Найти тему
Дядька Черномор

Как русская мода стала американским изобретением.

Картинка взята из открытых источников в интернете
Картинка взята из открытых источников в интернете

Примечание автора: статья написана дилетантом и даже полным профаном в области моды, не имеет коммерческой направленности, зато имеет множество сомнительных выводов о развитии отечественной моды. Будьте осторожны при прочтении!

Х

Для меня это скорее удивительно, но имена некоторых первопроходцев в моде не менее известны, чем имена первопроходцев и первооткрывателей новых земель. Вот, например, кого мы знаем и помним из тех, кто открывал нам всякие там америки или прокладывал новые пути по морям-океанам, словом, принимал участие в великих географических открытиях? Начинаем загибать пальцы: Васко да Гамма, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Джеймс Кук (в основном потому, что его съели аборигены), Руаль Амундсен и... и... и всё!!! Закончились пальцы на одной руке, но и первооткрыватели в нашей памяти тоже закончились. Разве что особые эрудиты смогут загнуть все пальцы ещё и на другой руке.

С другой стороны, почти столь же знакомы людям такие имена как Коко Шанель, Ливай (Леви) Страусс, Джеймс Кардиган, Чарльз Макинтош, Гастон де Галифе. А они знамениты лишь потому, что: первая из них придумала миниатюрное обтягивающее чёрное женское платье, другой придумал шить рабочие брюки из плотной парусины, третий догадался придумать вязаный жилет для спасения от непогоды, четвертый сообразил создать плащ из прорезиненной ткани, пятый - брюки для военной формы с удобной заправкой в сапоги.

Казалось бы, совершенно несравнимы их заслуги перед человечеством, и раздутая слава этих модистов вовсе им не по чину. Да и вовсе это не серьёзно для настоящего мужчины, вертеться перед зеркалом, перебирая рюшечки и оборочки на одежде, хоть бы даже и не своей. Примерно такое мнение у меня было до тех пор, пока волей случая (а точнее по воле дорогой моей супруги) , то есть совершенно случайно, я оказался внутри нижегородского "Модного дома «Парле». Вошёл туда одним человеком, вышел совсем другим.

Интерьер нижегородского "Модного дома "Парле"   Фото автора
Интерьер нижегородского "Модного дома "Парле" Фото автора

Там я неожиданно узнал о том, что русские были революционерами не только в политике, но также и революционерами в области моды. Их заслуги в этой области сопоставимы с заслугами Станиславского в театральном искусстве, Циолковского в ракетостроении или Суворова в военном мастерстве. Русские модельеры открыли новое направление в моде, где, казалось бы, ничего нового, кроме отдельных завитушек, придумать уже невозможно.

И чего ж такого они изобрели, чем мы могли бы гордиться? Сапоги-скороходы и плавки на меху для зимнего купания? Я Вас па-пра-шу! Не ёрничайте и не превращайте серьёзный вопрос в заплесневелое юмористическое шоу Евгения Петросяна. Одежда - это то, что ежедневно и ежечасно примиряет нас в непримиримой и зачастую суровой битве с природной и погодной действительностью. Согласитесь, что носить зимой тёплый и лёгкий пуховик несравненно удобнее тяжёлого овчинного тулупа. И в этом непосредственная заслуга дизайнеров одежды, то есть изобретателей и рационализаторов от моды...

Ещё каких-то сто лет тому назад мода была уделом богатых или очень богатых людей, и была лучшим способом показать окружающим своё финансовое превосходство над другими. Наряд какой-нибудь сиятельной дамы мог стоить как приличных размеров деревенька со всеми её жителями и скотиной в придачу. 

Русская революция смела их как класс, а заодно не пощадила многое из того, что победившие народные массы отнесли к излишней роскоши, в том числе и высокое портняжное искусство. Перед молодым государством стояла другая задача - обеспечить народ повседневной недорогой и удобной как в употреблении, так и в изготовлении, одеждой. Помните русскую пословицу - "голь на выдумки хитра". Она работает безотказно как швейцарские часы.

Зажатая в тисках финансовых и административных ограничений оставшаяся в стране немногочисленная интеллигенция начала проявлять чудеса изобретательности абсолютно во всех отраслях искусства. Так появились знаменитые русские художники-авангардисты, скульпторы, архитекторы, заодно втянув в свою бурлящую идеями среду и созидателей моды.

Они образовали новую "могучую кучку" передвижников от моды. Мощный и спетый коллектив создал новое направление в моде - Теория промышленного изготовления одежды. Для непосвященных суть его можно определить следующим образом: как не имея ни материалов, ни соответствующего оборудования, ни обученного персонала обеспечить огромное население лежащей в руинах страны удобной и красивой, а главное недорогой одеждой.

Да вы и сами знаете, что фабрики и заводы у прежних владельцев позабирали, управляющие производством, инженерный состав и квалифицированный персонал вслед за владельцами (кому удалось избежать арестов) бежали в никуда, называемое эмиграцией. Вот из этих трёх составляющих: никого, ничего и ничем, родилось то, что взбудоражило всю индустрию лёгкой промышленности. Простота кроя и универсальность использования готовых изделий, вкупе с возможностью быстрого налаживания производства в промышленных масштабах, показали миру новый и простой способ решения сложных проблем. Лично для меня - это в тысячи раз важнее всех других достижений в моде, где мир пытаются поразить платьем из бифштексов, как Леди Гага, или пером страуса вставленным в... впрочем это не так важно.

Открою вам секрет, многое из того, что используется сейчас в серийном производстве различных видов одежды во всём мире, было изобретено именно в России. Но, как известно, изобретателем считается не тот, кто изобрёл, а тот кто запатентовал на себя изобретение. Вот здесь равным американцам никого нет, они даже новый способ завязывания шнурков патентуют на себя. А наши не уделили достаточного внимания тому что дизайн одежды нужно патентовать. Но уже более столетия мода "а ля русс" впечатляет модельеров на внесение её в свои новые коллекции, русский след присутствует на всех мировых показах моды, а производители одежды ударно внедряют русский стиль в массы.

По своей значимости внедрение промышленного способа моделирования и изготовления одежды примерно соответствовало вкладу в мировую экономику изобретения Генри Форда, придумавшего конвейерную сборку и тем самым решившим задачу как обеспечить американцев доступными автомобилями, что, в конечном итоге, и вознесло США на вершину мирового влияния. Вместо эпохи индпошива мода направила свои взоры в народные массы. Индустриализация - по-американски называется, однако!

Но для справедливости отмечу, что и высокая русская мода в упомянутые времена тоже проявилась во всей красе, и выросла она вот из чего. Из сундуков доставались запасы тканей, хранившиеся на "чёрный день", в ход также шли театральные занавески и ткань из армейских складов, и даже мешковина и пеньковая верёвка использовались как материал и в виде украшений. Особого внимания удостоились вышитые полотенца с традиционным узором и головные шали и платки с бахромой и набивным рисунком. Вот из всего этого неликвида после умелого использования в качестве материала для пошива и получалась потрясающая конфетка. Наша страна после долгого перерыва вновь ворвалась в мир высокой моды. На первой же доступной нам Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году русская коллекция получила Гран-при.

Модели одежды представленные Н.П. Ламановой на выставке в Париже.  Фотография из каталога «L'Art décoratif et industriel de l'U.R.S.S.»
Модели одежды представленные Н.П. Ламановой на выставке в Париже. Фотография из каталога «L'Art décoratif et industriel de l'U.R.S.S.»

Во многом это была заслуга незаслуженно забытой в наше время законодательницы русской моды того времени Надежды Ламановой. На международном уровне бывшая поставщица Двора Ея Императорского Величества была известна не меньше, а скорее даже больше, чем теперь наши соотечественники Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. А позднее, в 1920‑е годы модельер начала создавать одежду "для широких масс". Интересно, что активное участие в этом принимали люди, весьма далёкие от моды. Например, скульптор Вера Мухина или родоначальник дизайна и рекламы в СССР живописец, скульптор, фотограф, художник театра и кино Александр Родченко.

Портрет Н.П. Ламановой, работы великого русского художника Валентина Серова. Это одна из самых последних его работ.
Портрет Н.П. Ламановой, работы великого русского художника Валентина Серова. Это одна из самых последних его работ.

Отдушину в высоком творчестве Надежда Ламанова нашла в создании театральных костюмов и одежде для фильмов. Костюмы для самых знаменитых в то время фильмов: «Александр Невский», «Цирк» и «Аэлита» создала именно она. Откуда я это знаю? Секрет очень прост. Оказалось что в нижегородском "Модном доме "Парле" располагается единственный в нашей стране музей моды и портновского искусства, посвященный жизни и творчеству этой замечательной женщины и носящий её имя. Правда, до меня это дошло , когда я на выходе оглянулся на вход и обнаружил соответствующую табличку. Можете и сами убедиться внимательно рассмотрев фото. Глазастые и сообразительные могут рассмотреть там и адрес.

-6

Ничего не предлагаю, ничего не обещаю, но категорически советую побывать там, куда меня занесло хоть и попутным ветром, но, в итоге, очень-очень впечатлило.