Недалеко от Тургиново расположена старинная деревня Мелечкино. В разные годы она называлась Малечкино (~ до 1756 г.), Меличкино (~ в 1757-1780 гг.) и Мелечкино (после 1780 г.).
Зная старинное название этой деревни и её историю, можно утверждать, что название произошло от фамилии владельцев Малечкиных.
С.Б. Веселовский в книге «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» приводит имя Мясоеда Константиновича Малечки. Это был
«дворянин в новгородском походе, 1495 г.; в Твери его вотчина - село Малечкино; от него – Малечкины».
В разрядной книге этот человек был записан как «Месоед Костентинов сын Малечкин из Мурома».
В рукописной книге 1869 года «Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии с 1787 по 1869 год…», составленной М.П.Чернявским, основателем рода Малечкиных из Тверского уезда показан Константин, у которого был единственный сын Никита.
Возможно, Никита Константинович и Мясоед Константинович – одно и то же лицо? Прозвища в старину использовали наряду с именем, а иногда и вместо него.
Об отце Никиты/Мясоеда нет точных сведений. Истории известен московский боярин Константин Малечкин (имя писалось как Костянтин). Он был послом великого князя Ивана III в Крыму в 1493-94 гг.:
«Лета 7002, месяца ноября, послал князь великий посольством в Крым к Менли-Гирею царю Костянтина Малечкина» («Летописец, содержащий Российскую историю от 6714/1206 лета до 7042/1534 лета, то есть до царствования царя Иоанна Васильевича, который служит продолжением Несторову летописцу»).
Константин Малечкин был связан и с Тверью. В Никоновской летописи есть описание присоединения Твери к Московскому княжеству в 1485 году. Прежде чем войти в Тверь после пожара, перехода тверских князей и бояр на службу великому князю и бегства Тверского великого князя в Литву, Иван III послал в город Юрия Шостака, Константина Малечкина и двух дьяков для того, чтобы привести всех граждан к целованию («С крестом и без креста. Книга первая. От основания до века 19-го», Москва, 1997 г.).
В писцовой книге поместных земель Тверского уезда 1539/40 г. не встречаются ни землевладельцы Малечкины, ни населенный пункт с названием Малечкино. Но они есть в дозорной книге Тверского уезда 1551-54 гг., в которой описывались вотчинные земли. Владельцы села Малечкино в Захожье – Олена Петрова жена Малечкина и ее зять, князь Иван Кашин.
Другие Малечкины из Тверского уезда – Замятня и Иван Петровы дети, Мария Андреева жена с сыновьями Романом, Яковом и внуком Яковом, Олена Афанасьева жена, Семен Васильев сын и Иван Гаврилов сын. Они владели небольшими селами и деревнями, в основном, в волости Воловичи, а также в Захожье, Суземье и волости Хорвач Горицкого стана.
Об Иване Гавриловиче Малечкине в дозорной книге сказано, что он служил царю и великому князю. Другие Малечкины служили тверскому владыке. Замятня и Иван Петровичи ранее (т.е. в 1539/40 г., книга о вотчинных владениях за этот год не сохранилась) совместно владели в Захожье деревнями Костянтинцово и Еремейцово. В год, когда писалась дозорная книга, эти деревни уже числились за другими владельцами, но позже снова вернулись к Малечкиным, чтобы в 1626/27 году быть проданными тогдашнему владельцу села Тургиново И.Н. Романову.
Современная деревня Мелечкино расположена довольно близко от деревень Брыково и Поминово, возникших на месте Костянтинцово и Еремейцово.
По данным дозорной книги в селе Малечкино были церкви Рождества Христова и Рождества Пречистые (Богоматери). Селу принадлежали 9 деревень: Комарово, Мочели, Обакумцево, Конищево, Подмошье, Молоково, Шесниково, Глебово, Пенилово и починок Степанков. Помимо Малечкино Олене принадлежали сельцо Сущево с деревнями, деревни Савино, Малиновая и Липовая, а также 2/3 сельца Маслово с деревнями в том же Захожье.
При сопоставлении данных генеалогического древа Малечкиных из книги М.П.Чернявского и дозорной книги 1551-54 гг. можно предположить, что единственный показанный в древе Петр - Петр Семенович Малечкин, отец Ивана и Замятни Петровичей, - являлся мужем Олены Малечкиной, но это не так. Вероятно, этот Петр Малечкин принадлежал другой ветви рода.
Удивительно то, что можно проследить смену владельцев села Малечкино из Захожья документально.
В начале 16 века село Малечкино принадлежало Петру Матвеевичу Малечкину. Сохранилась духовная грамота, написанная им в 1523-1524 гг., когда он шел на великокняжескую службу в Нижний Новгород.
П.М. Малечкин завещал свою вотчину сёстрам, зятьям и монастырям. Село Малечкино и несколько деревень отписывались равными долями Троице-Сергиеву и Иосифо-Волоколамскому монастырям. Оговаривалось, что жена Петра Матвеевича могла проживать в Малечкино всю свою жизнь, если не выйдет повторно замуж. Отмечалось также, если бы жена родила ему сына, то вся вотчина досталась бы сыну, а с той вотчины по 50 рублей жене и сыну поручалось дать по церквям. Если бы родилась дочь, то ей бы отдали 80 рублей.
На обороте этой грамоты была сделана приписка, о том, что в 7040 г. (т.е. в 1531/1532 г.)
«не стало в животе Петра Мотфеева сына Молечкина, и князь великий Василей Иванович всея Русии велел был вотчину его взяти на собя, а долг Петров велел платити. И нынече князь великий Иван Васильевич всея Русии тое Петровскую вотчину Молечкино велел отдать жене Петровой Алене» («Акты феодального землевладения и хозяйства XIV —XVI веков. Часть II», Издательство Академии наук СССР, Москва, 1956 г.).
Сохранилась также грамота данная, в которой в 1557/58 г. «Олена Петрова жена Матвея сына Молечкина Иванова дочь Желнинского» (т.е. Олена, жена Петра Матвеевича Малечкина, дочь Ивана Желнинского) «дала есми при своем животе в дом Живоначалной Троице, в Сергеяв монастырь» вотчину мужа в Тверском уезде, волости Захожье – половину села Малечкино и половину деревень, «а храм в селе Пречистой Рожество да Рожество Христово», – «по родителских душах и по Петрове душе» (С. Шумаков «Тверские акты. Выпуск I. Акты 1506-1647 гг.», Тверь 1896 г.).
Другая половина села и деревень отдавалась в Иосифов монастырь.
Передача половин села подтверждается записями во вкладных книгах обоих монастырей. В записи Иосифо-Волоколамского монастыря говорится также, что в 7071 году (1562/1563)
«ту половину села взял царь и великий князь на себя …, а дал за ту пол села шестьдесят рублев…» (А.А. Титов «Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского монастыря XVI века и упраздненные монастыри и пустыни в Ярославской Епархии», Москва, Печатня А.И. Снегиревой, 1906 г.).
Интересно, что в тот же год, когда Иван Грозный перевел эти пол села в дворцовую собственность, Иосифо-Волоколамскому монастырю стало принадлежать другое сельцо с таким же названием – Малечкино Мушковского стана Дмитровского уезда. Данная на это сельцо была написана Тихоном Дмитриевичем Олехновым-Белеутовым.
Скорее всего, у Петра и Олены Малечкиных не было детей, во всяком случае, сыновей, раз после смерти жены все отошло монастырям. О зяте, который в 1551-54 гг. тоже значился владельцем Малечкино, не говорилось ни слова. Возможно, зятем Олены Малечкиной (мужем сестры Малечкина?) был воевода князь Иван Иванович Кашин-Оболенский по прозванию Сухой (Сущ). Судьба этого человека сложилась трагически. Он был обвинён в измене и в убийстве царицы Анастасии Романовны (1530-1560) и казнён по приказанию Ивана Грозного 4 февраля 1565г.
Можно ли с уверенностью сказать, что село, принадлежавшее Петру и Олёне Малечкиным, теперь стало деревней Мелечкино? К сожалению, доказательства только косвенные. Названия деревень этого села больше не встречались в тверских писцовых книгах, нет их на старинных и современных картах. В то же время, нет и не было другого Малечкино/Мелечкино в Тверском уезде, а потом и в Калининском районе Тверской области. Существуют две деревни Малечкино в Тверской области: одна в Сандовском муниципальном округе, другая – в Кашинском городском округе. К селу Малечкино в Захожском стане они не имеют отношения.
Главным отличием села от деревни является имеющаяся в селе церковь. В селе Малечкино, согласно дозорной книге, их было две. В Мелечкино они, возможно, тоже были. В 1900 году в газете «Тверские епархиальные ведомости» напечатали статью о тургиновском приходе. Там говорилось, что в деревне Мелечкино ранее существовала церковь, по преданию разорённая литовцами в начале 17 века. В 1895 году на месте этого храма была возведена небольшая деревянная часовня Воскресения Христова. В поле недалеко от деревни была еще одна деревянная часовня, построенная в 1869 году. А что, если обе часовни возводились на месте бывших престолов?
Еще одно косвенное доказательство – близкое расположение деревни Мелечкино к бывшим вотчинным землям новгородских бояр Бежецкой пятины Малечкиных.
Во времена польско-литовского нашествия село подверглось нападению, после которого не восстановилось. Малечкино превратилось в деревню, вошло в тургиновскую вотчину, стало принадлежать тургиновскому приходу. К 1900 году его прошлое сохранилось только в преданиях.
Дальнейшая история деревни была связана с историей села Тургиново.
Так как деревня, присоединенная к тургиновским владениям, уже никак не была связана с Малечкиными, началась трансформация названия. Малечкино стало Меличкиным, а затем превратилось в Мелечкино.