Смена мобильного оператора с сохранением номера стала возможной в России ровно 10 лет назад! За рубежом, конечно, она существует с 1999 года.
В этой статье мы кратко расскажем об истории MNP в России, узнаем, какими "плюшками" оператор удерживает абонентов и ради чего особо хитрые абоненты инициируют переход ради получения собственной выгоды!
Краткая история MNP в России
Впервые об MNP заговорили в 2012 году. Президент России Дмитрий Медведев в апреле 2012 года дал Минкомсвязи поручение проработать вопрос о введении MNP. В декабре того же года поправки в закон «О связи» были приняты в третьем чтении Госдумой и подписаны президентом.
В июле 2013 года принято постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оказания услуг подвижной связи», определяющее детали реализации права абонента на сохранение номера.
В конце ноября 2013 года в постановление были внесены изменения, позволяющие сотовым операторам самостоятельно определять дату подключения перенесённого номера в свою сеть. Также был принят закон, устанавливающий ответственность операторов связи за затягивание процесса передачи абонентского номера новому оператору.
Впервые тестовый перенос номера произошёл 26 сентября 2013 года.
1 декабря 2013 года МТС, Билайн и Мегафон открыли приём заявок на смену оператора с сохранением номера.
21 августа 2014 года количество перенесённых номеров превысило 500 тысяч. Спустя 9 лет их количество составило 26 миллионов.
Оператором базы данных перенесённых абонентских номеров в период с 1 декабря 2013 по 19 августа 2022 года являлся ЦНИИС, а с 19 августа 2022 года — НИИ Радио.
Как переносится номер?
Процесс переноса номера к другому мобильному оператору не составит труда. Это можно сделать по старинке через салон сотовой связи, а можно воспользоваться современными технологиями и инициировать перенос через сайт оператора или мобильное приложение.
Нужно знать некоторые важные моменты:
- Если вы переносили номер к другому оператору ранее, то с момента переноса должно пройти более 60 дней.
- Паспортные данные должны быть актуальными. Перед сменой оператора их лучше обновить в салоне связи.
- Минимальный срок переноса номера — 8 дней, максимальный — 180 дней. Конечно, никто не будет затягивать перенос номера на полгода, но тем не менее, такая возможность есть.
- Стоимость переноса номера — 100 рублей. Некоторые операторы делают его бесплатно, часть компенсируют плату за перенос на баланс.
- На переносимом номере должен быть положительный баланс.
- Нельзя переносить номер между регионами. Например, номер Саратовской области в Московскую.
- Некоторые операторы позволяют переносить номер на существующую сим-карту, что экономит затраты на перенос: сим-карты с саморегистрацией продаются на маркетплейсах за 50-150 рублей, тогда как в салоне вы потратите 100 рублей за перенос и 300-400 рублей на баланс, даже если это тариф без абонентской платы.
Какие бонусы может предложить оператор при уходе?
Сотовые операторы стараются удерживать абонентов в своей сети, предлагая им более выгодные условия. Что именно вы получите при попытке уйти — неизвестно. Зачастую предложения зависят от настроения сотрудника отдела удержания и вашей настойчивости. Данные представлены по состоянию на ноябрь 2023 года. Актуальную информацию отслеживайте в теме MNP на форуме 4pda.
Билайн может предложить публичный тариф с абонентской платой и годовой скидкой от 20% до 50%, или непубличный тариф с абонентской платой («Добро пожаловать», «Добро пожаловать плюс», «Эксклюзив», «Специальный», «Всё только для своих», «Персональный», «Персональный Анлим» и другие), а также ряд услуг или опций сроком на год или навсегда («Скидка 100% на 2 недели», «Семья за 0», «Звонки по России», «Безлимитные звонки на Билайн», «Выгодный межгород», «Раздача», «Безлимитные СМС», «Хайвей 10 Гб» или «Хайвей 20 Гб»).
Мегафон может предложить бессрочную скидку на публичный тариф от 30% до 50%, непубличный тариф с абонентской платой («МегаТариф», «Персональный. Без переплат»), а также ряд услуг или опций бессрочно («Безлимитный интернет», «Плюс 1000/1500/3000 минут на все номера России», «Безлимит внутри сети», «Пакет 50/150 СМС на все номера России», «Городской пакет VIP», «Твои 30%»).
Теле2 может предложить только бессрочную скидку от 25% до 70% на публичные тарифы с абонентской платой линейки «Мой» и ряд опций («Безлимитный интернет», «100/300 СМС», «Скидка 100% на режим раздачи», «Пакет минут на городские», «Пакет минут на межгород», «Пакет 20 Гб», «Сертификат 1200»).
МТС может предложить временную скидку на публичный тариф от 20% до 40% на срок от 90 до 180 дней, или на год; тариф «Персональный» с постоянной скидкой до 70%.
Yota может предложить временную или бессрочную скидку от 20% до 70%, либо скидку 100% на «Безлимитные СМС».
Личный опыт переноса номера к другому оператору
Реальные переносы
Поделюсь личным опытом переноса номера к другим операторам и попытках меня удержать, предложив более выгодные условия.
Мой основной номер был оформлен в Yota, когда она только появилась в Ярославской области, а это 2015-2016 года. Долгое время я пользовался их услугами. Претензий по качеству никогда не было. Звонки и интернет в городе работали хорошо. За городом же интернета не было, поскольку зона покрытия Мегафона (Yota работает на его вышках) оставляла желать лучшего.
Первая попытка перейти к другому оператору состоялась в 2019 году. Именно тогда в нашу область пришёл новый мобильный оператор — Теле2. «Чёрный» оператор выделялся более выгодными тарифами, что меня и подкупило. В салоне связи я сообщил, что мой номер нужно перенести от другого оператора к вам. Написав заявление, заплатив определённую сумму за перенос и получение новой сим-карты с оплаченным тарифом на месяц, я инициировал перенос номера. Спустя несколько дней мне приходит СМС от Yota с предложением остаться на выгодных условиях. Захожу в чат поддержки и интересуюсь, что же это за условия такие. Оператор озвучивает: подключу вам скидку 50% на полгода. Соглашаюсь, ведь лучше платить 150 рублей, чем 300. Сумма приблизительная, точную не помню за давностью лет. Нужно напомнить, что безлимитный интернет в те годы был привычным явлением, поэтому если бы я сохранил тариф по сей день, мне бы очень повезло. Получив заветную скидку, я продолжил пользоваться услугами Yota. Скидку нужно было продлевать через чат каждые полгода. Я продлил её один раз, после чего полугодовую скидку заменили на годовую, а затем и вовсе на бессрочную.
Вторая попытка произошла в 2020 году. Причина очевидна: в деревне по соседству с дачным посёлком поставили вышку сотовой связи МТС, что позволило мне пользоваться интернетом на той же скорости, что и в городе. Конечно, для интернета проще использовать отдельную сим-карту, но это же я. Прихожу в салон, пишу заявление на перенос номера, получаю сим-карту с базовым тарифом. Приходит СМС от Yota с предложением остаться на выгодных условиях. На этот раз оператор в чате поддержки предлагает бессрочную скидку 80%. Соглашаюсь! Дешевле только бесплатно.
Третья и окончательная попытка уйти из Yota в МТС состоялась в августе 2022 года. Причины ухода со второй попытки не изменились. Честно, рассчитывал на скидку 100%. Но это наверно что-то из разряда невозможного. Yota не стала удерживать и отпустила меня к новому оператору.
Четвёртая попытка уйти из МТС в Мегафон состоялась в августе 2023 года. Летом я часто был в другом районе города и удивился тому, какую скорость выдаёт Мегафон — 100-150 мб/с! И это без агрегации частот, которыми так хвастаются посетители темы «Мониторинг сотовой связи» на форуме 4PDA. На МТС о высокой скорости можно только мечтать, даже стоя рядом с вышкой. Желая получить безлимитный интернет на свой «Персональный», инициирую переход в Мегафон. МТС ничего не предложил и молча отпустил в Мегафон.
Череда лже-переходов к другому оператору
Посетители темы «MNP» на форуме 4PDA делятся опытом реального или лже-перехода к другому оператору. Некоторые особо хитрые абоненты совершают только лже-переходы, рассчитывая на выгодные условия. Я решил поучаствовать в этой затее и сделал несколько переходов ради спортивного интереса.
Первая попытка лже-перехода состоялась в мае 2023 года. МТС > Теле2. Перенос инициировал через приложение Теле2. Приходит СМС от МТС, где сообщается, что «в ближайшее время с вами свяжется персональный консультант». Изучив упомянутую выше тему на 4PDA, я понял, что могут и не позвонить. Звоню в службу поддержки, объясняю ситуацию и интересуюсь, когда мне перезвонят. Сотрудник сказал, что ничем не может помочь, и посоветовал ждать. Ближе к концу дня перезванивает персональный консультант (он же сотрудник отдела удержания). Озвучиваю причины перехода: Теле2 предлагает тариф с 35 Гб интернета по более низкой цене, а каждый третий месяц — дополнительные 35 Гб. Сотрудник подумал и предложил тариф «Персональный» с 50 гигабайтами интернета, 300 минутами звонков и 100 СМС. Первый месяц без абонентской платы, далее — 150 рублей в месяц с учётом скидки. Процент скидки не помню, да это и не так важно. Соглашаюсь на новые условия!
Вторая попытка лже-перехода. Теле2 > билайн. Использовав ранее полученную «временную» сим-карту Теле2, инициировал переход в билайн, купив сим-карту в салоне связи. Обоими сим-картами я не пользовался, что автоматически меня понижало в глазах оператора как абонента. Написал в поддержку Tele2 и заявил о своём уходе, мол, билайн предложил выгодный тариф, поэтому я не могу отказаться. Сотрудник поддержки предложил дополнительный пакет 20 Гб ежемесячно (к существующим 20 Гб) и скидку 100% на раздачу на 24 часа. Получился тариф как в билайне, но на 100 рублей дешевле. Я ожидал, что предложат скидку на абонентскую плату, но этого не случилось.
Третья попытка лже-перехода. Теле2 > Мегафон. Купил сим-карту Tele2 на Озоне, а на Мегафон перенёс основной номер в салоне. На первой сим-карте не было активности. Инициировал переход из Мегафона в приложении Tele2. Мегафон отменил переход по причине неверных данных в заявлении. Классическая схема. Данные, на самом деле, верные. В приложении Мегафона пишу о своём желании уйти. Робот сообщает что есть уникальное предложение и можно заказать обратный звонок. Несколько дней никто не звонит. Снова пишу в поддержку и спрашиваю, почему звонка не было? Сотрудник поддержки говорит, что робот ошибся. Пишу в поддержку Tele2 и прошу отменить переход. Предложили бессрочную скидку 50% на действующий тариф «Мой онлайн». Согласился.
Четвёртая попытка лже-перехода. Мегафон > СберМобайл. На этот раз решил "уйти" из Мегафона в СберМобайл. Перенос инициировал через приложение СберМобайла. Мегафоном пользовался активно, поскольку это основной номер. Позвонил сотрудник отдела удержания и поинтересовался причинами ухода. Сообщил, что в СберМобайле есть тариф с безлимитным интернетом, хотелось бы получить что-то подобное. Такой тариф действительно есть, но он доступен только в приложении. Про ограничение скорости при достижении 50 Гб умолчим. Сотрудник предложил два тарифа: «Без переплат» с 1000 минутами, 100 СМС и безлимитным интернетом, либо «Мегатариф 04.2023» с безлимитным интернетом, 600 минут и 100 СМС со скидкой 25% за 266 рублей в месяц. Согласился. Кстати, Yota потом прислала СМС с предложением перейти к ним, ведь в первые 3 месяца я получу скидку 100% на абонентскую плату, а потом — 50% навсегда. Отказался.
Пятая попытка лже-перехода. Мегафон > Теле2. Инициирую перенос через приложение Теле2. Моментально приходит СМС от Мегафона с предложением «остаться на новых условиях». Что за условия? «МегаТариф 09.23»: 600 минут, дополнительный пакет «500 минут по России», 100 СМС, безлимитный интернет со скидкой 25% за 280 рублей в месяц. Соглашаюсь!
Шестая попытка лже-перехода. Мегафон > ТинькоффМобайл. Инициирую перенос через приложение ТинькоффМобайл. В этот раз Мегафон посредством СМС предлагает точно такой же «МегаТариф 09.23», но со скидкой 30% за 266 рублей в месяц. Перейти на него невозможно, потому что это текущий тариф. Через какое-то время в приложении и на сайте в разделе «Для меня» появилось предложение перейти на тариф «Персональный. Без переплат»: 850 минут, 100 СМС и безлимитный интернет за 440 рублей в месяц. Отказываюсь.
Дальнейшие попытки лже-переходов были не очень интересными и в каком-то смысле безуспешными, поэтому расскажу о них кратко.
- Теле2 > Сбермобайл. Сразу после начала переноса без какого-либо информирования со стороны Теле2 подключилась вечную скидку 25% на абонентскую плату на тариф «Мой Онлайн».
- билайн > Теле2. Предложили тариф «UP» с 20 Гб, дополнительными 20 Гб, безлимитным Youtube и TikTok, скидкой на абонентскую плату сроком на год. На момент лже-перехода на сим-карте билайн был тариф «Простой». Я рассчитывал, что на него и повесят эти дополнительные гигабайты, чтобы тариф был бесплатным, но нет.
- Yota > Сбермобайл. Общение с поддержкой было достаточно резким и требовательным, ведь у конкурентов есть тариф с безлимитным интернетом, значит мне нужно тоже самое! Сотрудник поддержки несколько раз "согласовывал" варианты с вышестоящими и в итоге предложил вечную скидку 25% на абонентскую плату.
Интересно, что на основном номере Мегафон в разделе «Для меня» с начала ноября висит предложение перейти на тариф «Персональный. Без Переплат», ведь цена на него не будет меняться целый год! Что же предлагают? 850 минут на все номера России, безлимитный интернет, 100 СМС, безлимитные сервисы такси и навигации — всё это за 440 рублей в месяц. Правда, спустя две недели цена, без изменения условий, выросла до 580 рублей в месяц. Вряд ли я перейду на этот тариф, поскольку мой текущий тариф гораздо дешевле (285 рублей против 580) и количество минут в нём больше (600+500 против 850). Единственное, безлимитный интернет на моём тарифе это акционная услуга (как дополнение к 35 Гб), которую в любой момент могут отключить, а в тарифе «Персональный. Без Переплат» — реальный безлимитный интернет. Хотя и его могут отключить! Вспоминаем недавнюю историю: пользователь форума 4PDA пожаловался, что на тарифе МТС «Умный бизнес» безлимитный интернет заменили на пакет 150 Гб. И ведь не докажешь, что оператор обманывает — он меняет условия тарифа в рамках закона.
Выводы
Смена мобильного оператора с сохранением номера, несомненно, идёт на пользу потенциальным абонентам. Если вас не устраивает текущий оператор, вы можете без проблем перейти к другому, и вам даже не придётся уведомлять так называемых знакомых о том, что вы сменили номер, потому что вы его не сменили. Но могли бы.