ПАМЯТИ КИРИЛЛА СКЛОБОВСКОГО
Борис Злотин
О Кирилле Афанасьевиче Склобовском
Я думаю, что из старшего поколения ТРИЗовцев три человека: Волюслав Владимирович Митрофанов, Александр Борисович Селюцкий и Кирилл Афанасьевич Склобовский – люди больше всех сделавшие для распространения ТРИЗ.
Я встретил Кирилла впервые на семинаре, который проводил вместе с Генрихом Сауловичем в Пензе. Группа была необычно большая, но Кирилл в ней очень ярко выделялся, как выделялся всегда и в любом окружении. Какое-то очень необычное сочетание "аристократической породы", глубочайшей, врожденной интеллигентности, огромных знаний и творческого потенциала... И постоянная активность на занятиях, оригинальное мышление, великолепное чувство юмора…
Из Пензы я ехал домой в Кишинев через Москву и оказался в московском поезде в одном купе с Кириллом. В купе набилось человек 10 участников семинара и как-то неожиданно возникло настоящее исследование на тему "выдающаяся творческая личность" – мы сравнивали Генриха Альтшуллера и "Зубра" – Тимофеева-Ресовского, о котором только что вышла книга Д.Гранина, и с которым Кирилл много лет прожил в соседних квартирах и очень дружил. Мы проговорили почти всю ночь, как-то незаметно перешли на "ты" и стали друзьями…
Через короткое время Кирилл прислал мне свою первую работу в ТРИЗ на очень необычную тему – анализ "серебряного века" российской поэзии. А я послал ему свою работу по анализу процессов в технических системах. Началась совместная работа – блестящий инженер-химик в процессах разбирался на голову лучше меня. Интересно, что хотя эту работу мы тогда до публикации так и не довели, но вернулись к ней много позже, когда вместе работали в Америке, и многое из нее вошло в наши программные продукты.
Потом мы часто встречались на ТРИЗовских семинарах, во время моих визитов в Москву, приездов Кирилла к нам в Кишинев. Судьбоносным для ТРИЗ оказался съезд в Петрозаводске в 1989 году, когда была создана Ассоциация ТРИЗ, а Кирилл Афанасьевич взял на себя самую трудную из задач – создание Журнала ТРИЗ. Нет в развитии науки более важного момента, чем создание своего печатного органа!
[На фотографии] Сидят (справа по кругу): В.Цуриков, А.Зусман, К.Склобовский, Б.Злотин, Ю.Зломанов, А.Гасанов. На фотографии, к сожалению, не видно принимавших активное участие в работе Л.Мунгалову и В.Ладошкина.
В 1991 году Кирилл приехал в Кишинев, мы вместе готовили специальный выпуск Журнала ТРИЗ о Кишиневской школе. Две недели тяжелой работы и искрометного веселья!
А в конце девяностых годов компания Ideation начала активное сотрудничество с нефтехимическим гигантом Амоко, и Кирилл приехал в Америку. Его знания, опыт и творческий потенциал оказались просто неоценимыми. Он внес огромный вклад во все 49 проектов, выполненных для Амоко, и многие другие, далеко не только химические, проекты для разных компаний. И в нашу научную работу, в разработки методик и софтвера, в подготовку учебных материалов. Но, наверное, самый большой вклад он внес в само становление нашей группы, формирование внутренней культуры, гашение конфликтов, которые нередко возникали из-за нелегкого существования в чужой стране и сумасшедшей рабочей перегрузки.
Даже когда Кирилл вернулся в Россию, наша совместная работа продолжалась. Мы ожидали, что увидим его в этом году. Горько думать, что это уже невозможно…