– определение ролей;
– подготовка заданий;
– расчет регламента.
Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи; составляют программы, которые лягут в основу решения педсовета.
Педсовет-конференция.
Такой педсовет может состоять из нескольких составных частей. Например, основное сообщение и диалог, которые организует методист совместно с группой специалистов (педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех участников задавать вопросы, дискутировать, развивать тему, высказывать свое мнение. В заключение поднимаются вопросы по обсуждаемой теме.
Педсовет «Круглый стол».
Для его подготовки необходимо собрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Главное правило при организации такого педсовета – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Для этого некоторые вопросы можно заранее дать группе педагогов и предложить им соответствующую литературу. Тогда они смогут ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения по данному вопросу (теме). Важно выбрать ведущего, способного быстро ориентироваться в вопросах и направлять обсуждение в нужное русло.
Ситуативный педсовет.
Рассматривается одна или несколько педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педагогического совета. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.
Педсовет-дискуссия.
Педагоги заранее делятся на подгруппы и готовят свою концепцию обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы. Например, можно обсудить проблему «Организация работы по познавательно-математическому развитию в контексте разнообразных видов детской деятельности».
Педсовет «Научно-практическая конференция».
Этот вид педсовета можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких дошкольных организаций. Базой для проведения такого педсовета может стать организация, имеющая статус экспериментальной площадки.
При подготовке данного вида педсовета должны быть проведены дни открытых дверей для педагогов. Важно составить повестку дня так, чтобы каждая дошкольная организация на одинаковых условиях могла бы участвовать на равных в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений.
Научный руководитель во вступительном сообщении тезисно представляет основные положения обсуждаемого вопроса. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого педагогического коллектива отдельно, с учетом его специфики.
После каждого вида педагогического совета анализируются его итоги:
– Чего добились, что не удалось выявить в ходе обсуждения?
– Кто из педагогов был активен, кто пассивен и почему?
– Какие уроки можно извлечь из данного педагогического совета?
Конечный результат любого педагогического совета будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и при проведении используются разнообразные методы и приемы включения педагогов в активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами конкретного педагогического совета, особенностями его содержания, контингентом педагогов, состоянием образовательного процесса.
Необходимо, чтобы все участники педагогического совета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы.
Как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие? Возможно ли такое? Вполне, если подойти творчески. Если на педсовете решать вопросы, которые волнуют всех, и изменить форму проведения, то все меняется. Такие педсоветы называют нетрадиционными, проводятся они в игровой форме. Но, «играя» на педсоветах, не стоит забывать об их классической форме.
ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(педагогический совет-конференция в формате
«общение – просвещение»)
Задачи:совершенствовать педагогическое мастерство воспитателя; повышать методический уровень; способствовать творческому уровню.
Форма проведения: педсовет-конференция.
Повестка дня:
1. Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности.
(Итоги тематического контроля в подготовительной к школе группе № ____ .)
2. Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений.
(Банк педагогических идей – педагог-психолог (Ф. И. О.), музыкальный руководитель (Ф. И. О.).)
3. Домашняя математическая игротека для детей и родителей.
(Опыт работы воспитателей (Ф. И. О.).)
Ход педсовета
1. Вступительное слово заведующего МДОО (Ф. И. О.).
– Одна из задач современной образовательной организации – создание условий, максимально способствующих преодолению имеющихся у детей проблем.
На сегодняшний день все службы образовательных организаций (педагогическая, медицинская, психологическая, логопедическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия. Одним из таких условий в ДОО является использование музыкального дизайна.
Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи образовательного процесса.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольной организации с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья.
Вот почему мы будем сегодня рассматривать эту проблему на педагогическом совете.
2. Выступление старшего воспитателя о результатах выполнения решений предыдущего педагогического совета.
– На предыдущем педагогическом совете от _____ протокол № ___ были приняты решения:
1) Осуществлять комплексный подход к формированию социально-нравственных качеств детей в детском саду.
Для решения этой задачи старший воспитатель (Ф. И. О.) подобрала тематику занятий по разделу программы «Детство» «Социально-коммуникативное развитие детей» в контексте с другими разделами программы, предоставив серию ситуаций, игр, упражнений, способствующих формированию социально-нравственных качеств у детей.
Данный материал помогает педагогам соблюдать систему при планировании, разнообразить содержание работы. А это, в свою очередь, повышает качество образовательного процесса.
2) Развивать в детях чувство самоуверенности, чувство собственного достоинства и уважения к другим через средства театрализованной деятельности.
Для этого заместителем заведующего по ВМР (Ф. И. О.) был разработан и представлен график проведения театрализованных представлений для детей старших и подготовительных к школе групп.
Воспитатели:
(Ф. И. О., группа № __ ), (Ф. И. О., группа № __ )... подготовили и провели со своими воспитанниками зрелищные представления для групп младшего дошкольного и среднего возраста: № __ , № __ …
Хочется отметить, что в процессе такого общения как у детей-артистов, так и у зрителей наблюдался высокий положительный уровень эмоционального состояния. Формировались коммуникативные качества, способствующие развитию социальной уверенности, чувства уважения к младшим и сверстникам. У артистов повысилось чувство собственного достоинства. (Ведь мы – артисты!)
3) Пополнить педагогическую копилку воспитателей проблемно-игровыми ситуациями по разделу программы «Детство» «Ребенок входит в мир социальных отношений».
Для этого в методическом кабинете был подобран и оформлен практический материал с проблемно-игровыми ситуациями. Молодые педагоги пользуются этим материалом, отмечают, что это помогает им разнообразить планирование работы, способствует творческому росту их педагогического мастерства.
Подведя итог, можно сделать выводы о том, что все решения педагогического совета № 3 выполнены с положительными результатами.
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
– Согласно годовому плану Центра и на основании приказа по МДОО от ______ 20 __ г. № ___ в подготовительной к школе группе № ___ был проведен тематический контроль по теме «Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности».
Он осуществлялся по следующим направлениям:
1. Планирование работы по формированию математических представлений.
2. Оценка профессиональных умений воспитателя.
3. Создание условий.
4. Обследование уровня развития детей.
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
При анализе плана образовательной работы отмечено, что задачи по формированию математических представлений отражены в перспективном плане блока организованной деятельности на третий квартал 20__ – 20__ учебного года. Освоение детьми заданного в программе материала по математическому развитию осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности: музыкальной, театрализованной и т. д.
Работа ведется в трех блоках педагогического процесса. В блоке организованного обучения детей на занятиях планируются разнообразные виды их проведения: занятия-сказки, путешествия и др. Предпочтение отдается наглядным, игровым, практическим методам обучения, словесные методы сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельности детей.
В блоке совместной деятельности воспитателя с детьми планируются: досуги, развлечения, игры-эксперименты, наблюдения, экскурсии. Формы организации разнообразны, что помогает планомерно осуществлять работу по познавательно-математическому развитию. Уровень профессионализма воспитателей показывает их умение строить педагогический процесс с преимущественным использованием словесных, наглядных, практических методов и игровых ситуаций. Педагоги создают ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск более новых, творческих решений. Воспитатели развивают интерес к творчеству.
Основываясь на возросшем интересе детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, воспитатели формируют целенаправленность, интеллектуальные операции (синтез, анализ, умение делать выводы и умозаключения).
Воспитатели владеют методами и приемами, грамотно используют их на практике, периодически проводят открытые занятия на городских семинарах по познавательно-математическому развитию, что свидетельствует об их высоком профессионализме.
В группе создана современная и разнообразная предметно-развивающая среда по формированию математических понятий и музыкально-театрализованной деятельности, которая соответствует программе «Детство» и требованиям СанПиН; эстетично оформлены уголки. Воспитателями подготовлен центр интеллектуального развития, куда вошли пособия для развития элементарных математических представлений: дидактические игры и упражнения. Особое внимание уделено играм по ознакомлению с алгоритмами. Изготовлены рабочие листы для работы по ознакомлению с математическими понятиями. Многое сделано для ознакомления с геометрическими эталонами. Широко используются лекала и трафареты для рисования предметов, которые можно составить из геометрических фигур. В арсенале педагогов имеются традиционные и нетрадиционные материалы, пособия и игры, выполненные своими руками и фабричного производства. Воспитатели используют качественный наглядный и демонстрационный материал, который периодически обновляется и пополняется. Детей окружают игры, развивающие мысль и приобщающие их к умственной деятельности.
Освоение необходимой терминологии происходит в интересных детям играх, творческих заданиях, практических упражнениях. В условиях игры, на занятиях педагог организует живое, непринужденное общение с детьми, исключающее навязчивые повторения.
Оценив деятельность и знания воспитанников, можно сделать вывод о том, что дети:
– самостоятельно применяют доступные им способы познания (сравнивают, классифицируют, измеряют и т. д.);
– строят простые высказывания о сущности выполненного действия;
– владеют способом воссоздания геометрических фигур;
– активно включаются в коллективную игру;
– помогают сверстнику в случае необходимости;
– выбирают рациональный способ определения свойств и отношений предметов;
– дают точную словесную оценку;
– свободно выражают отношения и зависимость между числами и величинами;
– верно определяют количественные и порядковые числительные;
– определяют цифрой соответствующее количество предметов.
Это говорит о достаточно сформированном уровне знаний детей по математическому развитию согласно программе «Детство».
Воспитатели периодически консультируют родителей по данной проблеме, ведут индивидуальные беседы, на родительских собраниях проводят занятия познавательно-математического содержания с использованием музыкально-театрализованной деятельности. Начата работа по составлению картотек словесного материала с использованием математических понятий. Этот материал предложен родителям для ознакомления. Воспитатели провели консультацию по его практическому применению.
По результатам тематического контроля можно сделать выводы:
1. Воспитатели (Ф. И. О.) реализуют задачи математического развития в соответствии с программой «Детство», удачно и грамотно используя средства музыкально-театрализованной деятельности.
2. В группе создана современная и разнообразная предметно-развивающая среда, где ребенок получает опыт широкого практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками на занятиях по познавательно-математическому развитию и в совместной музыкально-театрализованной деятельности.
3. Воспитатели способствуют накоплению опыта и развитию новых возможностей детей.
На основании вышеизложенного педагогам рекомендовано:
1. Совместно с музыкальным руководителем подобрать музыкальный дизайн, который будет использован педагогами на занятиях по познавательно-математической деятельности.
2. Изготовить персонажи кукольных математических театров (театр цифр, геометрических фигур, тел).
Претензий и замечаний по процедуре проведения нет. Тематический контроль был проведен в срок, целенаправленно. Со стороны заместителя заведующего чувствовались понимание и поддержка.
На основании наблюдений и анализа оперативного контроля педагогов других групп можно сделать выводы о том, что работа по математическому развитию в контексте музыкально-театрализованной деятельности ведется планомерно. Материалы фотовыставки «Мы играем в математический театр» говорят о том, что в группах имеются театры с математическим содержанием. Однако воспитателям предложено обогатить уголки театрализованной деятельности персонажами разнообразных математических театров согласно возрасту детей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИЗАЙНА
ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Педагог-психолог (Ф. И. О.) и музыкальный руководитель (Ф. И. О.) представили «банк педагогических идей»:
– В самой природе музыки лежат ее психотерапевтические и развивающие возможности. Используя музыку в нашей работе, за считанные минуты можно снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание ребенка.
На протяжении всей жизни музыка сопровождает человека, поддерживает его, давая творческие силы, помогая во всех значимых жизненных моментах. Поэтому с раннего детства нам необходимо готовить детей к правильному восприятию музыки.
Музыка является доступным и эффективным психолого-педагогическим методом воздействия на ребенка. Она всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно в школе Пифагора занятия по математике проводились под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную нагрузку мозга учащихся.
В наше время музыка помогает решать многие задачи образовательного процесса:
– создает благоприятный эмоциональный фон и устраняет нервное напряжение;
– развивает воображение в процессе творческой деятельности, повышая активность;
– формирует мыслительную деятельность и повышает качество усвоенных знаний;
– обеспечивает психологическую и физическую нагрузку после учебной нагрузки во время физкультминуток.
Но, чтобы воздействие музыки на здоровье ребенка оказалось благотворным, следует помнить о возможностях разрушительного влияния ее на организм человека. К таким негативным явлениям относится чрезмерно громкое и долгое воздействие ритмических звуковых потоков музыки, которые не соответствуют жизненным ритмам (пульсу, дыханию, моторике движений) и возрасту детей.
Спорным фактором является частое использование в дошкольных организациях некоторой фонограммной музыки в острых современных ритмах, безусловно, сложной для восприятия ребенка; классической музыки в исполнении симфонического оркестра. Такая музыка может не выполнить свое предназначение, даже навредить, ухудшив состояние и здоровье ребенка.
Педагог, используя музыкальный дизайн на занятии, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. Например, формируя у детей временные понятия, воспитатель обращает внимание на то, как в музыке отражаются признаки времени года, частей суток.
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, на втором плане. Например, дети занимаются со знакомым раздаточным материалом, классифицируют предметы, рисуют геометрические фигуры, занимаются штриховкой и т. д.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так, на занятии по математике с целью активизации мышления, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.
Музыка – волшебница, она способна объединить усилия всех педагогов дошкольной организации, чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта, так необходимого для гармоничного развития личности ребенка.
Старший воспитатель (Ф. И. О.). Уважаемые коллеги! Нам только что напомнили о значении музыки, о том, как она может восприниматься детьми (активно или пассивно). Обратили внимание на то, как музыка может помочь в создании психологического комфорта детей, активизации мыслительной деятельности, развитии воображения детей в процессе формирования познавательно-математических представлений.
Музыкальный руководитель(Ф. И. О.). Подобран разнообразный музыкальный репертуар. Прослушав отрывок музыкального произведения, определите характер, оцените, в какой деятельности с детьми целесообразно его использовать, чтобы формировать, закреплять, уточнять математические понятия. Во время прослушивания общайтесь, приходите к общему мнению.
Звучит спокойная, негромкая музыка.
Выступление воспитателя(Ф. И. О.):
– Считаем, что произведение данного характера необходимо включать в том разделе занятия по познавательно-математическому развитию, где дети работают со знакомым раздаточным материалом, составляют узор, работа с мозаикой.
Выступление воспитателя(Ф. И. О.):
– Предлагаем использовать данное музыкальное произведение как динамическую паузу в виде психологической разгрузки, момента релаксации.
Выступление воспитателя (Ф. И. О.):
– Предлагаем данное произведение в двух случаях: момент деления детей на подгруппы для проведения занятия и вводная часть занятия.
Выступление старшего воспитателя (Ф. И. О.):
– Фантазия человека безмерна! Коллеги, вы предложили разнообразные варианты включения данного музыкального произведения в различные моменты организованной деятельности детей. Предлагаю прослушать следующее произведение.
Звучит ритмичная мелодия.
Выступление инструктора по физической культуре (Ф. И. О.):
– Предлагаем использовать эту музыку в качестве физминутки, когда детям необходимо переключиться с напряженной умственной деятельности, получить заряд бодрости и отличного настроения.
Выступление воспитателя (Ф. И. О.):
– Предлагаем такое ритмичное, веселое музыкальное произведение использовать во время математических досугов или развлечений.
Выступление воспитателя (Ф. И. О.):
– Уважаемые коллеги. Ведь не секрет, что мы любим попутешествовать. Наяву это получается не часто, но можно совершить путешествие, не выходя из класса. Вот как раз для таких занятий-путешествий и подошла бы данная композиция. На наших занятиях мы часто перевоплощаемся, поэтому эта музыка может использоваться для сюрпризных моментов, появления сказочных героев.
Выступление старшего воспитателя (Ф. И. О.):
– Есть у кого-либо еще варианты применения этого музыкального произведения? Тогда переходим к другой композиции.
Звучит радостная веселая, задорная мелодия о лете.
Выступление воспитателя (Ф. И. О.):
– Данная мелодия подойдет для сопровождения во время развлечений по познавательно-математической деятельности, когда есть возможность закрепить, уточнить у детей знания о временах года.
Выступление воспитателя (Ф. И. О.):
– Уважаемые коллеги, как порой трудно детям в конце занятия, когда после усиленной умственной деятельности наступает усталость. В таких случаях незаменима будет мелодия такого характера, с помощью которой можно создать хорошее настроение, эмоционально и психически расслабить организм ребенка.
Выступление старшего воспитателя (Ф. И. О.):
– В ходе коллективной мыслительной деятельности мы нашли интересные подходы к использованию средств музыкального дизайна. Вами предложены разнообразные приемы, которые могут применяться педагогами при формировании и закреплении математических представлений.
ДОМАШНЯЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Выступления воспитателей ДОО, предоставивших «банк педагогических идей»:
– Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребенка, ответить на любые вопросы. Но всегда ли это оправдано? На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и не важно, что только путем проб и ошибок. Чтобы вызвать интерес у ребенка к математике, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, сделать занятия увлекательными, необходимо применять как окружающие предметы, так и модели изучаемого материала.
Мир любящего родителя вертится вокруг ребенка. Отцы и матери с трепетом следят за развитием своего малыша, которое подобно расцветанию бутона. Цветок распускается во много тысяч раз быстрее, чем растет дитя, но его взросление не томительно. Напротив, чем внимательнее наблюдатель, тем ему интереснее.
Родители, желая видеть свое чадо умным, талантливым и счастливым, не ограничиваются наблюдением. Они знают, что хороший старт – залог успеха, поэтому тщательно подбирают школу. Но далеко не все ведают, что дошкольное развитие на порядок важнее. Ребенка в возрасте пяти-шести лет можно не просто обучить чему-либо, но и развить саму способность к обучению: схватывать на лету, впитывать, как губка, анализировать, делать смелые выводы. Детство – тот критический период, в котором можно развить высокие способности. Вопрос о том, как заниматься с малышом, когда игра – единственное, что может завладеть его вниманием больше, чем на три минуты. Ответ кроется в самой постановке вопроса.
Развивающие игры могут легко заменить обычные и быть не менее интересными. Играя, ребенок развивает творческие способности, чтобы решить каскад стоящих перед ним задач: шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование и т. д. Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.
Особое внимание в них уделено развитию самостоятельности, наблюдательности, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения, например: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Отгадай число».
Дидактические игры и упражнения являются ценным средством развития умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, вызывают интерес к процессу познания). Дидактические игры решают определенную задачу для совершенствования математических представлений у детей (количественных, временных, пространственных).
Мы в своей работе используем «Математическую игротеку». Подбираем математические развлечения, задачи-шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Это не только вызывает интерес своим содержанием, но и побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое значение уделяем развитию самостоятельности, наблюдательности, сообразительности. Этому способствуют логические игры, задачи, упражнения.
Нами подобрана и оформлена картотека игр, заданий, упражнений, экспериментов, фокусов, загадок, вопросов-шуток по закреплению математических представлений. Данная работа помогает нам лучше и глубже работать с родителями, закреплять у детей знания по математическому развитию.
Не секрет, что значительную часть времени родители проводят на кухне. Как же привлечь маленького помощника? Кухня может стать местом для доверительных разговоров, шуток, веселья; если позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс.
Хочу поделиться опытом работы, как можно предлагать данные игры родителям.
На одном из родительских собраний мы запланировали консультацию по использованию «Математической игротеки». Некоторые родители заинтересовались данной работой, получили карточки с играми. Играя дома, решили сфотографироваться. Принесли нам назад карточки с фотографиями. Другие родители, заинтересовавшись уже фотографиями, попросили у нас карточки для игр. Так у нас накопилась большая картотека игр, упражнений, дополненных фотографиями. Таким образом, мы приобщили родителей к такой форме работы, как закрепление математических понятий в процессе использования игры на кухне. Например, в игре «Сколько в другой руке?» родители упражняют детей в умении определять большее и меньшее число в пределах трех, пяти.
В игре «Слушай и считай» упражняют детей в счете.
Вам, коллеги, мы предлагаем свой опыт для обогащения педагогического мастерства.
Выступление воспитателя (Ф. И. О.):
– Хочу поделиться опытом работы с родителями по использованию «Домашней математической игротеки». В процессе данной работы родители закрепляют математические представления своего ребенка, общаясь с природой в парке, в лесу. Такие игры мы оформили в картотеку. Хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Предлагая родителям карточку с игрой «Один и много», даем им возможность закрепить понятия «один» и «много», пространственные отношения между предметами.
В игре «Маленькие земледельцы» родители смогут закрепить знания детей о величине, форме; умения сравнивать, обобщать, выявлять закономерности, связи и отношения.
В игре «Кто в гости пришел?» родители уточнят и закрепят знание пространственных отношений, умение пересчитывать предметы.
Игра «Встреча в парке» поможет закрепить умение детей определять форму предмета, сравнив его с геометрической фигурой, поупражняет ребенка в счете.
Вот такие игры мы предлагаем родителям для использования дома в целях закрепления математических представлений детей.
Выступление воспитателя (Ф. И. О.):
– Хочу рассказать об играх, используемых во время летнего отдыха на море.
Серия игр по закреплению знаний о свойствах песка: «Загадочные фигуры», «Город мастеров». С помощью этих игр родители могут закрепить знания детей о свойствах мокрого и сухого песка, о геометрических фигурах и телах, навыки счета.
В ходе игры «Что растет на берегу?» родители закрепляют знания детей о растительном мире, понятия: величина, форма, размер, пространственные отношения. Такие игры и задания помогут развить у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек из песка и природного материала.
Уважаемые коллеги, в чем состоит ценность нашего опыта?
Считаю, что этот материал поможет нам и родителям уточнить и закрепить знания детей по познавательно-математической деятельности в домашних условиях. Это сплачивает взрослых и детей.
Выступление заместителя заведующего (Ф. И. О.):
– А теперь вашему вниманию предлагается творческое задание «Составь картинку из природного материала», в процессе которого вам необходимо решить определенный объем математических задач. Природный материал у вас на столах, работаем командами. Поможет вам музыка. (Педагоги создают композиции из природного материала.)
Выступление воспитателя (Ф. И. О.):
– Наша композиция называется «Летний пейзаж».
С помощью такой работы можно решить много задач по разделу математики, закрепить знания детей о количественном и порядковом счете;
– пространственных отношениях между предметами;
– форме, величине, размере;
– временных представлениях;
умения:
– выражать отношения между числами;
– практически и на основе глазомера сравнивать, сопоставлять предметы.
Выступление воспитателя (Ф. И. О.):
– Наша работа «Ежик на треугольнике» поможет закрепить у детей знания о геометрической фигуре «треугольник»; закрепить знания о пространственных отношениях, умение выражать их словами; выражать связи и зависимости между величиной, количеством и внешними свойствами предметов.
Выступление заместителя заведующего (Ф. И. О.):
– Вами выполнены интересные, творческие работы, в процессе которых решались разнообразные математические задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаева, Н. Домашняя игротека для родителей и детей / Н. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 1.
2. Галямова, Ю. С. Среда темной сенсорной комнаты и музыкотерапия / Ю. С. Галямова // Логопед в детском саду. – 2008. – № 2.
3. Детство : Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.]. – СПб. : ООО «Издательство “Детство-Пресс”», 2017.
4. Ильина, С. К. Педагогические чтения : методическая работа в ДОУ / С. К. Ильина. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Педагогические советы / авт.-сост. И. М. Бушнева [и др.]. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2016.
6. Семынина, Е. Музыка: воспитание души / Е. Семынина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1.
7. Сербина, Е. В. Математика для малышей / Е. В. Сербина. – М. : Просвещение, 1992.
8. Смоленцева, А. А. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А. А. Смоленцева [и др.]. – М. : Детство-Пресс, 2002.
9. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. – М. : Просвещение, 1993.
10. Фадеева, С. Фоновая музыка в жизни детского сада / С. Фадеева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6.
11. Фидлер, М. Математика уже в детском саду : пособие для воспитателя детского сада / М. Фидлер ; пер. с пол. О. А. Павлович. – М. : Просвещение, 1981.
СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОВЕТА
Протокол №______
заседания педагогического совета муниципальной
дошкольной образовательной организации
«Центр развития ребенка – детский сад № ___»
г. ________________
от «____»___________20_________г.
Присутствовало – ______ человек.
Отсутствовало – ______ человек.
Повестка дня:
1. Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности.
(Итоги тематического контроля в подготовительной к школе группе № __ – заместитель заведующего (Ф. И. О.).)
2. Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений.
(«Банк педагогических идей» – педагог-психолог (Ф. И. О.), музыкальный руководитель (Ф. И. О.).)
3. Домашняя математическая игротека для детей и родителей».
(Опыт работы воспитателей ( Ф. И. О.).)
Заведующий МДОО (Ф. И. О.) рассказала о том, из чего вытекает повестка дня:
– Одной из задач современной образовательной организации является создание условий, максимально способствующих преодолению имеющихся у детей проблем. Одним из таких условий в ДОО является использование музыкального дизайна.
Вот почему мы будем сегодня рассматривать эту проблему на педагогическом совете.
Старший воспитатель (Ф. И. О.) рассказала о результатах выполнения решений предыдущего педагогического совета:
– На предыдущем педагогическом совете от ______ (протокол № __) были приняты решения:
1. Осуществлять комплексный подход к формированию социально-нравственных качеств детей в детском саду.
2. Развивать в детях чувство самоуверенности, чувство собственного достоинства и уважения к другим через средства театрализованной деятельности.
3. Пополнить педагогическую копилку воспитателей проблемно-игровыми ситуациями по разделу программы «Детство» «Ребенок входит в мир социальных отношений».
(Полностью решение прилагается.)
Сообщение по первому вопросу было сделано заместителем заведующего (Ф. И. О.).
Она выступила с докладом на тему «Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности».
(Доклад прилагается.)
Второй вопрос осветили педагог-психолог (Ф. И. О.) и музыкальный руководитель (Ф. И. О.).
Они рассказали об использовании музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений.
(Выступления прилагаются.)
После выступлений музыкальным руководителем был проведен практикум по целесообразности использования различного музыкального репертуара при проведении занятий в ДОО.
(В обсуждении приняли участие все педагоги ДОО, высказав различные точки зрения.)
По третьему вопросу слушали воспитателей (Ф. И. О.).
Они представили «банк педагогических идей» по теме «Использование математической игротеки для детей и родителей».
(Выступления прилагаются.)
Заключительное слово заведующего (Ф. И. О.):
– Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируют умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития дошкольника.
По результатам работы педагогического совета хочу отметить, что весь педагогический коллектив нашей дошкольной организации обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их интеллектуального развития. Формирует познавательный интерес и элементарные математические представления в контексте музыкально-театрализованной деятельности. Считаю, что необходимо продолжать совершенствовать эту работу.
Был предложен проект решений, который утвержден голосованием.
Решения педагогического совета:
1. Пополнить уголки театрализованной деятельности персонажами разнообразных математических театров.
Организовать смотр «Мы играем в математический театр».
Ответственный: заместитель заведующего по ВМР (Ф. И. О.).
Срок _____
2. Использовать средства музыкального дизайна на занятиях по познавательно-математическому развитию. Подобрать музыкальный репертуар с соответствующим содержанием и распространить на группы.
Ответственные:
педагог-психолог (Ф. И. О);
музыкальный руководитель (Ф. И. О.).
Срок _______
3. Опыт работы по использованию домашней математической игротеки оформить и представить в методический кабинет с целью обогащения педагогической копилки для воспитателей.
Ответственные:
воспитатель (Ф. И. О.);
воспитатель (Ф. И. О.).
Срок _______
Голосовали: _________________
Председатель: ______________ (Ф. И. О.)
(подпись)
Секретарь: _________________ (Ф. И. О.)
(подпись)