В книге, которую отставной генерал Олег Калугин издал в США, им описана конфиденциальная встреча Андропова с довольно узким кругом доверенных лиц, что случилась за год до кончины Пятизвездного Генсека (то есть в 1981). Какое счастье, сказал шеф тайной полиции Советов, что страной руководит такой замечательный и опытный политик, как Леонид Ильич. Ну или что-то в этом роде. Вывод, который по мнению отставного генерала, напрашивается: Ю.В. Андропов был слишком трусоват, чтобы отстранить официального лидера от кормила власти.
Однако, на самом деле, рассекреченные документы ГРУ позволяют сделать вывод, что глава советской госбезопасности действительно желал убрать Брежнева, дабы избежать ситуации, при которой в кресло №1 сядет по наследству любимец Леонида Ильича – К.У. Черненко. В этом Щелоков сумел убедить своего друга и босса Брежнева. Хозяин Лубянки за десять лет до осени 1982-го закончил вторую закавказскую репетицию полицейского переворота, пристроив генерала Э.А. Шеварднадзе в кресло грузинского лидера. А начальной разминкой стало назначение главы азербайджанского КГБ Г.А. Алиева первым лицом республики.
Так что схема была отработана четко. Козырь – пресловутые бриллианты. И методично распускаемые слухи об этих злосчастных камешках. Публикации опять же. Слухи, вбрасываемые чекистами по отлаженным схемам.
С подачи Шеварднадзе в республиканской «Заре Востока» появилась скандальная статья о подпольных заводах в Абхазии. Затем, с подачи «Шеви» тбилисская тусовка дружно заговорила о некоем восьмикаратном «брюлике», украшающем холеную кисть «царицы Виктории», жены тогдашнего грузинского лидера Василия Павловича Мжаванадзе, правившего Грузией без малого двадцать лет (20 сентября 1953 — 29 сентября 1972).
Мжаванадзе был снят с должности по обвинениям в коррупции и покрывании деятельности цеховиков и заменён на Э. А. Шеварднадзе. Существует версия, что часть данных обвинений была сфальсифицирована. Являлся сторонником создания музея Сталина в Гори. По свидетельству Э. А. Шеварднадзе в недостаточной степени владел грузинской речью.
Камушек разыскивался Интерполом, шептались люди. И это было правдой. Шеварднадзе накатал Андропову закладуху, в которой упомянул оперативные данные республиканского КГБ: украшение первой леди Грузии подарено «цеховиком» Отари Лазишвили (позднее «Шеви» дожал теневого магната – московские чекисты взяли его прямо в приемной одного из его покровителей – Генерального прокурора СССР Романа Руденко!).
И еще. В окрестностях Сухуми обнаружили тайный завод по производству оружия для «воров в законе». Об этой сенсации в августе 1972 года поведала газета «Заря Востока». После того как экземпляры газеты получили члены Политбюро, решилась участь Мжаванадзе. Но до разборок дело не дошло, его крышевал генсек и по распоряжению последнего попалившийся Герой Социалистического Труда, первый секретарь ЦК КП Грузии получил в Москве квартиру, дачу и персональную пенсию (позднее переехал в Киев – на сестре его супруги был женат глава Украины Петр Ефимович Шелест).
Последние годы Шелест прожил в Москве на Пресне, незадолго до августа 1991 года был избран членом партийной комиссии Краснопресненского райкома КПСС.
В 1991 году приветствовал провозглашение независимости Украины, а в 1993 году впервые после отставки приехал в Киев, о чём давно мечтал, где прошло несколько его публичных выступлений, вызвавших большой интерес. Скончался 22 января 1996 года в Москве; 13 июня 1996 года перезахоронен на Байковом кладбище в Киеве. Автор нескольких книг. На основе его воспоминаний были изданы две книги
Кстати, сама «царица Грузии» Виктория Фёдоровна (урожденная Терешкевич) скончалась спустя десять лет после скандала, в том же 1982 году, что и Брежнев, в возрасте 60 лет.
Отрепетированную в Грузии схему Андропов использовал в Первоперестольной. Только работал масштабнее. И со страховкой. Партийная газета ему была не нужна. Используя возможности псевдо-диссидента Роя Медведева (позднее награжденного лубянской премией за книгу «Андропов» из серии «Жизнь замечательных людей»), КГБ – по вполне определенному распоряжению своего шефа – с одной стороны формировал милейший образ самого Андропова (либеральный, стишками балуется, дочь выдал замуж за актера с Таганки, венгров против своей воли душил в 1956-м...); а с другой – гасил всех конкурентов из Политбюро. Не делая исключения и для Генерального секретаря.
Книги Роя Медведева «К суду Истории» и «Они окружали Сталина» были изданы на Западе, где стали бестселлерами. В 1986 году наряду с М. К. Мамардашвили (ведущий), Р. А. Быковым и Ю. А. Левадой принимал участие в телемосте Москва — Бостон между МГУ имени М. В. Ломоносова и Тафтским университетом по теме «Ядерный век. Культура и бомба». Американскую сторону представляли Мартин Шервин (ведущий), Курт Воннегут, Эдгар Доктороу и Роберт Лифтон.
В 1989 году Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС Медведев восстановлен в рядах партии с сохранением стажа с 1959 года, по некоторым утверждениям, инициатива этого исходила от А. Н. Яковлева, заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС, одного из идеологов перестройки. В годы перестройки стал народным депутатом СССР (1989—1992); был членом Верховного Совета СССР. Получал предложение войти в Межрегиональную группу, которое отверг. Способствовал принятию постановления Съезда народных депутатов о «Секретных протоколах».
После распада СССР рассматривался как один из тех, кто мог бы возглавить движение за демократический социализм; с 1991 года (вместе с профессором А. А. Денисовым и лётчиком-космонавтом СССР В. И. Севастьяновым) — сопредседатель Социалистической партии трудящихся Российской Федерации. Выступал с жёсткой критикой как ГКЧП, так и Бориса Ельцина.
На тезку супруги грузинского предшественника Шеварднадзе – Викторию Петровну Брежневу он решил не наезжать. Хотя, между прочим, помянутое старинное колечко, значившееся в архивах Интерпола, оказалось-таки в конце концов именно у жены Леонида Ильича.
Родилась в Белгороде 28 ноября (11 декабря) 1907 года[2]. Её отец Пётр Никанорович Денисов (1881—1965) работал машинистом на железной дороге, а мать Анна Владимировна (1886—1967) занималась воспитанием детей — четырёх дочерей и сына. Из-за характерных черт внешности Викторию Петровну иногда принимали за еврейку. Сама она еврейское происхождение отрицала, а имя Виктория связывала с соседством своей семьи с поляками, среди которых это имя было распространено.
И для бриллиантового скандала выбрана более удобная мишень: столичный авантюрист Б.И. Буряца и его беспечная подруга Г.Л. Брежнева.
Имея инсайдерскую инфу о предстоящих повышениях цен на ювелирку, Галина Леонидовна вместе с друзьями скупала все подряд. А когда в Москве на улице Лавочкина построили ювелирную фабрику, Брежнева заказывала там ожерелья и браслеты по собственным эскизам. Вряд ли кто-либо был лучше осведомлен о раскладе с драгоценностями Брежнева, чем тот, кого звали Борисом Бриллиантовым.
Его (по поводу этих сокровищ) сумели допросить всего раз. Больше уже не спросят: где и когда. Вскоре после того допроса он при весьма странных обстоятельствах был зарезан на столе хирурга. А в том 1982 году его просто посадили за спекуляцию, обвинения строилось на одном эпизоде, перепродаже 11 югославских дубленок.
Из уголовного дела. Буряца Борис Иванович, 1948 г.р., уроженец ст. Малоекатерининская, Камышовахский район, Запорожская обл., б/п, образование высшее, военнообязанный, судим в 1982 г. по ст. 154, ч. 2 УК РСФСР (спекуляция) к 7 годам лишения свободы, прож. г. Москва, ул. Таллинская, д.5, кор.2, кв. (...). После знакомства с Г.Л. Брежневой уволился из цыганского театра «Ромэн» и устроился стажером, а затем и солистом Большого театра. После освобождения, по словам бывших сослуживцев, одевался точно так же, как и до ареста, вел такой же образ жизни.
Борис Буряца был тесно завязан с «билетной мафией» Большого театра. Билеты скупались по госцене и перепродавались иностранцам по $200. Любовник Галины и его младший брат тусили в резиденции румынского посла, жена которого также была цыганкой. Жил он в кооперативной квартире, упакованной антиквариатом, в доме на улице Чехова, рядом с Театром кукол Образцова. Недалеко от этого дома он трижды был избит, причем ни разу с него не сняли платиновую ювелирку, то есть избиения были показательными. Сам он считал, что за нападениями стоит Юрий Чурбанов, которого раздражала связь его жены с абсолютно криминальным субъектом.