Совсем недавно Эмма Скотт стала довольно популярной писательницей среди своих современников. Как говорит Гугл, она – это литературное открытие 2020 года! Ого, ничего себе, какая репутация. Если вы тот человек, который ни разу не читал ее «эмоциональных любовных романов, которые никого не оставляют равнодушными» (так считает Гугл), то предоставляю вам маленькую подборку с рейтингом от LiveLib:
- «Сейчас и навечно», рейтинг 4,6
- «Среди тысячи слов», рейтинг 4,5
- «Свет между нами», рейтинг 4,5
- «Не оставляй меня», рейтинг 4,5
- «Стань моим завтра», рейтинг 4,4
- «Зажечь небеса», рейтинг 4,4
Далее осторожно, могут быть спойлеры, а они будут!
Итак, меня пробрало любопытство, и я прочла одну из них. Как уже стало ясно из названия, это была книга «Среди тысячи слов». Взяв ее в руки, на обратной стороне обложки я увидела весьма «интригующую» аннотацию с описанием главных героев, да еще настолько трафаретных, что уже говоришь сама себе «да сколько можно? Где свежесть?» Многие читатели, даже некоторые из моих знакомых, привыкли к шаблонным персонажам и не видят в этом ничего плохого. Я не осуждаю, поскольку о вкусах не спорят, но для меня важна все-таки полнота картины и наличие в героях многогранности чувств и мотивов. Чтобы все стало понятно, я кратко перескажу сюжет, и вернусь к тому, с чего начала.
Рассказ идет от лица двух главных героев - Уиллоу Холлоуэй и Айзека Пирса. Уиллоу – дочь состоятельных родителей, милая, хрупкая девочка семнадцати лет, которая на протяжении половины сюжета хранит тайну об изна$иловании сыном начальника ее отца, по поводу чего очень сильно переживает. Она вместе с родителями переезжает из Нью-Йорка в маленький городок, именуемый Хармони, в надежде начать жизнь с чистого листа. Айзек Пирс – красивый по-голливудски и опасный парень-недотрога, окутанный множеством слухов о своей жизни, живущий в маленьком трейлере на свалке вместе со своим отцом-алкоголиком. Чувствуете клишированный контраст персонажей? Стоит отметить, что Айзек был талантливым актером в местном театре, таким образом зарабатывая себе и отцу на жизнь.
Естественно, когда Уиллоу приходит в новую школу, в классе она занимает место Айзека, и тот сразу в нее влюбляется, при этом чувствуя, что недостоин такой богатой красотки. Далее сюжет развивается очень медленно: Уиллоу находит себе новых друзей, проходит прослушивание на пьесу Шекспира «Гамлет» в театре и получает, конечно же, главную роль Офелии (возлюбленная Гамлета), а Гамлетом становится, уже можно догадаться, Айзек. С каждой репетицией они все больше сближаются, но, сразу скажу, отец Уиллоу против их общения, поскольку отец Айзека много задолжал фирме, в которой работает мистер Холлоуэй (более веской причины ненависти я не нашла и, вообще, причем здесь Айзек?!). Креативный директор театра, режиссер-постановщик Мартин Форд настолько заинтересован в пьесе (или, скорее, в счастье самого Айзека), что заставляет главных героев сходить на свидание, чтобы вытащить из них на сцене реальные эмоции, так как «сначала была любовь» (не буду еще рассказывать о сюжете «Гамлета», а то обзор затянется).
В общем, наши главные герои начинают доверять, влюбляются и жизни не видят друг без друга. Уиллоу в умопомрачении, имеющем алкогольный генез, рассказывает Айзеку на ступенях морга (да-да, по сюжету она попросила парня забрать ее и отвезти на кладбище, уже звучит как абсурдная ситуация; также я замечу, насколько я знаю, морги строятся обычно при больницах, зачем они нужны на кладбище?!) свою страшную тайну, от чего Айзек переполняется гневом по отношению к Ксавьеру (так звали парня, который изна$силовал главную героиню). Несколько глав спустя после откровения, Уиллоу начинает испытывать, скажем так, навязчивое желание обладать Айзеком, и всячески пытается его соблазнить, у нее получается. Риторический вопрос: все ли жертвы на$илия так делают спустя только год? Далее описываются все остальные репетиции, происходят «тарантиновские диалоги», которое иногда кажутся бесполезными, и, наконец, кульминация сюжета!
У Айзека умирает отец вследствие взрыва на автозаправке, где он работал. Ошеломленный этим несчастьем, парень находит свое успокоение в доме у Уиллоу (ее родители уехали в другой город) и засыпает с ней на кровати. Как это было бы не «неожиданно», приезжают ее родители раньше установленного времени и застают Айзека, уходящего черным ходом через сад. Семейный скандал. Полиция. Отец угрожает дочери засудить ее любимого за связь с несовершеннолетней, если она не перестанет с ним встречаться. Уиллоу перед премьерой спектакля бросает Айзека, ничего не объяснив, и он уезжает в Голливуд на долгих три года. Уиллоу, кстати, в течение этих трех лет постоянно куда-то переезжает. Айзек становится актером голливудских фильмов, а что делала в это время Уиллоу, кроме смены места жительства, так и остается загадкой. В итоге, спустя три года, она эмансипируется от родителей и возвращается обратно в Хармони, где продолжает свою актерскую карьеру в местном театре. Родители начинают гордиться дочерью и устраивают вечеринку-сюрприз, где «неожиданно» происходит встреча всех троих: Уиллоу, Айзека и Ксавьера. Айзек, естественно, избивает Ксавьера, и каким-то чудесным образом спасается от приговора, а Уиллоу рассказывает о своем секрете родителям, которые проникаются сочувствием к дочери. Закончим на том, что спустя еще три года Айзек и Уиллоу женятся. Благодарю за счастливый конец!
Теперь моя оценка. Начну с упомянутой ранее темы многогранности и полноты картины. Как это обычно бывает в подобных романах для подростков, ни персонажи (даже главные герои), ни проблемы не показались мне открытыми, заполненными смыслом. Обычно, прочитав книгу, я могу вынести общую мысль, которую хотел передать автор, и поразмыслить над ней, а тут в моей голове зияет пустота. В этой книге есть только зачатки проблем, до конца так и не созревшие.
Вот, например, проблема на$илия, в современных реалиях очень даже актуальная. Если приложить чуть-чуть больше усилий, чем ноль, можно развернуть эту тему и сделать ее главной темой сюжета и показать какой внутренний путь прошла героиня, чтобы победить свой страх мужчин и снова полюбить, а не сделать это предлогом к тому, чтобы хоть как-то завлечь читателя на первой странице. Честно говоря, я не испытала к Уиллоу никакого сожаления, описание ее чувств и переживаний было слишком поверхностно и просто. К тому же, вся травмирующая ее ситуация не была похожа на на$илие:
«Я помню, как танцевала. На мне была короткая юбка. Я пила. И пошла с ним наверх, не сопротивляясь»
«Я не говорила «да», но и не помню, чтобы говорила «нет»»
И я думаю, а было ли это реальным преступлением против человека, или это всего лишь утрированное восприятие ситуации через призму опьянения? Конечно, вы можете сказать, что он в априори не имел права воспользоваться случаем, но есть одна немаловажная деталь – фотография топлес, которую главная героиня задолго до интимной сцены послала своему «на$ильнику». И как, спрашивается, парнишка мог это воспринять? Как зеленый сигнал светофора, очевидно.
В общем и целом, на протяжении книги у персонажа Уиллоу нет никакого духовного роста: она с первых глав полюбила Айзека и любила его до конца, не было ни намека на страх перед мужчинами (а в реальности он бы был, и причем перед всеми, без исключения) и на размышления о собственном поведении и чувствах.
Про Айзека все более менее прилично написано. Понятны его мотивы уехать из города, понятно его отношение к отцу и почему он оставался хорошим сыном для него. За это я ставлю, кстати, большой респект. Не смотря на алкоголизм отца, его суровое обращение с сыном, Айзек все равно считал его своей семьей, любил его, заботился и скучал по нему, ведь до смерти матери отец был настоящим отцом. Тут можно даже проследить некоторую двойственность чувств, что делает Айзека живым и эмоциональным героем. Но! Опять это «но». Меня жутко бесило повествование от лица Айзека: своего отца он называл только «батя», не «отец», не «папа», а просто «батя». Может это был стилистический прием, но это так ужасно резало мне глаза. Далее еще об этом поговорим.
Но мы еще имеем второстепенных персонажей. Тут-то и сказать особо нечего, кроме того, что львиную долю поворотов сюжета они брали на себя. Складывается ощущение, что они только для этого и были нужны.
Может быть, еще была выдвинута проблема потери себя, близких, смысла жизни, но, увы, автор вообще не захотела ее раскрывать и сделала ее просто следствием причины.
Больше всего вышеперечисленного меня поразило наличие грамматических, орфографических, лексических и стилистических ошибок. Ни в одной книге я еще такого не видела. И обиднее наверно то, что такие издания стоят приличных денег! Вообще романы Эммы Скотт стоят в пределах 400-600 рублей, и, спрашивается, за что? Чтобы я сидела и исправляла ошибки в печатной книге?!
Во-первых, мне не понравилось широкое употребление низкосортных слов, которые совсем не ассоциируются со словом «литература». Вот, к примеру: «угорает» в смысле громко, надрывно смеется; «батя», о чем я уже говорила.
С грамматикой и орфографией вообще беда – пропущенные слова, неверные окончания при склонении слова, не выделенные в речь диалоги.
Из лексических ошибок, самым ярким примером было слово «шепотки», которое используется в контексте как "перешептывания", хотя оно имеет иное значение – это, по сути, магические слова, наговоры, заклинания, если вам так угодно.
В итоге мы имеем книгу из средней ценовой категории, полную ошибок, нераскрытых шаблонных персонажей, со слабым намеком на мораль. Единственное преимущество состоит в том, что, читая этот роман, можно разгрузить голову и совсем ни о чем не думать, а только размеренно плыть по течению истории. Особенно, если вы любитель сложных классических произведений, но так сильно устали после рабочего дня, что мозг уже не в силах сосредоточиться на сложном слоге, это один из вариантов расслабиться и отвлечься от повседневной рутины.