Найти тему
Parnas on-line gallery

Неординарный взгляд на маленьких девочек или высокое искусство: Илья Машков.

Оглавление
 «Три сестры на диване. Портрет Н.Л. и Е.Самойловых». Фрагмент
«Три сестры на диване. Портрет Н.Л. и Е.Самойловых». Фрагмент

Сегодняшний разговор пройдет об одном очень интересном произведении искусства!

Это стильный, яркий, постимпрессионистский групповой портрет под названием «Три сестры на диване. Портрет Н. Л. и Е. Самойловых», написанный в 1911 году.

Начало ХХ века – самое безумное время в истории искусства. Творческие эксперименты, новые течения и веяния, революции, полное переосмысление прошлого опыта.

Художник Илья Машков
Художник Илья Машков

Илья Машков двигался в ритме бурных перемен рубежа веков. Выдающийся художник с уникальным взглядом на мир, он состоял в новомодных творческих союзах, но был изгнан из официальных кругов, по крайней мере, поначалу. На живопись он смотрел как на мощный инструмент выражения идеи.

Предпочитал внушительные формы и яркие, постимпрессионистские оттенки – громкие, сочные, смысловые. Так что даже в его групповом портрете мы далеко не сразу узнаем…маленьких девочек.

Илья Машков «Три сестры на диване. Портрет Н.Л. и Е.Самойловых» (1911)
Илья Машков «Три сестры на диване. Портрет Н.Л. и Е.Самойловых» (1911)

Это может показаться странным (даже извращенным), что детей в возрасте 5, 7 и 8 лет художник показал в таких образах. Это дочери ученицы Ильи Машкова. Однажды, художник застал девочек в гостиной играющими во взрослых нарядах, это и подтолкнуло его создать некую будущую реальность. Он попросил детей угомониться, сесть на диван и попозировать ему. Из-под кисти вышло изображение не детей, а тех, кого он представил на их месте через много лет. Почему?

Живопись И. Машкова
Живопись И. Машкова

Машкову и его современникам приходилось творить в крайне интересное и сложное время, когда ценности старого мира уже не вмещались в новый порядок. Также было и с искусством. Для русского искусства это еще и зарождение движения «сезанистов» - художников, почитающих творчество Поля Сезанна, известного французского авангардиста.

Подобно ему, мастера отвергают истинные масштабы предметов, оспаривают законы физического мира, отвергают реализм всеми доступными способами.

Живопись И. Машкова
Живопись И. Машкова
Живопись И. Машкова
Живопись И. Машкова

Следовательно, что же портрет малышек Самойловых такое, если не отрицание реальности? Да, перед художником они – всего лишь дети. Но в мире искусства – взрослые барышни в декадентских образах, размалеванные, гиперболизированные и все же…неловкие, как дети. Образ их переосмыслен, но привычки и детская угловатость остались, что и вносит резонанс в понимание произведения: почему взрослые женщины, выглядят как дети, заигравшиеся во взрослых?

А возможно, посыл этой работы куда глубже, чем мы копнули, и художник в принципе оспаривает основы социального мира, кто знает? Но впечатление от работы действительно масштабное, как и ее размеры - 197x256 см. Картина занимает одно из центральных мест в экспозиции Музея имени М.А. Врубеля в Омске.