Собственно, я уже писал о том, что «Ваха» наша полна отсылок и аллюзий на разного рода культурные и литературные события, но давайте попробуем разобрать более подробно, что откуда пошло. Как мне кажется, фанатам «Вахи» будет интересно – а, может, и полезно, узнать, откуда пришло то или иное. К тому же, вполне себе может быть, что кто-то из тех, кто увлекается «Вахой», захочет потом прочесть то, откуда пришли те или иные события или явления. Хотя, конечно, меня читают те, кто и так знаком со всеми первоисточниками. Но, как мне кажется, и они могут узнать для себя что-то новое… Ну а мы начинаем.
Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!
Итак, первое, о чём мне хотелось бы поговорить – отказ от систем ИИ. Как мне кажется, это самое простое. Понятное дело, что пошло это от мира «Дюны» Фрэнка Герберта. И тут, как мне кажется, стоит отдать авторам лора «Вахи» должное. Дело в том, что они, в отличие от Герберта не просто написали, что «ИИ запрещены, значит, их нет!», но и смогли обосновать, как вообще работает их мир. Просто, «отмазка» Герберта о том, что «вот, у нас тут есть ментаты, люди, которые могут производить в уме вычисления» - очень слабая, если разобраться. Империи пришлось бы содержать штат ментатов везде, где проводятся какие-то сложные работы. Конечно, можно прописать, что, за исключением двух-трёх планет, вся Империя живёт в состоянии Средних Веков – но… этого не было сделано. Да и вообще, если разобраться, Вселенная «Дюны» прописана, в плане техники, не сказать, чтобы очень хорошо. А вот, что касается «Вахи»… вот тут, как я уже говорил, стоит отдать авторам должное. Начать с того, что сами по себе технические аспекты в «Вахе» порой прописаны очень и очень хорошо. Например, нигде не говорится о том, что в «Вахе» нет никаких сложных вычислительных устройств. Они есть – самые разные. Порой пишут о тех, в которых есть органические части – что мне кажется… скажем так, не очень хорошим делом по ряду причин, но немало и тех, где чистая микроэлектроника (а то и какая-нибудь фотоника, если вы понимаете, о чём я). То есть, если кто-то не в курсе, то какой-нибудь когитатор, встроенный в броню Астартес (надеюсь, все понимают, для чего там когитатор?), будет более производительным, чем какой-нибудь суперкомпьютер, построенный в наше время. А всё потому, что порой авторы всё же вспоминают, что цифры «40000» означают всё же будущее, и пишут так, что ты веришь в то, что действие происходит именно в далёком будущем… Тут, кстати, нельзя не вспомнить Грэма Макнила и его «Кузни Марса». Не факт, что я буду перечитывать это произведение, но получилось оно очень и очень сильным. А те элементы киберпанка, что есть в произведении, показывают то, что автор не просто умеет хорошо писать про «самоделкиных», но и понимает жанр киберпанка. Это видно не только в том, что автор знает закон «High Tech – Low Life», но и умеет всё это грамотно отписывать. Добавить тут и то, что «мехи» показаны так, что они просто не понимают, что своими действиями просто губят людей – и мы получаем вполне себе грамотно и хорошо написанное произведение.
Что касается самих Астартес, то тут, как мне кажется, всё тоже очень интересно. Я уже упоминал о том, что была (а, может и сейчас есть) такая серия комиксов в Британии – «2000.ad». В этой серии были комиксы, например, про небезызвестного Судью Дредда, к которому мы ещё вернёмся. Но, помимо Дредда, были комиксы и про «Солдата Рога», или же «Rogue Trooper». Собственно, на основе этих комиксов даже игра выходила одноимённая, в которую я даже играл, в двух вариантах – просто и «Redux». Так вот, что же такого интересного в этом самом «Роге»? Начать с того, что на той планете люди так долго выясняли друг и другом отношения (весело так выясняли, с огоньком и спецэффектами!), что жить на поверхности планеты стало просто невозможно. А воевать как-то хотелось. И, условно «хорошие», придумали решение. Генетически созданные воины. Более сильные, более живучие, способные не просто выживать в этих условиях, но и вполне себе эффективно там воевать. Я ничего не буду говорить о том, какой у них был рост, или почему они воевали с «голым торсом», но вот что касается «генетически созданных» и способности выживать и воевать в любых условиях… Астартес ведь тоже «генетически улучшены», и тоже способны без своей брони показать всем «Mother of Kuzma»… Конечно, я не знаю, считается ли заимствованием заимствование у себя же – просто эта серия, «2000.ad», по сути, была одним из подразделений GW, если я всё правильно понял. Или как-то ещё, но они были связаны. Так что – хорошая идея появилась в одном подразделении, а её переняли и в другое. Как мне кажется, получилось, как минимум, хорошо и интересно…
Кстати говоря, если вспомнить саму игру (как я уже говорил, к комиксам я довольно равнодушен), общая стилистика того, что мы видим, несколько напоминает «Ваху». Это и весьма монструозная техника, и «большие пушки», и тому подобное. Например, можно вспомнить страшный танк – он как раз в стилистике «Вахи» - такой же огромный, бессмысленный и беспощадный. Поезда на магнитной подушке – в «Вахе» такие точно есть, встречались в нескольких книгах (главное, не перепутать с книгами Абнетта, когда Гриша Эйзенхорн и Лиза Биквин ехали куда-то на поезде, который тащил… паровоз). Так что, вполне себе можно сказать, что «Ваха» взяла оттуда не только «генетически улучшенных солдат», но и часть своей стилистики…
Конечно же, не стоит забывать и Арбитров, которые тоже, такое ощущение, пришли со страниц комиксов «2000.ad». Я даже видел одну картинку с артом Арбитра, под которой только что надписи не хватало о том, что «Я – Закон!». И облачение, что интересно, очень похоже на то, в чём щеголял Карл Урбан в фильме 2012-го года… Так что – и этот аспект «Вахи», тоже появился не «из пустоты», а имеет под собой вполне себе интересную основу…
Что же касается остального, то в списках «первоисточников» для лора «Вахи» есть и книги Роберта Хайнлайна (кстати, кто напишет, какая именно книга, и что на её основе придумали – тот молодец), и известные фильмы, и разного рода реальные события. Например, я уже писал о том, что цикл Абнетта о комиссаре Гаунте – имеет в своей основе «Стрелка Шарпа» Бернарда Корнуэлла, а роман «Зона поражения» Грэма Макнила – показывает в виде аллюзий, события в Северной Ирландии. Или можно вспомнить такую планету, как Нострамо – это же отсылка на Сицилию и тех её жителей, с которыми отчаянно сражался комиссар Коррадо Каттани – как мне кажется, про сериал «Спрут», те мои читатели, которым примерно столько же лет, сколько и мне, знают очень хорошо…
Понятное дело, что я тут описал далеко не все отсылки, которые есть в «Вахе». Более того, я и сам нашёл далеко не всё. Собственно, как мне кажется поиск отсылок – это ещё одно хорошее, что есть в нашей любимой Вселенной. Ведь, если автор смог аккуратно вписать в книгу те или иные отсылки к чему-то реальному или фантастическому, и это не выглядит дико или чужеродно (как порой бывает, увы, у Дэна Абнетта), то это говорит о мастерстве этого автора, о том, что он знает, как хорошо писать и умеет работать с такими материалами…
Поддержать автора: 2204 1201 0034 7190 - карта Юмани