Найти в Дзене
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Как я чужие судьбы вершила

Одна из самых ценных штук в моей жизни - новые впечатления. Любой новый опыт, новое место, новое ощущение - пища для ума, для сердца, повод подумать, обсудить, написать на Дзен в конце концов. Сегодня у меня случилось первое посещение иммерсивного спектакля. Я много о таких спектаклях слышала, читала, но не получилось ни разу попасть. А тут звёзды сложились - и вот мы с мужем уже на спектакле "Отключи человека" в старинном особняке (1773 год!) в центре Москвы. Если коротко, то иммерсивный театр - это относительно новая форма театрального искусства, экспериментальная пока. В иммерсивных спектаклях зрители становятся участниками постановки. Их глубоко погружают в действие, и в какой-то момент зритель начинает действовать, зачастую от его действия зависит то, как будет развиваться сюжетная линия дальше. Идя на спектакль "Отключи человека", я думала, что отключить придётся человека в себе. Но нет. Зрители в спектакле всесильны, они становятся членами Сената людских душ и своим решением мог

Одна из самых ценных штук в моей жизни - новые впечатления. Любой новый опыт, новое место, новое ощущение - пища для ума, для сердца, повод подумать, обсудить, написать на Дзен в конце концов.

Сегодня у меня случилось первое посещение иммерсивного спектакля. Я много о таких спектаклях слышала, читала, но не получилось ни разу попасть. А тут звёзды сложились - и вот мы с мужем уже на спектакле "Отключи человека" в старинном особняке (1773 год!) в центре Москвы.

Если коротко, то иммерсивный театр - это относительно новая форма театрального искусства, экспериментальная пока. В иммерсивных спектаклях зрители становятся участниками постановки. Их глубоко погружают в действие, и в какой-то момент зритель начинает действовать, зачастую от его действия зависит то, как будет развиваться сюжетная линия дальше.

Идя на спектакль "Отключи человека", я думала, что отключить придётся человека в себе. Но нет. Зрители в спектакле всесильны, они становятся членами Сената людских душ и своим решением могут "отключить" в герое разум, эмоции или всего человека целиком.

Выглядит это так: перед тобой на сцене герой (актёр) рассказывает о тупиковой ситуации в своей жизни, о беде, которая с ним приключилась, и как бы намечает возможные пути решения своей проблемы. А зрители потом голосуют - пойти герою по одному пути или по другому. Пренебречь ему при принятии решения разумом или чувствами?

Перед голосованием проходят своеобразные дебаты, каждый из зрителей может аргументировать свою точку зрения. Средства голосования, да и весь антураж спектакля, очень лаконичные, но при этом концептуальные, ничего лишнего.

Зал малых страданий!:)
Зал малых страданий!:)

О проблемных ситуациях немного надо упомянуть. Ну, например, девушка забеременела от человека, с которым уже рассталась. У неё нет образования, работы, поддержки. И вот она решает: избавиться от ребёнка или нет? Сенаторы (то есть зрители) после небольшого обсуждения выносят решение, и далее героиня демонстрирует, что она выбрала тот путь, за который проголосовали зрители.

Это, конечно, весьма своеобразный театр: ты сидишь на стульчике у стенки и время от времени можешь спорить с человеком на соседнем стульчике. И тут самое интересное разворачивается не между зрителем и актёром, а между зрителем и зрителем. Взять ту же девушку. Все взрослые женщины в нашей аудитории высказались за то, что ребёнок, конечно же, должен родиться. Что женщина редко когда готова стать матерью, а тут у неё есть возможность выбраться из своего одиночества с помощью рождения самого близкого человека. Молодые девушки из зрителей настаивали на том, что ребёнок героине не нужен, она сама ещё ребёнок, он вырастет в нищете и ничего своему чаду не сможет дать. И одна из женщин возразила: "Если она родит ребёнка, то вариантов его и её жизни рядом с ним множество, если не родит - то вариантов нет".

Я к тому, что люди собрались с разным жизненным опытом, разными взглядами на жизнь. И понимаешь в итоге, что судьбу другого человека ты (хоть и понарошку) решаешь, исходя из своего личного опыта. А у героя (как и любого другого индивидуума) может быть совсем другой жизненный путь, другие взгляды и убеждения. У него может быть другое "хорошо" и другое "правильно".

Героиня рассказывает свою историю
Героиня рассказывает свою историю

Да и вообще, пришла мысль в самом конце спектакля, имеем ли мы право что-то решать за других? Имеем ли право определять, что для другого человека благо, а что нет? Не этим ли занимаются политики (и политиканы) во всём мире, разрушая мир ради идеального мира?

В ответ на эту мысль муж мой сказал: "Так у нас выбора не было. Если бы можно было не голосовать - я бы не голосовал. Но по условиям спектакля я должен был покинуть зал, если не хочу голосовать, а я не хотел покидать зал:)" Мы после спектакля с удовольствием прогулялись по вечерней Москве, обсуждали и немножко даже спорили.

Актеры спектакля на финальном поклоне
Актеры спектакля на финальном поклоне

Если коротко, то спектакль "Отключите человека" мне понравился. Это было необычно. И любопытно. И динамично ещё. За полтора часа зрители в роли сенаторов успели проголосовать и причинить добро целым 4 героям с их разными историями. Но, к слову, истории большинства героев не были мне близки, не отозвались. Ну, потому что, по условиям спектакля, на суд Сената людских душ попадают только люди в крайнем отчаянии, в тупике, в сложной жизненной ситуации. Остальные разбираются как-то сами:)

Особняк на Курской - это тема отдельного разговора. Сейчас здесь Дом культуры, всё такое очень давно не ремонтированное, обшарпанное, вытертые полы и хлипкие двери с табличками. Но в этом что-то есть такое... из детства:) И при этом комнаты особняка прекрасно представляешь в ту эпоху, когда здесь жили дворяне, давали балы, и по центральной лестнице гости поднимались в парадные залы. Очень атмосферное место само по себе.

Это я после спектакля села в кресло актёра в другом зале
Это я после спектакля села в кресло актёра в другом зале

В общем, рекомендую вам новые ощущения и впечатления.

Например, на иммерсивных спектаклях!:)