Найти тему

"У нас горит двигатель! Он неуправляем!" Крушение Ту-154 под Иркутском

3 января 1994 года, вторник, аэропорт Иркутска

11:30 по местному времени

К рейсу в Москву готовится экипаж Ту-154М авиакомпании "Байкал" под руководством командира Геннадия Падукова. Человека, который налетал в небе свыше 16 тысяч часов и считавшиегося очень опытным лётчиком. Пока пилоты занимаются подготовкой кабины, на борт поднимаются 115 пассажиров, 16 из которых – иностранцы.

Ту-154
Ту-154

В 11:35 бортинженер Илья Карпов приступает к запуску силовой установки. На эту процедуру у него уходит целых 20 минут! Первый и третий двигатели запустились без проблем, а вот запуск второго доставил экипажу некоторые проблемы. Во-первых, в ходе его запуска бортинженер дважды отметил спонтанную раскрутку турбокомпрессора. Во-вторых, сам двигатель удалось запустить только с пятой попытки.

Диспетчер: Значит, внимание, экипаж. 10 600 до Домодедова, запасной Нижний Новгород. Москва запасным не обеспечивает как Внуково, так и Шереметьево.
КВС: Двигатели запущены. Включаем генераторы. Земля, я 85656, конец связи, на воздушный контроль, до свидания.
Диспетчер: Счастливо.
КВС: Передай инженеру, который двигатели готовил, что очень плохо подготовлены двигатели, не запускаются. Двадцать минут три двигателя запускали.

Долгая процедура запуска сильно повлияла на эмоциональное состояние всего экипажа. Отныне на все возникающие в будущем нестандартные ситуации пилоты не будут обращать должного внимания. Одна из таких ситуаций произошла спустя 1,5 минуты после запуска двигателей.

На панели бортинженера неожиданно загорается красный индикатор, предупреждающий об опасных оборотах стартера двигателя №2. Однако ни командир, ни бортинженер не посчитали этот факт настораживающим. Они знали, что на Ту-154 срабатывания различных сигнализаций часто бывали ложными. Вот и сейчас экипаж уверен, что стартер на самом деле отключился сразу после запуска двигателя. Но это не так.

Рабочее место бортинженера на Ту-154
Рабочее место бортинженера на Ту-154
Бортинженер:  Загорелось… И не отключается, и не гаснет.
КВС: Что?
Бортинженер: Опасные обороты! Кнопку нажимаешь — и не гаснет. Ну что, горит она, стартер. Всё отключено… Воздух не подаётся.
КВС: Ничего, прогреется — погаснет.

В РЛЭ по Ту-154 нет прямого запрета на осуществление взлёта с работающей лампой, предупреждающей об опасных оборотах стартера. Также пилоты были в курсе о том, что многие другие экипажи в прошлом уже выполняли взлёты с работающей сигнализацией. Бортинженер этого рейса и весь инженерный состав авиакомпании Байкал не имели достаточных знаний о работе стартера на Ту-154. Они считали, что после запуска двигателя стартер отключается автоматически, и его раскрутка после этого невозможна. Также инженерный состав авиакомпании не знал о внесённых изменениях в конструкцию Ту-154, но этот факт никак не мешал бортинженерам летать в составе экипажей.

2П: 656-й к взлёту готов.
Диспетчер: Взлёт разрешаю.
2П: 656-й, взлёт.

В 12 часов дня неисправный Ту-154 поднимается в небо, делает правый разворот и берёт курс на Москву.

Спустя 3 минуты 45 секунд, когда лайнер пролетает аккурат вдоль полосы, происходит разрушение стартера второго двигателя. Сигнализация не врала, и стартер действительно работал. Причём работал на режимах свыше 40 000 об/мин. Вылетевший из корпуса стартера диск турбины повредил воздушные, топливные и масляные сети двигателя. Двигатель №2 охватил пожар, который быстро распространился и в отсек ВСУ.

КВС: Набираем 6000 метров
КВС: Действовать согласно руководству. Первому и второму номинальный режим.
Бортинженер: Второй двигатель горит почему-то.
КВС: ВСУ горит? Гаси!!
Бортинженер: Включил все три очереди.
КВС: Горит? На самом деле горит?
Бортинженер: Горит табло «Пожар».
КВС: Илья Петрович, доложи обстановку.
Бортинженер: Так. Загорелось табло «Пожар» в мотогондоле № 2. Второй двигатель выключил.
КВС: Илья, сирену выключи…

Экипаж тратит очень много времени на разговоры, а самолёт удаляется всё дальше и дальше от аэродрома. Бортинженер отключает горящий двигатель и применяет все три очереди пожаротушения. Однако система не справляется, и двигатель продолжает гореть.

И только через 2 минуты после начала пожара командир принимает решение о возврате в Иркутск. Самолёт находился в 24 километрах от полосы, когда экипаж начал разворот для захода на посадку.

Штурман: Курс обратный посадочный берём!!!!
Диспетчер: 656-й! Понял. Давление 725 миллиметров, заход разрешаю, снижайтесь до 900 к четвёртому.
КВС: Давление 725 установить.

С каждой секундой самолётом становилось управлять всё сложнее и сложнее. Проблема заключалась в том, что основные магистрали всех трёх гидросистем самолёта проходили через отсек второго горящего двигателя. Экипаж всеми силами старается сохранить контроль над лайнером.

Бортинженер: Давление в первой гидросистеме упало!…
Второй пилот: Выпускаем шасси!…
Диспетчер: 656-й принял.
КВС: Шасси не выпускается ни х… Да не выпускается же! От второй гидросистемы давай!
Бортинженер: Да нету же! Давления нет!
Второй пилот: У нас упало давление в обеих гидросистемах!
Диспетчер: 656-й, понял! Удаление где ваше?
Штурман: 400 метров.
КВС: Ребята, не управляется самолёт!
КВС: Самолёт не управляется!
Диспетчер: Ниже глиссады идёте! Работайте с посадкой!

В 12:07 второй пилот доложил о полной потере управления. Спустя минуту неуправляемый Ту-154 на скорости 510 км/ч и с небольшим правым креном столкнулся с землёй. Самолёт врезался в молочную ферму в селе Мамоны в 15 километрах от аэропорта Иркутска. Все находившиеся на борту 115 пассажиров и 9 членов экипажа погибли. Также под обломками фермы погиб один человек, ещё один получил ранения.

Последствия катастрофы
Последствия катастрофы

Расследование установило, что двигатель №2 у этого борта отказывал не в первый раз. Летом 1993 года он отказал при подлёте к Гуанчжоу (Китай). Экипажу пришлось вырабатывать топливо и совершать посадку на аварийную ВПП. После этого пилоты неоднократно писали жалобы о неудовлетворительной работе двигателя №2, но руководство авиакомпании ничего по этому поводу не предприняло. Самолёт так и летал с неисправным движком, пока не произошла катастрофа.

Комиссия установила, что действия экипажа по ликвидации пожара и аварийном возвращении на аэродром были правильными. Пилоты проявили мужество и стойкость. Но изменить ситуацию уже не могли.

По словам известного пилота-инструктора Ту-154 Василия Ершова, экипаж слишком много думал, а командир вместо того, чтобы сразу произвести аварийную посадку, продолжил набор высоты, удаляясь всё дальше и дальше от спасительной полосы. В результате экипаж потерял драгоценные минуты, которые впоследствии могли стать решающими для жизни всех находящихся на борту.

Деревянный крест, установленный прихожанами храма
Деревянный крест, установленный прихожанами храма

В 2007 году на месте катастрофы в Мамонах состоялось открытие православного храма святителя Софрония. Из 125 погибших удалось опознать останки только 74 человек.

Катастрофа Ту-154 под Хабаровском:

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

Автор текста: Сусанов Дмитрий, tg: @Dima303557

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/a