(текстовое дополнение к видеоролику «ДЕНЬ ПАМЯТИ»)
4 ноября отмечается праздник Казанской иконы Божией матери.
В этот же день - Праздник народного единства.
Народного единения!
И день рождения о.Геннадия (Андрианова), нашего духовного наставника, замечательного человека, уникальной личности, бывшего настоятеля храма Троицы в Серебряниках.
В этот день о.Георгий, верный товарищ, бывший соратник и сослуживец о.Геннадия, организовал панихиду в храме Николая Чудотворца в Подкопаях (у Солянки, близ Китай-города), где есть предел в честь Сергия Радонежского.
Специально для меня, зная, что собираю материалы для повести об о.Геннадии (Андрианове), о.Георгий принес ксерокопии повести А.Болдырева «Верные долгу» (Очерки о милиции), или записок, как их называют в предисловии.
«Потомственный рабочий Аким Болдырев стал на защиту Советской власти с первого дня ее существования», - читаем в записках.
Впервые я попал в полуразрушенный храм Троицы в Серебряниках в 80-х годах прошлого столетия, когда храм был приспособлен под склад «Диафильма», получал заказ по киностудии им.М.Горького для подарков детям сотрудников.
В 2012-ом году ноги принесли меня к храму Живоначальной Троицы от метро «Чистые пруды», мимо церкви апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, где я с-намеревался освятить икону апостола Павла.
Поспел как раз к молебну… в храм Троицы, где улыбчивый, доброжелательный о.Георгий (Докукин) и освятил новонаписанную икону.
Последние годы жизни настоятеля храма Троицы в Серебряниках, после службы в храме я регулярно упрашивал о.Геннадия рассказать о своем деде, атамане Григории Семеновиче Андрианове о «реальном прототипе главного героя «Тихого Дона», не только по свидетельству о.Геннадия, но и многих других представителей казачества, кто посещал наш храм в те года, благодатные для нашего прихода.
Начало двадцатого века. Неоднозначное было время противостояния россиян. Одни хотели старый мир сохранить, другие - разрушить до основанья, а затем…
А зачем? Зачем было разрушать старый мир? В начале века разрушили. Повторили в 90-е годы нашего же, 20-ого века. Что за ужасная цикличность истории?
Гражданская война – самая страшная из войн, когда соотечественники, родные братья, отцы, родственники, «подначенные», финансируемые, как всегда, провокаторами и завистниками из-за рубежа, начинают истреблять друг друга, на радость заокеанским покровителям одной из сторон.
О событиях становления советской власти на Дону священник о.Геннадий сначала отмалчивался, однажды не выдержал моей настойчивости, после службы разговорился, посетовал, что до сих пор закрыты архивы о реальных и неоднозначных событиях тех лет, где можно было бы доподлинно узнать о судьбе деда.
По непроверенным сведениям, не было свидетелей, что Григорий Андрианов погиб в 1924 году при осаде красноармейцами станицы, где он скрывался. По сведениям донских казаков, которые сам раздобыл о.Геннадий, будучи родом с Дона, атаман Григорий Андрианов никогда не был ни изувером, ни бандитом, как отображали в своих воспоминаниях и мемуарах некоторые «становленцы» советской власти на Дону.
Бывший комиссар А.Болдырев в своей повести «Верные долгу» с революционным пафосом, энтузиазмом и большевистским задором вспоминает о своей борьбе против «контрреволюционной сволочи», упоминает несколько раз о встречах с Григорием Андриановым, с попытками уговорить атамана сдаться на милость победителю. Каких только эпитетов не привносит Болдырев в свои воспоминания, описывая донских казаков, противостоящих насаждению новой власти на Дону, и «мразь», и «нечисть», «изуверы».
«Бандиты врывались в хутора и станицы, грабили, изуверствовали над женщинами, стариками, детьми», - пишет рабочий Болдырев.
Станичники? Изуверствовали над своими же односельчанами? Над женщинами, стариками и детьми? Читаешь сейчас этот бред и ужасаешься несправедливости истории, которая нынче едва-едва приходит в себя от былых потрясений.
Что касается атамана Андрианова, по сведениям от казаков, посещавших в столице храм Троицы в Серебряниках, большевики в то время намеренно лживо сгущали мрачные краски, запугивали население.
Я склонен доверять рассказам священника о.Геннадия о своем деде.
Приведу в пример один только пока (!) эпизод, взгляд, так сказать, с другой стороны.
«Как-то Григорий Андрианов, - рассказывал о.Геннадий, - со своим отрядом казаков ограбили совкассу, в которой хранились золото, драгоценности, отобранные красноармейцами у «зажиточных станичников». С вёдрами, полными золотых царских червонцев, «пятёриков» и рублей, казаки, по приказу Андрианова, отправились на конях по станицам, горстями разбрасывали царское золото на радость станичников, женщин, стариков и детей».
Есть разница в рассказах и описаниях поступков донских казаков, кто не принял разрушительную советскую власть на Дону?
Да и золото тогда в царских монетах было настоящее. Монета, с номиналом в десять рублей, чеканилась в период правления Николая II, с 1897 по 1911 год. Золотая монета имела вес почти 9 грамм золотом 900 пробы.
Повторюсь! Девятисотой пробы! Цена такой монеты на современных торгах уже зашкаливает за сто тысяч современных рублей. Вот вам и финансовая разница былых и наших времен! Вот вам и разница в стоимости рубля.
Лично для меня, как для сценариста, собирающего сведения и факты времен революции, Гражданской войны и далее, самое ценное в повести Болдырева – воспоминания современника Григория Семеновича Андрианова, описание его внешности.
Вот вам еще один «мост времени».
Цитаты из записок Болдырева:
«Из окна на шум высунулась заросшая голова, широкие плечи, упакованные в офицерский френч, из-под которого снежно белел воротничок сорочки. Знакомо и удивленно стрельнули темные глаза: «Андрианов»!», «Атаман уже сидел у стола… Он успел… надеть на голову папаху, поверх френча затянул широкий армейский ремень, на котором поблескивали маузер и шашка в серебряной оправе».
«Заросшая голова!» - описание несколько коробит. Сам пытаюсь аккуратно подбирать сравнения в описании персонажей повестей и романов.
Тем не менее, записки бывшего комиссара в некоторых моментах в описаниях природы очень даже литературны. Например, «На взгорках тревожно перешептывались под ветром травы», «…ночная прохлада исчезнет, и тогда каждый звук будет стозвонно перекатываться по выжженному пространству степи». Красиво.
И те, и другие граждане России, безусловно, любили Родину, но каждый по-своему.
Болдырев описывает, как они с отрядом красноармейцев, по «наводке» станичников, нагрянули в дом священника, где, по непроверенным сведениям, иногда прятался Григорий Андрианов. Автор так описывает священника и попадью: «Приоткрылась дверь, в щелке – заплывшее жиром женское лицо…», «Лицо исчезло, и в просвете отворившейся двери появился сухонький старичок в рясе. Весь какой-то черно-серый, ну совсем как ворон».
Орфографию и стилистику записок сохраняю.
Чувствуется «пролетарский подход к делу» автора. Такие были времена.
Объективность и правда в описаниях – это чисто субъективное мнение каждой из противоборствующих сторон во все времена.
И сколько же затем таких «сухоньких старичков в рясе» было расстреляно красноармейцами по буеракам и оврагам без суда и следствия, под надуманными предлогами содействия «белогвардейской сволочи», за «безупречную веру в Бога и любовь к Отечеству»?
О.М.Антонов в заметках «Повстанческое движение в цимлянском районе в 1920-х годах» пишет:
«В мае очагами беспорядков остаются станицы Нижне-Курмоярская и Романовская. Копанёв, Андриянов, Колпаков и Попов безуспешно пытаются привлечь население в свои ряды, ведут агитационную работу… В 1923 году по Цимлянскому району прокатились последние вихри повстанческого движения. Борцам с большевизмом приходилось спасаться бегством. В 1923 году убивают Лысова, в 1924-м – Андриянова. Судьба Куликова неизвестна. Киселёву со своим отрядом удавалось даже в 1925 году наводить страх на жителей Цимлянского района».
Какими методами этого добивались большевики?
«Усиливаются репрессивные методы, - пишет Антонов. - Так, за убийство трёх милиционеров в станице Камышевской и должностных лиц других станиц окрисполкомом Первого Донского округа 1 июня 1921 года принято решение брать с каждой станицы по десять заложников, которых следует расстреливать за одного убитого бандитами советработника или «честного гражданина».
Ужасное было время. Дай, как говорится, Бог, чтобы оно не повторилось хотя бы на территории России.
О Донбассе и Луганске тему Гражданской войны, с вмешательством зарубежных «покровителей», как во все времена российской истории, обойти невозможно.
Как же не посвятить этому отдельные статьи в дальнейшем?
Наш настоятель о.Геннадий родился 4 ноября 1946 года в станице Дубовское Ростовской области.
«На 75-ом году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу протоиерей Геннадий (Андриянов), почетный настоятель Храма Живоначальной Троицы в Серебряниках. Потомок древнего, знаменитого на Дону рода казаков, воинов и священнослужителей, он также являлся идеальным образцом русского человека: мудрым, тактичным, рассудительным», - написали на сайте «Наследие империи».
Время расставляет всё на свои места. История рассудит каждую в отдельности историческую личность.
Уже перезахоронили прах генералов А.И. Деникина и В.О. Каппеля, философа И.А. Ильина в Москве на погосте Донского монастыря, установили памятники П.А. Столыпину в Москве и Саратове, адмиралу А.В. Колчаку в Иркутске, генералу Л.Г. Корнилову в Екатеринодаре.
Проходит переосмысление истории нашей Родины.
Стоит в дальнейшем напомнить о многих славных носителях фамилии Андриановых.
Для начала, например, об Иване Ивановиче Андрианове, Георгиевском кавалере, генерал-майоре.
Имел ли он родственное отношение к нашему духовному наставнику о.Геннадию. Позже разберемся, обязательно.
В Отечественной войне 1812 года Иван Андриянов сражался под началом Матвея Платова с очередными захватчиками - французами армии Наполеона.
Побывал Иван Иванович в Аустерлице, в Данциге.
С отрядом генерала А. Х. Бенкендорфа прославился в разгроме при Темпельберге 4-го итальянского конно-егерского полка; вошел с казаками в Берлина (!); взял приступом Люнебург.
Долгий свой боевой путь из станицы Тишанской Иван Андриянов заканчивает в Париже.
30 июня 1820 года Иван Андриянов был произведен в генерал-майоры.
Это лишь малая толика сведений о российских героях, носителей фамилии Андрианов.
По сведениям станичников, дошедших до наших времен, атаман Григорий Семенович Андрианов, выбрался из осажденной красноармейцами станицы, верхом на коне скрылся в камышах и плавня «Тихого Дона».
День народного единства.
Установлен 4 ноября 2005 года в честь окончания Смутного времени 22 октября (1 ноября) 1612 г. Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 201—ФЗ.
15 мая 2021 года, на семьдесят пятом году ушел из жизни прекрасный, светлый человек, уникальная личность и наш духовный наставник протоиерей Геннадий Иванович Андрианов.
«Выражаем искренние соболезнования родным и близким нашего батюшки, скорбим вместе с ними!» - подписался под некрологом весь наш приход храма Живоначальной Троицы в Серебряниках.
Будем помнить!
Для справки. Матвей Иванович Платов, под началом которого сначала сражался Иван Андрианов, (1753 — 1818гг.) — атаман Донского казачьего войска (с 1801г.), генерал от кавалерии (1809г.), принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска.
(об атамане Григории Семеновиче Андрианове продолжение следует)