Один из немногих фильмов, который я осознанно пересматривал, и пересмотр пошёл ему только на пользу. Кристиан Бэйл перед съёмками первого фильма весил менее 50 килограмм при своём росте более 180 сантиметров, так как до этого специально похудел для фильма "Машинист" (2004), и Кристофер Нолан сомневался, что Бэйл может прийти в форму, но Бэйл даже перестарался, от чего Кристофер снова попросил его похудеть килограммов на 5-10. А теперь к самой рецензии.
Фильму пошло на пользу, что я пересматривал его в осознанном возрасте. Если во время первого просмотра я понимал головой, что это хороший фильм, но сам не прочувствовал его атмосферу полностью. После пересмотра я осознал всю прелесть фильма, осознал всю его драматургию, ведь по сути это фильм не про Бэтмена, а про Джокера (да-да, уже миллион киноблоггеров выдвинуло такой тезис, но ведь это правда!). И этот фильм обладает настолько качественным и комплексным сценарием, совмещающих и удачно использующих очень много техник и приёмов, которыми пользуются профессиональные сценаристы, что этот фильм можно смотреть отдельно от всей франшизы и получить абсолютно такое же удовольствие. И как показатель, тот же "007: Координаты "Скайфолл"" через несколько лет немного переработал сценарий "Тёмного рыцаря" и абсолютно также выглядел как фильм, который можно смотреть в отрыве от всей франшизы, и получить абсолютно такое же удовольствие от просмотра. Как я уже сказал, это фильм про Джокера, но я не согласен с распространённым тезисом, что этот фильм так сильно повлиял на Хита Лиджера, от чего он так и не смог восстановиться: по свидетельствам многих, он вёл себя абсолютно нормально, как всегда всех веселил, спокойно разъезжал на скейте по съёмочной площадке "Воображариума доктора Парнаса" (2009).
Насчёт просмотра вне франшизы также играет тот факт, что в роли Рэйчел сменилась с Кэти Холмс на Мэгги Джилленхол (официальная версия, что Кэти отказалась от роли и выбрала комедию "Шальные деньги" (либо сделала неправильный выбор, что вряд ли, либо предложили больше денег, что вероятнее), но, возможно, сыграло, что за первый фильм она получила номинацию на Золотую Малину, и от неё мягко отказались). Продолжаю разговор об актёрах, все остальные остались прекрасны, и к актёрскому составу добавились Аарон Экхарт и Хит Леджер, которые воплотили прекрасные образы Харви Дента и Джокера соответственно.
Вспомнил, что хотел сказать! Очень нравится, что Кристофер Нолан в своих фильмах старается действовать реалистично, и если можно что-то снять на натуре, то он будет снимать именно так. Так и здесь большая часть трюков совершались в живую. В какой-то степени такой риск был оправдан, но во время съёмок одного из трюков погиб помощник оператора. Фильм был посвящён его памяти и памяти Хита Леджера, который за свою роль получил Оскар в номинации "Лучший актёр второго плана" посмертно (также фильм взял Оскар в номинации "Лучший монтаж звука" (кстати, эту номинацию с 2021 года объединили с номинацией "Лучший звук" и теперь она просто называется "Лучший звук") и номинировался в номинациях "Лучшая работа оператора" (привет, Уолли Пфистер), "Лучшие декорации", "Лучший звук", "Лучший монтаж", "Лучшие визуальные эффекты" и "Лучший грим").
Думаю, хватит сухих фактов, пора сказать о моём личном отношении с этим фильмом. Как я уже говорил ранее, во время первого просмотра мне больше понравилась первая часть, но после пересмотра я поменял своё мнение. Да, я не пересматривал всю трилогию, я пересматривал только "Тёмного рыцаря", но я смог гораздо лучше понять этот фильм и уровень его вклада в кинематограф в целом. Если после первого фильма все поняли, что кинокомиксы могут быть не только развлечением для детей, то после второго фильма все поняли, что кинокомиксы могут собирать гигантские деньги (больше 1 миллиарда долларов сборы), а также размышлять на сложные даже для взрослых людей темы. Нравится здесь дилемма между "хорошо" и "правильно", которой пронизывается почти весь фильм, ведь в реальной жизни тоже могут возникать подобные дилеммы, и мы делаем свой выбор, исходя из личных мотивов и приоритетов.
Да, я опять перехожу на общие рассуждения, а не говорю о своём личном мнении. Я даже не знаю, что ещё сказать. Это эпохальное кино, которое повлияло на многие фильмы, выходящие в будущем (например, я фанат "007: Координаты "Скайфолл"", хотя, как я уже сказал, сценарий этого фильма - просто переделанный сценарий "Тёмного рыцаря"), но, думаю, я не могу трезво оценивать его, учитывая как раз таки его вклад в поп-культуру.
Но в данном случае, я и головой чувствую, что это шедевр, но и сам чувствую, что это отличный фильм, который я бы с удовольствием пересмотрел ещё раз, поэтому оценка 10, просто 10.