" Я знаю, как на мёд садятся мухи. Я знаю смерть, что рыщет, всё губя. Я знаю книги, истины и слухи. Я знаю всё, но только не себя."
Ф. Вийон.
Удивительный факт - дыхание и горение, как химический процесс, описываются одним уравнением:
C6H12O6+ 6 O2= 6 CO2+ 6 H2O + энергия.
На входе и выходе абсолютно одинаковые продукты.
Попробуем разобраться.
Четыре стихии окружают человека на протяжении всей жизни. Он и сам - суть эти четыре стихии , с ними взаимодействует, взаимопроникает. Но что о них знает?
А ведь это часть его самого, наша и всего сущего непосредственная составляющая - четыре священных элемента.
Четыре состояния жидкое, газообразное, твердое и плазменное.
Пятый элемент- философское понятие для тех явлений, которые не могут обыть в достаточеой мере объяснены с позиции существования этих четырех.
Возможно - пятый элемент и есть сам Человек.
Попробую по неделям( в общем получится месяц) наблюдать за каждой из четырех стихий. В плане изучения, взаимообмена, созерцания, влияния на человека и наоборот.
Первая неделя - Огонь.
Держим всегда в уме подсказку , запечатанную в корне слова - там , где встречаем корневую основу
Г- Н; Ж- Н; З- Н в словах нашей речи( и не только нашей, как мы уже выясняли и сегодня это подтвердим) сутью выступает - оГоНь, процесс горения.
И сама ЖиЗНь- ни что иное , как горение. Эта метафора постоянно звучит в Родной речи.
Это поразительный факт, красноречиво говорящий, что цивилизация, давшая нам язык - высокоразвитая, понимающая все явления мироздания, их взаимосвязь, к пониманию которых мы пока даже не приблизились.
Итак, цель- в течение недели замечать каждое проявление огня во вне , в повседневной жизни. Утром нас будит Солнце - стихия Огня.Источник тепла и света , сопровождающий нас с первого дня жизни. Мы этот источник можем особо не контролировать, ( потому и не замечаем со временем) его влияние на нас. Просыпаемся с первым лучом, проЗРеваем на ЗаРе, все вокруг становится видимым и знакомым.
Повзаимодействовать с Огнем- Солнцем. Посмотреть на него в течении нескольких секунд , закрыть глаза, увидеть с закрытыми глазами в середине лба золотой круг, который расплывается и уступает место невероятно красивому красному цвету, все это вы увидите с закрытыми глазами. Увидеть проявление Солнца - росу на траве. Понять взаимосвязь солнечного ясного дня с выпадением обильной росы и ее отсутствия, если предстоит день пасмурный. Зафиксировать в сознании эти цепочки причинно - следственных взаимосвязей. Ощутить приятное тепло от солнца, которое не обжигает, но согревает.
Величайший этап эволюционного процесса - добывание огня.
И все почести , возносимые некогда только Солнцу на небе , люди стали возносить и Огню на земле.
Он светит, греет, но и карает .
Утром зажигаем плиту, ставим чайник. Остановиться и понаблюдать за пламенем. Осознать, что это свет и тепло, но вместе с тем и опасность. Там, где огонь человек концентрируется и всегда следит за открытым источником, зная о вреде , который можен принести процесс горения, оставленный без внимания.
Ассоциативная связь- Огонь= свет= тепло= бдительность (внимание).Уходя , мы обязательно проконтролируем источник огня, убедившись, что не оставили его без присмотра.
Вышли на улицу, почувствовали запах дыма. Огня не видим, но установившиеся в коре головного мозга связи говорят , что где- то горит огонь.
То есть дым- признак горения.
Если тебе тепло и светло не обязательно, что источник вне тебя, скорее он внутри.
Заглянем внутрь себя, что во мне - огонь?
Сжигание = окисление ( oxyGeNium( GeN, как видим в латыни принцип Г - Н = огонь тоже сохраняется) глюкозы, жира . Когда нет углеводов, под действием кислорода окисляется= сжигается жир .
Что еще в нас - Огонь?
В первую очередь - это процесс дыхания, поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
Но ведь так и с пламенем- кислород ( oxyGeNium) поддерживает горение и продукт сгорания вещества - углекислый газ, углекислота и тепловая энергия.
Внутри нас, внутри клеток в митохондриях так же происходит процесс клеточного дыхания , когда глюкоза взаимодействует с кислородом , выделяя СО2 , воду и количество энергии. Значит горение и дыхание- процесс , идуший с выделением энергии. Все это происходит в строгом балансе веществ , участвующих в этом процессе.
Каждый день в течение недели , соприкасаясь со стихией огня, давать себе отчет и смотреть вглубь процесса. Разбирать его на первопричину и следствие.
Поставила бродить закваску на хлеб.
А что есть процесс брожения ферментации .
Это анаэнобное( безкислородное), но тоже ДЫХАНИЕ.
Никогда не забуду, как замешанное на закваске с вечера хлебное тесто, утром поднялось под самую крышку, и когда я эту крышку подняла, это был настоящий вздох( я буквально услышала" ОХ") живого человека, тесто при этом тут же" осЕло".
Всю ночь под крышкой шел активный процесс дыхания, ферментации.
А дальше из серии " Помоги себе сам" :
если дыхание= горение, тогда любой стрессовый процесс распаляет это горение, кислород ( вдыхаемый воздух) его активно поддерживает, поскольку дыхание в стрессе учащенное, мы
" распаляемся" в гневе, стрессе, в эмоциональном напряжении . Следовательно остановить или взять в свои руки процесс поможет волевое усилие, позволяющее перекрыть доступ кислорода. Остановить , задержать дыхание.
Древнейший, универсальный способ справиться с сильным волнением , стрессом , паникой.
Техникдыхательных великое множество, но принцип один- перекрыть доступ кислорода на время, сбить ритм учащенного дыхания, повторюсь лишь волевым усилием, понимая, что происходит в этот момент.
Процесс, обратный горению и дыханию- Фотосинтез.
И пусть официальная этимология - Свет ( фото) и соединение( синтез) с греческого, но никто не будет возражать, что фотосинтез - это Вита- синтез, синтез Жизни .
Без этого процесса жизнь на земле невозможна.
И снова то же уравнение, описывающее дыхание и горение , только наоборот, зеркальный процесс:
6 CO2+ 6 H2O= C6H12O6 + 6 O2+ энергия солнца.