Представим ситуацию. Человек идет по парку. Вдруг видит, сидит старик на обочине и хмуро смотрит на высоковольтный провод, который упал на землю. Человек подходит. Старик ему говорит: «Я вызвал ремонтную бригаду. Мне кажется, что провод под напряжением, хотя, возможно, его уже обесточили». Человек подумал, – «Зачем же ждать бригаду, я сейчас сам провод с дороги уберу. Я же вижу, что напряжения там нет». Берет провод в руки и его шарахает током. Он вышвыривает провод подальше и злобно смотрит на старика. Старик молчит. А человек, уходит, злобно шепча: – «Какой тупой старик, мог бы меня остановить, знал же, что меня ударит».
Должен ли был старик остановить прохожего?
Ответ простой, старик, проинформировал молодого человека. Тут он молодец. Но не полез дальше своих полномочий. А должен ли он был? Нет. Будь это не взрослый человек, а маленький ребенок, старик бы вел себя по-другому. Скорее всего, он бы остановил малыша, не позволяя тому подойти к оголенному проводу.
Так причем же тут психотерапевт? А он и есть тот самый старик. Он готов предупредить, обозначить перспективы, показать возможные исходы и пути к решению проблемы. Но он не может и НЕ ДОЛЖЕН брать на себя роль советчика или строгого надзирателя. Тем более он не должен брать на себя ответственность за действия своего клиента. Специалист берет на себя ответственность за ход работы, за его навыки и умения. Клиент же, берет на себя ответственность за применение результатов работы с психотерапевтом в своей жизни.
«Это не делай, так не говори, вот тут скажи вот так» - это не подход психолога. А классический совет или даже приказ.
Индивид, взрослый и трезвый, должен сам принимать решения и действовать. Совет покушается на автономию личности. Как, учитывая это, можно допускать, чтобы психолог передавал готовые решения другому?
Дядюшка Фрейд говорил: «Вы неверно осведомлены, если предполагаете, что советы и руководство в житейских делах являются составной частью аналитического воздействия. Напротив, мы по возможности избегаем такой менторской роли и больше всего желаем, чтобы пациент самостоятельно принимал решения». Фрейда можно любить или ненавидеть, но некоторые из его цитат достойны общего внимания.
Советы, внушения, просьбы других людей лишь на время изменяют поведение, на очень поверхностном уровне. Вспомните себя в детстве, часто ли вы слушались советов взрослых, если да, то как часто вы нарушали запреты?
Кто проживет вашу жизнь?
А ведь на терапию идет человек взрослый. (Здесь я не говорю про детских психологов. Хотя они тоже не могут брать на себя всю ответственность за жизнь ребенка. В первую очередь это должны делать родители и сам ребенок. А уж только потом терапевт) Да, у него могут быть проблемы с принятием ответственности. Но это не значит, что психотерапевт должен взваливать всю ответственность за жизнь пациента на себя. Иначе, кто тогда проживает жизнь пациента? Терапевт?
Иногда, терапевт может взять на себя часть ответственности, но не всю. И при условии, что он сможет в итоге вернуть ее клиенту. Психотерапия не уберегает от возможных ошибок, но показывает путь, который поможет эти ошибки обойти. А вот следовать этому пути или нет, вопрос, на который каждый отвечает сам.
Например, при работе с пациентами, у которых наблюдается повышенный суицидальный риск, составляется контракт. Клиент берет на себя обязанность звонить или писать терапевту, когда его посещают суицидальные мысли или он готов совершить необратимое. А терапевт, в свою очередь, обязуется отвечать на звонки и сообщения. Быть готовым выйти на контакт с пациентом, когда в этом есть необходимость.
Спокойная объективность и беспристрастность – вот лучшая позиция для консультанта. Это не лишенная эмоциональная раздача советов. Но эмпатическое и принимающее вслушивание в жизнь клиента. Попытка проникнуться ситуацией и дать пищу для размышления, возможно направляя пациента в определённое русло, но не наставляя его и не приказывая, а лишь указывая на возможные исходы.
Подводя итоги можно обозначить зону ответственности терапевта так:
- ·Безоценочное и безусловное принятие пациента.
- · Установка связи между страданиями пациента и аспектами его личностной модели
- · Возможное указание на связь ситуаций из прошлого с текущим положением дел
- · Прогноз возможных препятствий в дальнейшем, и связь их с аспектами личности пациента
Отто Ранк писал – «Считаю, что пациент должен сделать себя тем, кто он есть, без принуждения или оправданий, и не пытаясь переложить ответственности за это на других». Пассивность клиента при терапии, просто лишает ее смысла. Суть ее в том, чтобы помочь человеку найти свой уровень и возможности для активности.
Не переносите свою ответственность на других, и не позволяйте другим переносить их ответственность на вас.
Любите и будьте любимыми.
В моем телеграмм канале более короткие посты, на не менее интересные темы -