Временами на Земле появляется человек, который навсегда меняет представление о нашем мире. Он видит его под другим углом и пытается ответить на, казалось бы, уже давно решённые вопросы. Например, что есть время и почему человечество постоянно ускоряется (есть или предел технологического развития).
Более того, каждый человек смотрит на мир по-разному, потому что с рождения формирует свою картину мира. Представьте себе незнакомца, который спрашивает у человека, где находится автобусная остановка. Женщина проходящая мимо сказала, что надо повернуть налево, а потом свернуть за магазин. Девушка указала дорогу от метро направо. А мужчина, который никогда не ходил пешком по району, сказал, что она стояла где-то на въезде в торговый центр.
Казалось бы, люди живут в одном месте всю жизнь, но по-другому ощущают пространство.
Вот так и с нашей планетой. Миллиарды людей проживают жизнь на Земле и каждый видит свою картину бытия. Добавим к этому разные религиозные взгляды, образование, место жительства и культуру. И выходит мы вообще не знаем друг друга.
Как объединить всё это общей теорией?
Альберту Эйнштейну было 22 года, когда он в одиночестве пошёл в поход в Альпы. Это было время юношеских скитаний. Будущий физик страстно желал постичь скрытый замысел, фундаментальные принципы природы. Далее Эйнштейн посвятит всю жизнь в поисках гармонии в науке и человеческой жизни. Это важно понять.
Учёный не опирался ни на религии, ни на философию, хотя в совершенстве знал их основы. В его библиотеке можно было найти и книги по эзотерике или индуистские веды. Но это не значит, что физик верил в переселение душ или магию. В одном из дневников Эйнштейн задаёт сам себе вопрос:
«Что рыба знает о воде, в которой она плавает всю свою жизнь?»
В 1933 году он прибыл в США как учёный в изгнании. К тому времени он уже был «таинственной фигурой» в мире науки. Большую популярность принесли его высказывания, где жёлтая пресса окрестила его как «учёный, который верит в Бога». Сам Эйнштейн до конца жизни боролся с этим ярлыком, потому что ни в какого Бога он не верил. В его природе вещей больше всего поражала мысль «таинственном замысле», который работает по фундаментальным законам природы. То есть если бы Бог и был, то давно уже покинул эту вселенную создав законы бытия. А дальше мы уже сами должны их постичь. По Эйнштейну все религии ошибаются в одном – они создают мифологию, основанную на страхе смерти, а это сильная преграда, которая не даёт продвинуться в понимании природы вещей.
«Я научился смотреть на смерть как на старый долг, который рано или поздно надо заплатить».
Люди смотрят на смерть как на некое искупление или даже продолжение их умственной деятельности. Мол, она всё уровняет и разрешит. Но на самом деле она делает лишь одно – останавливает время. А вот что такое время и какова его природа Эйнштейн и старался понять.
К слову, экономия времени для него тоже было не просто словами. Он варил яйца в воде для супа, чтобы дополнительно не мыть кастрюлю, носил дорогую, но почти не изнашиваемую одежду (кожаная куртка, ботинки с железными носами).
Во время Первой мировой войны Эйнштейн был потрясен, обнаружив, что многие его коллеги-ученые поддерживали войну и ставили знак равенства между немецкой культурой и немецким милитаризмом. Он был сторонником идеи Ганди о «пассивном сопротивлении» и поддерживал любых молодых людей не зависимо от стороны, расы и происхождения, которые отказывались идти на войну и убивать людей. Во всём этом он видел лишь бессмысленное кровопролитие, которое всегда заканчивалось и начинало новое. Он был человеком мира, не признававшим идеи, что войну можно хоть как-то оправдать. После Второй Мировой он скажет:
«Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но Четвёртая — палками и камнями».
Физика угнетала мысль, что все новые научные открытия и разработки военные используют для создания всё более разрушительного оружия. Сами люди превращались уже не в пешки, а в винтики, которые закрепляли стойки. Цена жизни не стоила ничего.
Во время господства третьего рейха группа физиков-антисемитов называла теорию относительности как ошибочную еврейскую теорию. У здания Оперного театра в Берлине были сожжены две тысячи книг Альберта Эйнштейна. Он больше не был прославленным немецким гением, а коммунистом и антигерманцем, евреем. За его непринятие войны и ярую критику фашизма какое-то время он считался предателем, которого нужно немедленно придать суду. На вопрос «почему он выбрал Америку» он всегда шуточно отвечал:
«В то время мне просто больше некуда было ехать».
Во время прихода нацистов в власти Эйнштейн уже был готов бросить все идеи пацифизма и согласиться на попытку противостоять силе силой. Но позже он назовёт это «попыткой вылечить племя людей истреблением», но после войны добавит:
«Древние китайцы были правы. Невозможно знать результаты своих действий».
Это уже было после того, как американцы сбросили бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Эйнштейн был потрясён тем, как люди готовы истреблять друг друга до конца (а ведь он писал письмо Рузвельту о том, что атомная энергия может обеспечить недорогим электричеством всех людей на Земле совсем скоро), совершенно не думая о последствиях в будущем. Все результаты невозможно просчитать, но платить за них всегда будут выжившие.
Позже он скажет своему другу Томасу Ли Баки, что совершил одну большую ошибку в жизни – это написал то письмо Рузвельту. Но тогда он боялся, что немцы реально могут выиграть гонку вооружения. Это и дало толчок для действия.
Начиная с 1944 года ФБР начало собирать досье на Эйнштейна за его антивоенные и довольно открытые высказывания против использования научных открытий в военных целях. Но правительство не зашло далеко, чтобы вызвать его для дачи показаний в 1949 году.
В ходе слушания дела MaCarthy Эйнштейн сослался на поправку в конституции, которая защищает его от самооговора. Его друг Оппенгеймер, который обвинялся в симпатии к американским коммунистам не последовал его примеру, за что подвергся судебному преследованию и жесточайшей критике. США 50-х годов не отличались либеральной демократией. Это была эпоха подозрительности и поиске врагов, где только можно. Эйнштейн ушёл в затишье отказавшись от любой публичности и углубился в науку.
Он выскажется только по поводу Арабо-израильского конфликта в 1947—1949:
«Если мы не найдем способ честного сотрудничества и ведения дел с арабами, то мы ничему не научились за наши 2 тысячи лет страданий и заслуживаем любой кары, которая обрушится на нас».
Друзья учёного говорили, что он совершенно не боялся смерти:
«Каждый из нас появляется здесь непроизвольно и без приглашения на короткое время, сам не зная почему»
Смерть Альберта Эйнштейна наступила 18 апреля 1955 года в Принстоне, штат Нью-Джерси. После продолжительной болезни он мирно скончался во сне. Указанная причина смерти - разрыв артерии в его сердце. По его просьбе в завещании не было ни похорон, ни могилы, ни надгробия. Его мозг был пожертвован науке, тело кремировано, а прах развеян над протекающей неподалеку рекой.