Довольно странный герб. Стоит какой-то мужик с мечом. И все.
Согласно геральдических правил, на гербах могут изображаться различные геральдические животные. Часто - мифические, но не обязательно. То есть как единороги и грифоны, так и львы и медведи, вкупе с волками.
Из людей - различные святые. Георгий Победоносец, святой Патрик и т.п.
А кто изображен на гербе Рязани?
Из положения о гербе муниципального образования – город Рязань (в редакции от 26 июня 2008 года):
В золотом поле стоящий Князь в червлёной (красной) епанче, скреплённой на груди золотой застёжкой, в зелёной шапке, платье, сапогах и серебряных штанах, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой — серебряные ножны при таком же поясе; шапка и епанча оторочены чёрными соболями.
Оказывается, на гербе изображен Князь.
Не просто "князь", а именно "Князь", с большой буквы. Имя собственное.
Между прочим, там не все.
Герб увенчан Шапкой Мономаха. Щитодержатели — серебряный с золотыми гривой и хвостом, чёрными копытами и червлёным языком конь и золотой с червлёным языком грифон, обременённый червлёными огнями («грифон — феникс») на золотом узорном подножии («арабеска»). Щит окружён золотой церемониальной цепью — должностным знаком главы муниципального образования — город Рязань. Девиз: «Славная история — достойное будущее» — начертан чёрными литерами на золотой ленте.
Из положения о гербе муниципального образования – город Рязань (в редакции от 26 июня 2008 года)
Герб увенчан Шапкой Мономаха. Серьезно? Рязань - мать городов русских?
Вот он какой сегодня. По моему, вся эта "окологербовая" мишура больше говорит о сепаратистских настроениях в руководящих кругах города и области, чем об исторических реалиях.
Но вот есть такой документ, времен императрицы Екатерины II, под названием "Новый и полный географический словарь Российского государства", изданный в 1788 году. В нем герб Рязани описывается, с одной стороны попроще, с другой стороны - более информативно:
Вот. Нет там никаких "щитодержателей", и шапки Мономаха и девиза. Но есть имя! Князь то оказывается Олег!
Какой такой "павлин-мавлин"?
Ну, то есть - какой это Олег? В истории России есть несколько Олегов. Вернее - Олегов - князей. Один напрямую связан с Рязанью. Другие с ней, кажется, совсем не связаны.
Первый в списке, но не первый по хронологии, - князь Олег Рязанский, который не только не хотел помогать Дмитрию, впоследствии Донскому, но и строил против него всякие козни. Это мы знаем из учебников истории.
Второй по списку, но первый по хронологии - Олег Вещий. Тот самый соратник Рюрика. Который и Смоленск брал, и Киев брал, и Царьград брал. Рязань - не брал. И, судя по всему, в Рязани не бывал никогда.
Был еще один Олег. Олег Брянский. Святой. Святым объявлен за то, что отказался от княжеской власти и построил обитель Петра и Павла. Было это не в Рязани.
Но вернемся к первому по списку Олегу. Тут все не так просто! Далеко не все в учебниках истории написано.
Если кто не знает, то Олег Рязанский - тоже святой! Вот именно так - Святой Благоверный князь Олег Рязанский.
Здесь на иконе он с тем же самым мечом.
Это был человек, как говорят в романах, - непростой судьбы. Княжить ему досталось в непростом месте, в непростое время. Мало того, что княжить ему пришлось с 12 лет. Рязанское княжество лежало на порубежье.
Хотят татары идти на Русь - через Рязань. Хорят русские войска пойти повоевать с татарами - через Рязань. Татары идут мстить за походы русичей - жгут рязанские земли.
Местные колхозники с жалобами к князю - доколе?! А что им скажешь? Вот и приходилось вертеться как уж на сковородке.
Первой женой князя была татарская царевна. Династический брак. Чтобы от татар меньше "доставалось". Но умерла царевна, князь овдовел. Другой царевны татары не доверили, пришлось жениться на литовской царевне. Литва тогда - не сегодняшняя Литва. Великое княжество Литовское тогда было - ого-го! Тот еще противник Руси, да еще и союзник Золотой Орды. Значит, опять династический брак.
В общем, жениться по любви и князьям, а не только королям нельзя. Тем более на рязанской земле.
Политическое положение князя накануне решающего сражения Руси и Орды действительно было крайне сложным. Однако, данные о том, каково было реальное участие Олега Ивановича и его дружины во время сражения, противоречивы.
С одной стороны, все знают о его контактах с литовским князем Ягайло, а также Мамаем, а также то, что официально Рязанское княжество вроде бы не дало войска Московскому князю для борьбы с Мамаем.
С другой – хорошо известно, что литовцы, которые тоже должны были сражаться на стороне монголов, до поля сражения не дошли. Потому, что ожидали князя Олега Рязанского, чтобы соединиться с его войсками. Был скорее всего какой-то уговор о точке рандеву. Но – попросту не дождались, и не успели к битве.
А вот среди имен воинов, погибших на Куликовом поле значатся… 70 рязанских бояр. А бояре в одиночку (в смысле без своих бойцов) на войну не ходят. Если князь Олег «не участвовал» в битве, как же попали туда его дружинники?
Хорошо известно также противостояние рязанского правителя с Дмитрием Донским после поля Куликова. Остались не утрясены некоторые внутренние разногласия. Олегу Ивановичу удалось нанести московским войскам серию очень болезненных поражений, захватить даже Коломну, близ Москвы.
Если кто не в курсе, то Русь тогда была не Московская. Русь была Владимирская, то есть со столицей в городе Владимир. И вот за право владеть Владимиром и было противоборство между Москвой, Тверью и, оказывается, Рязанью.
Князей, Московского и Рязанского, примирил святой Сергий Радонежский, лично пришедший к Рязани, чтобы уговорить Олега Ивановича остановить противостояние.
Но встреча со святым также совершенно изменила жизненные приоритеты Рязанского князя. Через несколько лет он принял монашество от руки Рязанского и Муромского епископа Феогноста, став иноком Ионой. Но – при этом не оставив княжения.
Так – монахом и князем, Олег-Иона подвизался более десятилетия. Эти годы его правления отмечены появлением как вновь основанных крепостей на Рязанской земле, так – храмов, монастырей, строившихся усилиями правителя.
А еще он отобрал у Литвы захваченные рязанские земли, присоединил Смоленск, где стал княжить его зять, Юрий. Правда, не удержал зять город, после смерти Олега Ивановича Смоленск опять захватили литвины.
Скончался благоверный князь 5 июня 1402 г., приняв великую схиму с именем Иоаким. Погребли его в Солотчинском монастыре. Почти сразу князя стали чтить как святого. А с 1626 г. на гербе Рязани появляется изображение князя-воина.
______________________________________________________
Друзья, не забывайте подписываться на канал и ставить лайки!
© Я не доктор, но посмотреть могу