Найти тему

Песни как отражение народной души

Многим из нас доводилось беседовать с людьми старшего поколения, помнившими довоенное, послевоенное времена; кому-то посчастливилось услышать рассказы о временах дореволюционных; ну а 70-е, 80-е, 90-е и вовсе - наша давняя и не очень давняя память…

Во многих рассказах о жизни, подробностях быта тех лет нередко

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

присутствуют воспоминания о том, как любили люди петь – не только за столом во время праздников, а также вечерами (и не только) на улицах – деревень, сёл, малых городов – под гармонь, под аккордеон, под гитару, балалайку, и просто безо всякого аккомпанемента, от души – во весь голос или тихонько… Пели в полях, пели на строительстве домов и мостов….. Во время церковных праздников охотно приглашали в дом духовенство, родных, благодетелей (как принято было называть в то время значимых для семьи людей), и вместе с молитвами и тропарями распевали духовные песнопения, торжественные застольные…

Что касается частушек, «страданий» и прочих народных песенных жанров, по воспоминаниям современников, в дореволюционный период сочинялись и пелись эти произведения, по крайней мере, в подмосковных деревнях, в определённых рамках, без разухабистого цинизма, хотя в начале 20-го века в этот пласт народного творчества вкралась «политика». Частушки «на злобу дня», задевавшие сильных мира сего, продолжили свой путь и после революции, невзирая на опасности, подстерегавшие исполнителей.

Моя мама вспоминает, как они, 16-летние девчонки, шли в 1944-м между «монастырских озёр» и, увидав группу бойцов-понтонщиков, обучавшихся делу наведения мостов, лихо запели «бесконечную волоколамскую»….

В 70-е появился и такой вид песен, как туристские, «бардовские» - хоровое пение на природе у костра приняло вполне массовый характер. Да и просто вечерние гитарные перезвоны являлись неотъемлемой частью отечественной городской и сельской культуры…

Традиция стала потихоньку пропадать где-то в «лихие» 90-е, то ли по причине изменений в массовой психологии, смещения акцентов с коллективного на индивидуальное, то ли из-за развития «новых технологий» («скачать» музыку проще, чем напеть самому, не надо гоняться за записями…). В первой половине 90-х волейбол и вечернее пение во дворах ещё были не редкостью (помню, когда ждали новую Конституцию в 93-м, в нашем дворе молодёжь по этому поводу вдруг пропела последовательно «Союз нерушимый» и «Боже, Царя храни» - даже так..).

А в начале 2000-х – что-то поменялось, изредка слышались застольные по квартирам.

В 2012 и в 2013 довелось побывать в Черногории, в Будве; и был приятно удивлён (словно время обернулось вспять) – когда увидал в сумерках волейбол во двориках, услыхал, как молодёжь (главным образом парни) громко распевала какие-то народные, патриотические песни.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

«Народная песенная» душа переместилась подальше от городов, на фестивали, слёты, «тусовки на природе» - туда, где «кругом свои», где существует дух взаимопонимания; и, наверное, туда, где общее осмысленное дело объединяет людей - в дальние экспедиции, полные риска командировки…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Послесловие

Судя по разнообразным познавательным телепередачам, «уличная» песенная традиция более чем жива, например, на Кубе (кругом сплошь песни да танцы по ночам), а в Чили, если верить показанному, ночные площади просто сплошь - массовые дискотеки. А разные карнавалы и праздники в Индии, Бразилии… Напрашивается мысль (не настаиваю на её абсолютной истинности) – там, где живая жизнь не задавлена теперешней постиндустриализацией-«цифровизацией» и искусственными «неолиберальными ценностями», - там и звучит настоящая музыка, идёт естественный поток людского самовыражения…

-4