Найти тему
Freevad

Оппенгеймер (фильм) – ода гению, отринувшему мораль, но пришедшему к совести… (рифма в конце)

Роберт Оппенгеймер - фото из Википедии
Роберт Оппенгеймер - фото из Википедии

Если коротко, то… Знаете, если ограничиваться только фильмом и вы любите современные спецэффекты, органично вписывающиеся в идеально выверенный видеоряд – посмотреть «Оппенгеймера» стоит.

Однако фильм этот – нечто большее, нежели просто кино. Это история об «Истории» и месте «Личности» в ней. Причем личности с крайне интересной Судьбой. Да именно Судьбой – с большой буквы.

Начну с последнего. Роберт Оппенгеймер – сын немецкого еврейского эмигранта. Отец его был состоятельным импортером тканей, мать – художница. Жил Роберт Опенгеймер в Манхэттене (район Нью-Йорка - что-то типа «рублевки» в Москве), учился в Гарварде, Кембридже, Гёттингенском университете (у Макса Борна).

Как ученый физик-теоретик (доктор (PhD) по физике) Роберт Оппенгеймер известен за свой вклад в исследованиях по квантовой механике (приближение Борна - Оппенгеймера, процесс Оппенгеймера – Филипс, предел Оппенгеймера – Волкова).

В частности он доказал существование нейтронных звезд до их открытия. Как представитель научного сообщества в политической жизни планеты известен в качестве «создателя ядерного оружия».

За вклад в науку Роберт награжден Корнелским университетом правом проведения Мессенджеровских лекций. Также Оппенгеймер получил Премию памяти Рихтмайера, Премию Энрико Ферми. А вот Нобелевскую премию получить не успел, хотя, вполне мог бы, если бы прожил дольше…

Наряду с наукой Оппенгеймер интересовался массой смежных (и совсем не смежных) пластов интеллектуальной деятельности людей. Кроме «родного» английского он знал немецкий, голландский, французский. Из древних языков Оппенгеймер неплохо владел санскритом и даже немного китайским. Любил читать поэзию на языке оригиналов, интересовался индуизмом, не отрицал возможность познания мира интуитивным способом (речь о прозрениях).

Оппенгеймера сложно назвать примерным гражданином – он был женат, но у него были и внебрачные связи, в молодости он едва не отравил своего научного руководителя, с которым у него не сложились отношения.

Политические взгляды Роберта Оппенгеймера – левые, более того, его всерьез называли коммунистом, хотя сам себя он называл не коммунистом, а «попутчиком» коммунистов.

Профессиональные возможности и организаторские способности Роберта Оппенгеймера лучше всего описал его коллега по «Манхэттенскому проекту» Виктор Вайскопф:

«Оппенгеймер управлял этими исследованиями, теоретическими и экспериментальными, — в истинном смысле этих слов. Здесь его сверхъестественная скорость схватывания основных моментов по любому вопросу была решающим фактором; он мог ознакомиться со всеми важными деталями каждой части работы.

Он не управлял из «главного офиса». Он умственно и даже физически присутствовал на каждом решающем шаге. Он присутствовал в лаборатории или семинарской аудитории, когда исследовался новый эффект или предлагалась новая идея. Не то чтобы он придумывал так много идей или предложений — он делал это иногда, — но его основной вклад состоял кое в чём другом. Это было его продолжающееся и настойчивое присутствие, которое давало всем нам ощущение прямого участия; оно создавало ту уникальную атмосферу энтузиазма и вызова, которая наполняла это место в течение всего времени».


Время от времени я буду возвращаться к личности Роберта Оппенгеймера, стараясь обойтись без спойлеров. Давайте перейдем к фильму «Оппенгеймер».

Режиссер Кристофер Нолан – тот самый, который снял для меня лично непревзойденный «Интерстеллар».

Актеры: Киллиан Мерфи (он реально похож на Роберта Оппенгеймера и даже сильно похудел ради съемок), Эмили Блант, Мэтт Деймон, Флоренс Пью (очень похожа на Джин Тэтлок), Роберт Дауни-младший и другие.

Отдельно мне хочется отметить, что на эпизодическую роль президента Гарри Трумэна пригласили Гэри Олдмена (тот самый О. Ж. Грант из Трассы 60). Если Вам не понравилась «Трасса 60», то «Оппенгеймер» скорее всего тоже «не зайдет». Это не боевик – это история жизни Человека. А незабываемый прищур О.Ж. Гранта в глазах Г. Л. Олдмена я узнал даже спустя 20 лет…

Сюжет фильма пересказывать нет смысла. Можете просто почитать на Вики статью о Роберте Оппенгеймере и получите примерное представление о том, что вы увидите. Вопрос, на самом деле – не в том, что вы увидите, а в том, как это сделано.

Все аналогии, по сути - ложны, но здесь мне, кажется, уместно привести сравнение просмотра оригинала картины художника и его репродукции. Вроде изображено одно и то же, более того, при внимательном изучении оригинала будут заметны некоторые помарки, мелкие недоработки и прочее, а в репродукции – все «идеально», но… Одно – шедевр, другое бледная копия.

Что мне, как зрителю, который ради просмотра фильма поехал в соседнюю региональную столицу, потому что..., впрочем, не важно - почему, бросилось в глаза.

1. Идеальные, как сейчас говорят, «тайминги» склейки сцен, переходящих одна в другую.
2. Одновременно разворачивается несколько историй, как идущих параллельно во времени, так и в разное время, но сюжетно связанных.
3. Невероятный уровень спецэффектов органично вписывающихся в историю.
4. Уж не знаю, сам ли режиссер этого хочет, или это «заказ», но в фильме крайне неоднозначно (как по мне – смыслы даже не двойные, тройные) показана деятельность коммунистической партии США.
5. На Сталина умудрились «повесить» часть ответственности за бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки, но к чести Нолана, словами Гарри Трумэна тот всю ответственность за бомбардировки взял на себя лично.
6. К описанию линии личной жизни Оппенгеймера и его отношениях с женщинами лично у меня есть вопросы (об этом ниже), но снято – потрясающе.
7. В фильме затронуты вопросы морали, которые «элегантно» (чисто англосаксонский подход) купированы соотношением количества допущенных и предотвращенных жертв и угрызений совести создателя ядерной бомбы, которые остались открытыми.

Теперь о некоторых нестыковках. Меня сложно назвать знатоком женской психологии. В женщинах я разбираюсь примерно также, как в оттенках «алого» цвета губной помады: малиновые, клюквенные, винные, рубиновые, свекольные, томатные, коралловые, красного дерева, алый, арбузный, кровавый и прочее – для меня «темный лес».

Тем не менее, я в состоянии внешне отличить красный от синего, черный от белого и т.д. Иными словами, какие-то крохи потенциальных причин и мотивов принятия тех или иных решений женщинами, пусть и в редких случаях, мне понятны.

Не буду оригинальным, если отмечу, что к определенному возрасту количество женщин фертильного возраста начинает заметно превышать количество мужчин. А уж количество «принцев», «настоящих мужчин» да и просто «достойных» кавалеров всегда было крайне ограниченным.

Женщинам в этом плане вообще не позавидовать, сначала за ними бегают «малоинтересные бабуины» из которых и выбрать то некого, а потом вдруг выясняется, что некоторые «бабуины» – в общем – ничего так, но они уже заняты более ушлыми «товарками», разглядевшими их потенциал гораздо раньше.

Чаще бывает, что тем, от кого из мужчин «созревшей» для отношений женщине хотелось бы ухаживаний, становятся интересны куда более молодые особы, нежели к тому времени наша героиня. И это еще – куда ни шло – понятно, тут как бы возраст. Но, что гораздо хуже, бывает, что дамы сравнимого с женщинами, готовыми к отношениям, возраста и даже старше них, неведомо, чем заметно более интересны целевым «ничего так себе бабуинам». И на молодость или внешность востребованных мужчинами женщин списать это невозможно, поскольку они во многом проигрывают им самим в «ухоженности».

Итак, первая любовь (назовем ее так) Роберта Оппенгеймера – женщина увлеченная, яркая и, как следствие, подверженная депрессиям.

Джин Тэтлок - источник фото Википедия
Джин Тэтлок - источник фото Википедия

Господа, «бабуины», у вас есть такие знакомые женщины? Если есть, вы знаете, насколько они притягательны для эмоционально зрелого мужчины, желающего помогать, защищать, оберегать. Это же, как в песнях «лёд и пламя»…

Эмоциональные качели с такими дамами – с одной стороны невероятно наполнены чувствами, с другой стороны имеет место постоянная балансировка на лезвии бритвы.

Увы, такие женщины умеют «влюблять» в себя мужчин. Хотя, «влюблять» не совсем уместный термин. В чувствах, которые такие женщины вызывают, смешаны жалость, сострадание, влечение, страсть, стремление защищать, опекать, радовать, баловать.

Я ни в коей мере не призываю мужчин заводить любовниц, а женщин любовников. Институт брака – это наше безусловное все!

Жизнь, конечно, устроена немного сложнее Семейного кодекса, а Природе так и вообще на него все равно, лишь бы дети рождались для продолжения рода, но все же…

В общем – в плане пестования традиционных семейных ценностей фильм в современную парадигму не вписывается.

В фильме есть любовная сцена. С технической точки зрения снято все на высочайшем уровне. Идет диалог двух влюбленных, пресытившихся близостью. Сцена смотрится максимально эффектно: обнаженные, чтобы понять, что всё уже произошло, но нагие точно на грани допустимого, чтобы не скатываться в «порнуху», мужчина и женщина… Диалог, содержание которого не имеет значения…

Дело в том, что сцена противоречит, скажем так, самой сути отношений между мужчиной и женщиной.

Опустим тот факт, что у мужчины после близости возникает непреодолимое желание уснуть – с этим мужчине вполне можно бороться и не засыпать столько, сколько это необходимо женщине. Но вот вставать ради диалога и садиться парой в кресла напротив друг друга, хотя с ложа можно и не уходить, да и общаться там удобнее… Ну… не знаю, теоретически возможно все…

Далее, что на мой взгляд, весьма показательно отмечено. Официальная супруга Роберта Оппенгеймера – знает об отношениях её мужа на стороне. Да и сама, собственно говоря, стала «сосудом» для их первого ребенка, будучи занятой. И она всю эту ситуацию, как минимум, принимает…

Мужчине во всей этой ситуации – очень непросто. С одной стороны привязанность (скорее даже зависимость)к первой любви, с другой жена, ребенок, отношения с которым у супругов тоже не очень сложились, с третьей – он ведь всё понимает, переживает, рефлексирует. Его мучают угрызения совести. Хорошо, что мир не без добрых людей…

Вообще, если немного отвлечься от описания особенностей фильма, хочется отметить, что если женщина может «раствориться» в мужчине, то у мужчины, который по-настоящему интересен женщинам, всегда будут интересы помимо женщины. Более того, в определенный момент времени на него перестают действовать женские манипуляции, основанные на намеках на возможность доступа мужчины к женскому телу. Мужчину начинает интересовать внутренняя наполненность женщин, их душа. Те женщины, которые это понимают, одними не остаются никогда. Впрочем, фильм дает намек, на то, что простая «физиология без обязательств» мужчинам тоже не чужда.

Теперь пара слов о том, как показано отношение Роберта Оппенгеймера к своему детищу. Лично у меня это вызывает ощущение некоего таинства материнства. Понятно, что мужчина физиологически не приспособлен рожать детей, а отцовство – это дело такое, что привязка фактически идет не к детям, а к женщине. Здесь же просматриваются именно материнские мотивы.

Оппенгеймер понимает, что представляет собою его детище. Но это его ребенок – ЕГО! Он дал ему жизнь, понимая, кого выпустил. Он не дает оценок тому, как его детище будет использовано, хотя и принимает участие… – не важно, иначе это будет спойлером.

Как знаток Бхаватгиты, Роберт Оппенгеймер за пару дней до итоговых испытаний, после которых были изготовлены бомбы для уничтожения Хиросимы и Нагасаки, перевел с санскрита стихотворение (ниже оригинальный текст, потом моя адаптация перевода с английского)
-
Оригинал:
-
In battle, in the forest, at the precipice in the mountains,
On the dark great sea, in the midst of javelins and arrows,
In sleep, in confusion, in the depths of shame,
The good deeds a man has done before defend him.
-
Моя адаптация:
-
В битве и в чаще лесной, средь зверей,
У края узкой тропы над обрывом у скал,
На океанской воде под атакою стрел и копья,
Снится ли сон тебе ужасов полный и зла,
Бодрствуешь ты ли в смятении, полном стыда,
Но, все дела твои добрые, светлые в жизни,
Что совершить смог ты прежде на этой земле,
Могут тебя защитить и даруют на это надежду…
-
14:09
05.11.2023

Что это? Попытка самооправдания или смесь гордыни, раскаяния и мессианства? Решать вам, одно скажу: не было бы у человека совести он бы о таких вещах не думал бы… А его отношения с женщинами – кто не без греха?!

Впоследствии Оппенгеймер делает все, чтобы возникла система сдержек и противовесов в международных отношениях, понимая, что и его детище может уничтожить весь мир, и тем более, то, еще более смертельное, что дает создать его детище… В этом плане показательна финальная сцена…

Итого. Смотреть фильм? Если вам не чужда рефлексия – однозначно. Если чужда – тоже: снято на высочайшем уровне, тема молочных желез раскрыта, гнилая суть заокеанского правительства показана, да и посмотреть в замочную скважину на условных соседей со всеми их страстями, недомолвками и отрицательными примерами отношения к семье и детям тем более интересно.

P.S. Зал, к слову, был заполнен по максимуму, никто не бегал, не чавкал, если и говорили, то шепотом в рамках максимального погружения в процесс…

P.P.S. Обещанная рифма.
-
Федеральная трасса, гололед,
Несколько слетевших грузовиков,
Сначала долго шел мокрый снег,
Затем ударил сильный мороз…
-
Едем аккуратно и очень неспешно,
Хорошо если снежный накат,
Впереди плетется целая вереница
И встречные автомобили не спешат…
-
Небо над нами по-зимнему бледное
За узкими обочинами заросли камыша
Время к обеду, до сих пор холодно
Хотя сейчас лишь начало ноября…
-
Ещё немного и будем на месте,
Пройдемся по магазинам вдвоем,
Сходим на набережную Амура
Посмотрим «Оппенгеймера» в кино…
-
С одной стороны эта погода привычна,
С другой, синоптики обещали тепло,
Но об их прогнозах столько анекдотов,
Что это давно никому не смешно…
-
13:09
04.11.2023