Многим из нас доводилось беседовать с людьми старшего поколения, помнившими довоенное, послевоенное времена; кому-то посчастливилось услышать рассказы о временах дореволюционных; ну а 70-е, 80-е, 90-е и вовсе - наша давняя и не очень давняя память…
Во многих рассказах о жизни, подробностях быта тех лет нередко
присутствуют воспоминания о том, как любили люди петь – не только за столом во время праздников, а также вечерами (и не только) на улицах – деревень, сёл, малых городов – под гармонь, под аккордеон, под гитару, балалайку, и просто безо всякого аккомпанемента, от души – во весь голос или тихонько… Пели в полях, пели на строительстве домов и мостов….. Во время церковных праздников охотно приглашали в дом духовенство, родных, благодетелей (как принято было называть в то время значимых для семьи людей), и вместе с молитвами и тропарями распевали духовные песнопения, торжественные застольные…
Что касается частушек, «страданий» и прочих народных песенных жанров, по воспоминаниям современников, в дореволюционный период сочинялись и пелись эти произведения, по крайней мере, в подмосковных деревнях, в определённых рамках, без разухабистого цинизма, хотя в начале 20-го века в этот пласт народного творчества вкралась «политика». Частушки «на злобу дня», задевавшие сильных мира сего, продолжили свой путь и после революции, невзирая на опасности, подстерегавшие исполнителей.
Моя мама вспоминает, как они, 16-летние девчонки, шли в 1944-м между «монастырских озёр» и, увидав группу бойцов-понтонщиков, обучавшихся делу наведения мостов, лихо запели «бесконечную волоколамскую»….
В 70-е появился и такой вид песен, как туристские, «бардовские» - хоровое пение на природе у костра приняло вполне массовый характер. Да и просто вечерние гитарные перезвоны являлись неотъемлемой частью отечественной городской и сельской культуры…
Традиция стала потихоньку пропадать где-то в «лихие» 90-е, то ли по причине изменений в массовой психологии, смещения акцентов с коллективного на индивидуальное, то ли из-за развития «новых технологий» («скачать» музыку проще, чем напеть самому, не надо гоняться за записями…). В первой половине 90-х волейбол и вечернее пение во дворах ещё были не редкостью (помню, когда ждали новую Конституцию в 93-м, в нашем дворе молодёжь по этому поводу вдруг пропела последовательно «Союз нерушимый» и «Боже, Царя храни» - даже так..).
А в начале 2000-х – что-то поменялось, изредка слышались застольные по квартирам.
В 2012 и в 2013 довелось побывать в Черногории, в Будве; и был приятно удивлён (словно время обернулось вспять) – когда увидал в сумерках волейбол во двориках, услыхал, как молодёжь (главным образом парни) громко распевала какие-то народные, патриотические песни.
«Народная песенная» душа переместилась подальше от городов, на фестивали, слёты, «тусовки на природе» - туда, где «кругом свои», где существует дух взаимопонимания; и, наверное, туда, где общее осмысленное дело объединяет людей - в дальние экспедиции, полные риска командировки…
Послесловие
Судя по разнообразным познавательным телепередачам, «уличная» песенная традиция более чем жива, например, на Кубе (кругом сплошь песни да танцы по ночам), а в Чили, если верить показанному, ночные площади просто сплошь - массовые дискотеки. А разные карнавалы и праздники в Индии, Бразилии… Напрашивается мысль (не настаиваю на её абсолютной истинности) – там, где живая жизнь не задавлена теперешней постиндустриализацией-«цифровизацией» и искусственными «неолиберальными ценностями», - там и звучит настоящая музыка, идёт естественный поток людского самовыражения…