Найти тему
Щука Невская

Снег Северного Возрождения

Ганс Гольбейн-младший. Дармштадтская мадонна. Из открытых источников.
Ганс Гольбейн-младший. Дармштадтская мадонна. Из открытых источников.

Итальянский Ренессанс - это вновь обретенная античность, яркое солнце, синие море и вечная весна.

Северное Возрождение было по характеру суровым, как январский мороз, и чистым, как первый снег.

Оно пришло вместе с полотнами Яна ван Эйка, Иеронима Босха, Альбрехта Дюрера, Питера Гольбейна Старшего, Жана Фуке, но его сила была в учении Мартина Лютера. Если бы он не прибил свои "95 тезисов" на воротах Ватикана, то не было бы никакого Северного Возрождения, оно осталось бы слепой репликой Итальянских гуманистов и художников.

Иеронима Босх. Искушение святого Антония. Из открытых источников.
Иеронима Босх. Искушение святого Антония. Из открытых источников.

Сила Северного Возрождения была в Реформации, которая охватила немецкие княжества, Фландрию, Голландию, Швейцарию, Англию и Францию. Можно по-разному относится к Мартину Лютеру, Меланхтону, Жану Кальвину и к протестантизму в целом. Но без них история Европы и европейского искусства была бы совсем иной.

Мартин Лютера. Из открытых источников
Мартин Лютера. Из открытых источников

Мастера Северного Возрождения искали во всех явлениях слияния человеческой природы с Божественной. Их творчество пронизано поиском места человека в мире, обретения себя через христианскую любовь к ближнему. Если для Итальянского Ренессанса огромную роль играла внешняя красота, то на картинах Северного Возрождения почти нет красивых людей. Для них более важна красота души и богоискательство, конечно же в духе протестантской этики.