Найти тему
Tomorrow started

Слушаем альбом David Bowie - Outside (1995). DISC'отека

Оглавление

Особое место в моем сердце занимают те альбомы, которые в свое время были не в полной мере оценены. В основном это эксперименты и отхождения от истоков и изначального звучания, к которому привыкли фанаты и критики. Сейчас же, когда вся история написана, интересно раскапывать такие творения, уже вне контекста и времени. Одним из таких альбомов для меня является необычная и местами авангардная работа Дэвида Боуи - Outside 1995 года выпуска. Это тот случай, когда именитый музыкант пытался максимально дистанцироваться от своего основного наследия и делал это со всей ответственностью и уверенностью.

1. Outside (The Nathan Adler Diaries: A Hyper Cycle) (1995)

Дэвид Боуи в 1995 году
Дэвид Боуи в 1995 году

К середине 90-х Дэвид Боуи уже был артистом с богатым творческим наследием, к которому он относился несколько легкомысленно, что позволяло ему каждый раз делать что-то совершенно новое и необычное. В 70-х он дважды серьезно повлиял на облик всей популярной и рок-сцены: в начале десятилетия как глэм-рокер с другой планеты в образе Зигги Стардаста и театрализованных концертов и в конце десятилетия как экспериментатор, открытый к новым электронным и авангардным идеям, что послужило созданию альбомов из "Берлинской трилогии". Однако в 80-х его поиски уже не так активно привлекали слушателей, и если дискотечный Let's Dance 1983 года еще был принят позитивно, то с Tonight 1984-го и Never Let Me Down 1987-го ситуация обстояла куда более печальной. После этого последовал серьезный сдвиг в сторону с хард-роковым ответвлением Tin Machine, который восприняли еще менее серьезно.

В 1990 году Боуи провел тур в поддержку бокс-сета с классическим материалом под названием Sound+Vision, который должен был стать завершением концертного исполнения множества известных его хитов, чтобы дать зеленый свет чему-то более не затертому и новому в дальнейшем. Данное обещание в дальнейшем было исполнено лишь частично, однако вектор, который был заложен тогда, действительно оказал серьезное воздействие на новое творчество музыканта. Вначале это был крайне эклектичный альбом 1992 года Black Tie White Noise и экспериментальный саундтрек к тв-адаптации романа "Будда из пригорода" в 1993 году, а затем Боуи вновь воссоединился с давним другом и коллегой Брайаном Ино, с которым ранее в конце 70-х годов были записаны культовые пластинки "Берлинской трилогии".

Брайан Ино и Дэвид Боуи
Брайан Ино и Дэвид Боуи

Повторять пройденный этап они совершенно не хотели, поэтому для своей новой совместной работы Outside (полное название альбома звучит как 1. Outside: The Nathan Adler Diaries: A Hyper-cycle) на студийных записях музыканты часто импровизировали и воплощали свои музыкальны идеи нетипичными способами, многие из которых исходили из заранее записанных письменными условий с неочевидными направлениями, в духе "сыграйте ноты, выражающие вашу подавленность". В итоге это привело к необычному сплаву самых разных жанров направлений: от арт-рока и авангардного джаза до эмбиента и индастриала.

Кроме того, авторы не хотели записывать очередной альбом с десятком песен, поэтому выбрали направление связанного концептуального повествования. Боуи много вдохновлялся современным искусством, триллерами в духе Твин Пикса и эстетикой серийных убийств, которые он решил превратить в художественный акт. К альбому прилагался буклет с выдержками из дневника детектива Натана Адлера, расследующего арт-ритуальное убийство молодой девочки Грейс Блю. В альбоме Боуи ввел нескольких персонажей, каждого из которых "сыграл" сам, тем самым продолжая линию предыдущих героев из более ранних альбомов музыканта. Крайне советую подробнее изучить буклет и тексты песен, чтобы вникнуть в сюжет более плотно - в Outside он жуткий, но завораживающий, такое в музыке нечасто встретишь.

Альбом был записан не без трудностей и серьезных перезаписей: изначальные импровизационные сессии изначально предназначались для другого более экспериментального проекта, однако он так и не был реализован, но некоторые его элементы перешли в альбом Outside.

-4

В моей коллекции есть бокс-сет Brilliant Adventure с альбомами Дэвида Боуи с 1992 по 2001 годы, среди которых есть и Outside. Диски в этом издании стилизованы под mini-LP формат, однако начиная с этого альбома картонные реплики начали комплектоваться полноценным буклетом, поэтому ознакомиться с дневником Адлера можно в полной мере. В остальном же это стандартный ремастер оригинальной пластинки, а несколько бонусом размещены на отдельном сборнике. Супер эксклюзивов там нет, поэтому сильно акцентировать внимание на этом не будем.

Слушаем Outside

-5

Исполнитель: David Bowie

Дата выхода: 25.09.1995

Жанр: арт-рок, экспериментальный рок, индастриал, авангардный джаз

Лейбл: Arista / BMG / RCA / Virgin

Продюсеры: Дэвид Боуи, Брайан Ино, Дэвид Ричардс

Позиции в чартах: № 8 (Великобритания), 21 (США)

Трек-лист:

1. "Leon Takes Us Outside"
2. "Outside"
3. "The Hearts Filthy Lesson"
4. "A Small Plot of Land"
5. "Segue – Baby Grace (A Horrid Cassette)"
6. "Hallo Spaceboy"
7. "The Motel"
8. "I Have Not Been to Oxford Town"
9. "No Control"
10. "Segue – Algeria Touchshriek"
11. "The Voyeur of Utter Destruction (as Beauty)"
12. "Segue – Ramona A. Stone/I Am with Name"
13. "Wishful Beginnings"
14. "We Prick You"
15. "Segue – Nathan Adler Pt. 1"
16. "I'm Deranged"
17. "Thru' These Architects Eyes"
18. "Segue – Nathan Adler Pt. 2"
19. "Strangers When We Meet"

1. "Leon Takes Us Outside" (Д. Боуи, Б. Ино, Р. Гэбрелс, М. Гарсон, Э, Кизилкей, С. Кэмпбелл)

-6

Альбом начинается с небольшого эмбиентного интро - монолога персонажа Леона Бланка. Здесь ярко чувствуется влияние Брайна Ино, в том числе работы, которые он продюсировал в то время (например U2).

2. "Outside" (Д. Боуи, К. Армстронг)

Титульная композиция представляет собой уже более традиционное начало и ранее предназначалась для проекта Tin Machine. Песня хорошо настраивает на альбом, хотя я бы не сказал, что она сильно в полной мере показывает что стоит ждать от альбома - уж больно она похожа на позднее творчество Боуи.

3. "The Hearts Filthy Lesson" (Д. Боуи, Б. Ино, Р. Гэбрелс, М. Гарсон, Э, Кизилкей, С. Кэмпбелл)

А вот первый сингл с альбома куда более прямо дает понять направленность Outside. Здесь индустриальное звучание и электронные ритмы раскрываются в полной мере, из-за чего неудивительно, что один из ремиксов для песни был записан Трентом Резнором из Nine Inch Nails, с которыми будет проведен совместный тур. Кроме того, песня была использована в титрах к фильму Дэвида Финчера "Семь", который очень хорошо сочетается с настроением альбома.

Клип на песню получился соответствующим: жесткий, грязный и без купюр. Предполагаю, что необычно было современникам наблюдать Боуи в таком образе.

4. "A Small Plot of Land" (Д. Боуи, Б. Ино, Р. Гэбрелс, М. Гарсон, Э, Кизилкей)

-7

Напряженный мрачный трек, в основе которого игра на фортепиано за авторством Майка Гарсона. Атмосфере здесь накаливается с каждой новой минутой, чтобы как можно сильнее погрузить слушателя в пучину безжалостной реальности. Нечто подобное определенно мог написать Скотт Уокер.

5. "Segue – Baby Grace (A Horrid Cassette)" (Д. Боуи, Б. Ино, Р. Гэбрелс, М. Гарсон, Э, Кизилкей, С. Кэмпбелл)

Первая интерлюдия на альбоме. Без знания предыстории воспринимать их сложно из-за странных монологов от лица разных персонажей. Конкретно в первой мы плотнее знакомимся с убитой девочкой - Грейс. Она явно попала в дурную компанию, что в итоге закончилось печальным исходом.

6. "Hallo Spaceboy" (Д. Боуи, Б. Ино)

Следом идет, по моему мнению, главная и самая мощная песня альбома - Hallo Spaceboy. В ней вся сила индастриала раскрывается в полной мере, будто Боуи пустился во все тяжкие, чтобы выдать столь тяжеловесный номер. Гитары вместе с барабанами отбивают дикий ритм и рев, чтобы восхвалить хаос во всей его красе.

Для сингла песня была кардинально переработана силами Pet Shop Boys, которые превратили ее в поп-запись и добавили привязку к майору Тому из Space Oddity и Ashes to Ashes. Тоже примечательная версия, хотя моя любовь всецело принадлежит к оригиналу.

7. "The Motel" (Д. Боуи)

Самый тягучий и продолжительный трек на альбоме и очередной референс в сторону Скотта Уокера. Боуи поет от лица Леона Бланка - бывшего заключенного и одного из главных подозреваемых в убийстве и "аутсайдера" - художника-самоучки. Одна из самых красивых песен в творчестве Боуи, в которой просто хочется раствориться.

8. "I Have Not Been to Oxford Town" (Д. Боуи, Б. Ино)

Куда более традиционная рок-песня в духе Боуи 80-х, которая служит некоторой передышкой после столь тягучих номеров. Песня была записана уже в 1995 году, когда был отвергнут оригинальный концепт, из-за чего чувствуется некоторая разрозненность в повествовании.

9. "No Control" (Д. Боуи, Б. Ино)

-8

Еще одна поздняя песня для альбома, из-за чего чувствуется более тесная связь с предыдущей. Отличный электронный бит, на фоне которого вокал Боуи в духе более классической бродвейской манеры пения середины XX века звучит несколько своеобразно.

10. "Segue – Algeria Touchshriek" (Д. Боуи, Б. Ино, Р. Гэбрелс, М. Гарсон, Э, Кизилкей)

Н овая интерлюдия раскрывает еще одного героя и подозреваемого - пожилого продавца и одиночки Алжира Тачшрика. Несмотря на проходной статус, у этого трека очень любопытное и красивое музыкальное сопровождение.

11. "The Voyeur of Utter Destruction (as Beauty)" (Д. Боуи, Б. Ино, Р. Гэбрелс)

Стремительный и ритмичный трек, спетый от лица убийцы. Музыкальную основу для него написал гитарист Ривз Гэбрелс, который оказал ключевое влияние для множества композиций с альбома. Чувствуется мощный пульс в этой песне, из-за чего она держит в напряжении до самого финала.

12. "Segue – Ramona A. Stone/I Am with Name" (Д. Боуи, Б. Ино, Р. Гэбрелс, М. Гарсон, Э, Кизилкей)

-9

Третья интерлюдия про Рамону Стоун интересна тем, что она переходит в более полноценную песню I Am with Name, оставшаяся еще с первоначальных сессий 1994 года. Композиция воспринимается больше как сюжетный элемент, нежели что-то полноценное и самобытное.

13. "Wishful Beginnings" (Д. Боуи, Б. Ино)

Еще одна песня от лица убийцы, который называет себя Минотавром. Крайне жуткая штука с зацикленным сэмплом на протяжении всей продолжительности. Судя по контексту, герой говорит про Грейс, которую он убил весьма изощренным способом.

14. "We Prick You" (Д. Боуи, Б. Ино)

Одна из любимых песен с Outside, в которой отлично сочетается фирменный стиль Боуи с характерной хаотичной эстетикой альбома. Здесь можно разглядеть интерес Боуи к драм-н-бейсу, который раскроется в следующей работе музыканта.

15. "Segue – Nathan Adler Pt. 1" (Д. Боуи, Б. Ино, Р. Гэбрелс, М. Гарсон, Э, Кизилкей)

-10

Приближаемся к финальным номерам Outside, где Натан Адлер уже подробнее говорит об основных подозреваемых и открывает следующую песню.

16. "I'm Deranged" (Д. Боуи, Б. Ино)

Еще один крайне мощный номер и для многих фаворит с Outside. Стремительный как летящий автомобиль по шоссе трек звучит как поток мыслей антагониста всей истории. Особенно мне нравится здесь то, как вокруг зацикленного электронного басового ритма крутится более импровизационные партии фортепиано и гитары.

17. "Thru' These Architects Eyes" (Д. Боуи, Р. Гэбрелс)

Еще одно позднее дополнение к альбому звучит в духе песен из его середины. Воспринимается больше как переход к полноценному завершению, поэтому здесь нет важных сюжетных элементов.

18. "Segue – Nathan Adler Pt. 2" (Д. Боуи, Б. Ино)

Как ни странно, но финальная самая короткая интерлюдия слабо проливает свет на то кто же убил малышку Грейс и лишь слегка направляет на финальный трек.

19. "Strangers When We Meet" (Д. Боуи)

Заключительная песня является перезаписью композиции из предыдущего альбома Боуи - The Buddha of Suburbia, из-за чего она воспринимается несколько чужеродно, однако это ничуть не принижает ее достоинства. Очень красивое завершение столь мощного и запутанного альбома, поэтому не удивительно, что Strangers When We Meet стала вторым синглом.

***

-11

Кто же все-таки убил девочку? Этот вопрос так и остался открытым, потому что планируемое продолжение Outside так и не случилось. Альбом не стал особо успешным, а сам Боуи потерял интерес к оригинальной концепции, чтобы в дальнейшем записать нечто еще более кардинальное и необычное. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Для меня Outside одна из любимых работ Боуи, которая и позволила в полной мере открыть для меня его богатое творчество. Я вошел в него благодаря Nine Inch Nails, которые здорово перекликаются с этим материалом, хотя Дэвид напрямую не вдохновлялся Резнором во время записи. Это прекрасный пример скрытой жемчужины, которая раскрылась лишь через какое-то время, ближе к закату творчества Боуи, поэтому сейчас слушать Outside крайне интересно и захватывающе.

Первоначальный замысел проекта в 1994 году был еще более экспериментальный и авангардный, представляющий собой несколько сюит, куда более сумбурных и безумных. Работа из 3 сюит была представлена звукозаписывающим компаниям, но Боуи и Ино получили отказ в релизе, в результате чего и родился проект Outside - чуть более коммерческий и доступный для слушателей. Демо-вариант можно сейчас прослушать в интернете, чтобы понять, из чего вырос альбом. Советую ознакомиться с этой записью всем тем, кто хорошо знаком с выпущенным альбомом.