Найти тему
Вести: Приморье

Тайны Костофуново - здесь разбилась еще одна народная легенда

Дальние сёла Ольги. Так запросто привыкли мы называть целый район, теперь Ольгинский муниципальный округ. Под защитой Святой Ольги, он всё-же терпит большую долю природных бед. Но люди, живущие там, словно богатыри на краешке родной земли: стоят прочно, держатся тайги, реки, нехитрых своих огородов и подворий. Интересно, что самая старая деревенька среди всех приморских именно ольгинская. И не Пермское вовсе, как считают многие, а Ветка!

Воздух пахнет весной. Пчёлы никак не уснут и работают до последнего цветочка. Выясняют отношения черно-пёстрые, сибирские, как и положено, бычки. И тихим сапом пробираются на зеленеющий луг полудикие кони. Интересно рассказал о Ветке Арсеньев, побывавший в этом русском селе в начале 20-го века: «Какой-то особенный отпечаток носила на себе эта деревушка. Старенькие, но чистенькие домики глядели уютно; крестьяне были веселые, добродушные... Привезли их сюда в 1854 году и высадили в заливе Св. Ольги, предоставив самим устраиваться кто как может и кто как умеет. Скоро крестьяне заметили, что, чем дальше от моря, тем туманов бывает меньше. Тогда они перекочевали в долину Вай-Фудина. Но по неопытности посеяли хлеб внизу, в долине; первым же наводнением его смыло, вторым унесло все сено; тигры поели весь скот и стали нападать на людей».

Вай-Фудин — это река Аввакумовка. А Ветка встала на левом её притоке. Вот она, Арзамазовка-речка.

Хрустальная вода, а как обмелела! И каждый человек в этом глухом уголке знает, почему так. И отчего еще одно поселение, столь же невеликое, но удивительное — Новониколаевка — вдруг потеряло статус приречного, знают. Ведь что говорят современные карты? Что наперерез деревенским улицам идёт ручей! И как называется-то странно, никто из местных об этом и знать не знал, что их река, именно река — Костофуново - теперь ручей Пильный! Странно, обидно, и даже горестно.

Ольга Катренко, корреспондент: «Вот здесь, в Новониколаевке, можно видеть общую беду всех таёжных приморских речушек. Нет реки практически. Воробей может перети её, говорят местные жители. А всё потому, что вырублен верховой лес. Не стало той губки, которая впитывала бы в себя влагу, и в то же время сохраняла бы её во все времена года. В половодье реки бы просто поднимались, когда было сухо — они оставались в своих берегах достаточно широкими и подходящими для того, чтобы рыба возвращалась сюда на нерест. Ведь эта речка находится в списке знаковых нерестовых рек России! Что же до названия — Костофуново — можно сказать, что здесь разбилась еще одна легенда, народная легенда о том, что когда-то Новониколаевку основали переселенцы, в том числе и из Болгарии. И фамилия-то болгарская, Костофуновы, и тонула в этой реке девчонка по фамилии Костофунова, а спасли её местные жители, тазы. А как на самом деле? Сейчас узнаем!»

Как раз на реке, в низинке, со всех сторон окружённой сопками, а потому защищённой от ветра, так что жарко становится, живёт семья, да не одна. Братья и сёстры Шарафутдиновы, каждый со своими родными и близкими, своими коровками, пчёлками. А познакомила нас всех Любовь. Она-то в Ольгу перебралась, но часто наведывается подышать родным воздухом. Рядом брат Сергей, старшая сестра Маргарита и её супруг Александр, вот уж старожил так старожил. Предки его — русины, первые здешние поселенцы! Славянский народ со своей собственной идентичностью, хуторами, разбросанными в Карпатах. Может быть оттого и возникла легенда про Костофуновых?

Маргарита Безик (Шарафутдинова), жительница с.Новониколаевка: «И что самое интересное, что там (в Карпатах) половина фамилий, там, где вот эти вот поселения, фамилия Безик. Мы Безик».

Александр и родился здесь, а отец его неподалёку, в Рудненской: сейчас об этом населённом пункте и сведений-то не найти. Был рудник в сопках, выше Новониколаевки. Возили руду тачками к реке, сплавляли на лодках ближе к Пермскому, к Аввакумовке, а там грузили на баржи. Рудник закрыли неожиданно, и говорят из-за того, что в примесях случился непростой минерал…

Маргарита Безик (Шарафутдинова): «Потому что вот наш мужик один, там кстати очень большая пещера есть в Рудненской, один наш мужик, Костенко, туда зашел и облез. У него большие такие кудрявые волосы чёрные были, он стал седой и облез. А потом у него снова стали нормальные волосы расти. Но одно время ходил вот такой вот».

Сергей думает, всё намного проще.

Сергей Шарафутдинов, житель с. Новониколаевка: «В 50-х-60-х рудник закрыли. Как раз в то время, как стали разрабатывать Магнитку»

Ольга Катренко, корреспондент: «А Люба о бохайцах хотела сказать?»

Любовь Якимчук (Шарафутдинова), житель п.Ольга: «Там они плавили бронзу, и до сих пор находятся, вот Вова (племянник) нашёл амулет Будды из бронзы, потом куда-то в музей отправили, наконечники, монеты, это всё бронзового века».

Такая традиция сложилась у нас, тянуть находки с мест: село-то крошечное, ну кому тут интересно смотреть? А село-то стоит на проторённом пути в Находку! И едут люди, и могли бы за исторической справкой заглянуть в небольшой павильон вроде автостанции, появись он здесь, там же и артефакты удалось бы разместить. А заодно и за вкусным молоком свернуть к реке Костофуново, прямо к Шарафутдиновым: и творог, и мёд — всё тут своё. Мы же и пасеку рассмотрели, и коров красивых встретили, и даже труженика большого и уважаемого в этих краях застали: вот как важно топчется по огороду птица-поползень. А на печурке бидон с пчелиным лакомством: холодает, так что уже подкармливают полосатеньких.

Ольга Катренко, корреспондент: «Смотрите, а вот новониколаевские мёд, творог, сметанка. Чтобы вы знали, что есть здесь»...

Маргарита Безик (Шарафутдинова): «Экологически чистый продукт».

Ольга Катренко, корресопндент: «Да, не только тигры и медведи и Костофуново река» Рита: «Кстати, вот Костофунова река когда-то, здесь вот дед Переверзев жил и в этой Костофуновке рыбу красную ловил. А сейчас посмотрите вы на эту речку!»

Так что ж Костофуново-то, русины ли дали ей имя? Или это совсем другой язык?

Сергей Шарафутдинов: «Да нет, это китайское название» Любовь Якимчук (Шарафутдинова): «Все распадки у нас тут китайские: Сивирово, Кенфурово, и не переведёшь» Сергей: «Ну почему, Кенфурово. Это бандит такой был, Кенфур, хунхуз. Там и прятался».

Ольга Катренко, корреспондент: «А Костофуново?»

Сергей Шарафутдинов: «Падь, в которой легко заблудиться».

Оттого, наверное, в некоторые реестры российских рек Костофуново и вписано именно так - Костофунова падь, где-то вместо буквы «О» пишут «А». А только для новониколаевцев всё именно так, как на табличке у воды. Как впитано с детства, как и должно быть на этой дивной земле всегда.

Ольга Катренко, Александр Астафьев, "Вести: Приморье".