Здравствуйте,дорогие друзья,читатели и гости!
Рад снова приветствовать Вас на своём канале...Предлагаю Вам сегодня немного попутешествовать...
Не волнуйтесь,Вам не придётся никуда идти ,а тем более ехать...
Путешествие наше будет,как это принято говорить сейчас-виртуальным,хотя мне лично больше нравится слово- "воображаемым"...
Итак, вообразите себе зимний Петербург, первой половины XIX века... Зима в Петербурге,по свидетельству современников была суровая и жуткая...
Злой ветер с Невы, гонит во набережным колючий снег, мороз пронизывает до костей,в воздухе стоит туман от дыхания лошадей и людей...
Это та самая, пронизывающая насквозь петербургская зима,которая, по заверениям врачей того времени являлась причиной сильных простуд, злокачественных лихорадок и скоротечной чахотки...
Смотрите..Вот проносятся в дорогих санях господа в тысячных шубах из седого камчатского бобра и красивые барыни в сверкающих инеем собольих салопах,люди попроще,и мелкие чиновники,спешащие в департаменты передвигаются пешком,обгоняя друг друга,,надвинув шапки и стараясь "перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской",и скинуть свою насквозь промерзшую шинель...
"ШИНЕЛЬ"-именно так назвал Н.В. ГОГОЛЬ одну из своих петербургских повестей,которая увидела свет в 3-м томе собрания сочинений,отпечатанного на исходе 1842-го года.
Сюжет повести прост и всем известен...
Мелкий чиновник ,Акакий Акакиевич Башмачкин, "вечный титулярный советник",выслуживший только "пряжку в петлицу да геморрой в поясницу"-переписывает бумаги в департаменте,, с кротостью сносит насмешки коллег, довольствуется малым. Но вот у него приходит в негодность старая шинель-
"в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась",и он вынужден приобрести новую. Копит деньги, отказывает себе во всем — и в итоге становится счастливым обладателем новой шинели "на толстой вате, на крепкой подкладке без износу". Но счастье его длится недолго...
После выхода повести,критики восприняли ее как жесткий социальный памфлет, как голос в защиту униженных и оскорбленных. Акакия Акакиевича трактовали как жертву несправедливой системы, страдающего от бюрократии и произвола. Такая трактовка «Шинели» перешла и в советское литературоведение, а из него, конечно, в школьный курс литературы,но...
Именно в 40-е годы XIX века Гоголя волновали вопросы духовного делания, и духовной борьбы.И вот на таком фоне, в таком настроении Гоголь пишет «Шинель». Наивно было бы думать,что это не нашло своего отражения в повести...
Как считает критик Л.Звонникова: "... «Шинель» — это притча, где показано, как человек — кроткий, смиренный, почти что безгрешный может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, а в душе Акакия Акакиевича. Эта повесть не только о бедном чиновнике, раздавленном государственной машиной, но и о духовном тупике, в который зашло общество, забывшее Бога"
И вот в 1959 году была создана экранизация повести ""Шинель"-одноимённый художественный фильм, ставший режиссёрским дебютом Алексея Баталова и одной из первых «больших» киноролей Ролана Быкова.
Я считаю фильм гениален,правдив и... очень страшен...
Баталов правильно почувствовал настроение повести Гоголя, перенеся его на экран, и в фильме, помимо Быкова стал солировать, навевающий чувство страха депрессивный Петербург.
Да да,не удивляйтесь ,а просто взгляните на эти тёмные улицы,мрачные подворотни и дворы ,лестницы черного хода и крошечные,плохо протопленные комнатушки,освещаемые одним свечным огарком, в которых по сыреющим стенам ползёт зелёная плесень...
Пройдитесь вместе с героем в худой шинелишке по трескучему морозу и почувствуйте как холод пробирает до костей, ощутите ужас этого пожилого, тщедушного, маленького человека,который лишился в этих, едва освещённых одиноким фонарём жутких и бесконечных анфиладах не просто шинели ,а самого смысла жизни!
Вглядитесь пристально в темноту страшного громадного города-монстра...и вы согласитесь со мной...и оцените должным образом эту впечатляющую и пугающую картину....
И конечно же наряду с режиссёрской и операторской работой, львиная доля успеха картины -это гениальная актёрская игра великолепного Ролана Быкова!Жесты,походка, крупные планы и взгляды, тихая и порой едва различимая косноязычная речь,вся его нелепая фигура создали запоминающийся образ...
Он прекрасно показал ту самую...
"Последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного."- как замечательно написал в 1842 году русский поэт и критик Аполлон Григорьев.
Мн остаётся только добавить,что наряду с Р. Быковым,в фильме также снимались..Ю.Толубеев, А.Ёжкина, Г.Тейх, Е.Понсова, Н.Ургант, Р.Лебедев,П.Лобанов, Г.Богданова-Чеснокова,Е.Гуров, В.Васильев и другие...
https://yandex.ru/video/preview/1266943748932878346
Вот и всё на сегодня,дорогие друзья... Всего доброго,приятного просмотра,и до новых встреч)))
17