Итальянский Ренессанс - это вновь обретенная античность, яркое солнце, синие море и вечная весна.
Северное Возрождение было по характеру суровым, как январский мороз, и чистым, как первый снег.
Оно пришло вместе с полотнами Яна ван Эйка, Иеронима Босха, Альбрехта Дюрера, Питера Гольбейна Старшего, Жана Фуке, но его сила была в учении Мартина Лютера. Если бы он не прибил свои "95 тезисов" на воротах Ватикана, то не было бы никакого Северного Возрождения, оно осталось бы слепой репликой Итальянских гуманистов и художников.
Сила Северного Возрождения была в Реформации, которая охватила немецкие княжества, Фландрию, Голландию, Швейцарию, Англию и Францию. Можно по-разному относится к Мартину Лютеру, Меланхтону, Жану Кальвину и к протестантизму в целом. Но без них история Европы и европейского искусства была бы совсем иной.
Мастера Северного Возрождения искали во всех явлениях слияния человеческой природы с Божественной. Их творчество пронизано поиском места человека в мире, обретения себя через христианскую любовь к ближнему. Если для Итальянского Ренессанса огромную роль играла внешняя красота, то на картинах Северного Возрождения почти нет красивых людей. Для них более важна красота души и богоискательство, конечно же в духе протестантской этики.