Название — не кликбэйт, это будет очень наглая статья с моим очень наглым и очень конкретным мнением на тему паучьей дилогии, которую почему-то сразу обозвали шедевром, просто не оставив ни шанса для людей, пришедших в культуру немного позже всех уже фанатеющих. Дальше, мне кажется, пошло по накатанной — нравится друзьям, значит, нравится мне. Я понимаю, что, вероятно, множество людей действительно осталось в восторге, но вот должен найтись человек, который пройдет сквозь двадцать вторую уловку и четвертую стену, встанет напротив и с самым непробиваемым лицом сообщит, что "вообще-то, не очень".
Приятно познакомиться, заходите. Для всех, кто уже готов возмущаться, — да, вот она я, помечаю себя красным знаком прицела и, собственно, остаюсь на месте. Ату ее, ату, и не стесняйтесь.
Я хотела полюбить этот фильм. Я не_приходила в кинотеатр с целью найти в нем изъяны, как-то выделиться из толпы своим несогласием, к чему-то придраться, типа, — ага, вот он ты, один единственный недостаток на всю картину, теперь смело можно писать разгромный обзор! Нет. Как любому кинолюбителю, мне хочется находить свежие решения и идеи, хочется замирать от восторга, вглядываться, вовлекаться. Смотреть, как очередная картина нащупывает очередные рамки и так удивительно лишает их смысла, что нельзя остаться к ней равнодушным.
И, судя по трейлеру первой части, нас ждало что-то ошеломительное, — что-то, что должно было с разбегу влететь к нам в головы, добраться до мысли "пфф, это просто мультик" и смачно так ей втащить. Я не знала, что меня ждет и не особо хотелось загадывать, но фильму просто судьба была меня покорить.
В итоге, да, я вообще не поняла, что только что посмотрела. И что, вот за этим сюда все пришли? Это я упускаю что-то существенное или же все вокруг? Почему?
Потому что задачи, стоявшие перед Создателями, видно даже через экран: фильм должен вызвать ностальгию по тому, что мы уже любим и по тому, чего мы еще даже не знаем. Должен передать красочность, яркость, какую-то летучую искру, должен освежить шутки, переиграть заезженные идеи, дерзнуть везде, где картины привыкли казаться стерильными. Он должен вызвать интерес молодежи, включив в себя мелочи, которые будут понятны только подросткам. Должен стать стильным, модным, немного наглым, показать современный юмор, неглупых персонажей и крепкий сюжет, который, по большей части, будет построен на визуальных образах.
И Создатели действительно взяли крутую цель, взяли грамотную команду и принцип "показывай, а не рассказывай", но, по иронии, показали нам то, о чем можно было просто сказать.
Так, к чему именно эта рецензия?
Ладно, давайте в последний раз.
Майлзу не нравится в новой помпезной школе, у него есть отец-полицейский, который хочет, но не умеет общаться с ним по-человечески, и есть дядя, который в глазах Майлза куда ближе к отцовской фигуре, и с которым у них налажены отношения. У Майлза нет четко выделенных друзей или четко выделенных задач по жизни, и изначально нам показывают именно этого "самого обычного ученика средней школы, который неожиданно".. Ну, наш старый знакомый. Затем, — паук, непонятные изменения в теле, крутая девчонка ненавидит тебя, потому что ты уничтожил ее прическу, комиксы всегда были правдой, а еще лучше бы это был пубертат, потому что он хотя бы для тебя не смертелен. Майлза тянет туда, куда после таких трансформаций тянет всех порядочных главных героев, — в самое пекло, — и там смерть потенциального наставника, зов к приключениям, фигура будущего злодея и, тут же, угроза для жизни, окей. Майлз не хочет, не умеет, не может, — хотя и пытается, — а затем из ниоткуда влетает Питер-на-минималках, и, конечно, сначала они немного бодаются характерами, — ну, чтобы совсем по канонам, — а затем сюжет разворачивает свои жернова уже в полную мощность.
То есть, он должен был.
Потому что начинаются странности. По идее, чего мы ждем дальше: основное внимание уделено взаимоотношениям Паркера и Моралеса, через которые они смогут утрясти проблемы в обоих мирах, освоить паучьи силы, вынести необходимые жизненные уроки, спасти вселенные и подарить нам просто хороший мультфильм. Питер ловит второе дыхание, чтобы стать ответственным мужем и принять изменения в собственном будущем, Майлз учится принимать отца и выстраивать с ним качественный диалог, оба воспитывают в Майлзе образцового героя с приятной изюминкой, где-то на фоне Гвен Стейси очаровывает нас своей крутостью, создавая задел на сиквел, и в финальной битве тройка сходятся с боссом, которому ранее никто не мог противостоять. Герои ломают какую-нибудь не очень придирчивую систему, расстаются друзьями под трогательный саундтрек, чтобы каждый, уже по отдельности, решил проблемы своего мира с помощью приобретенного опыта.
И что мешает этой красоте пройти гладко? Еще три дополнительных персонажа, которые, появившись почти в середине мультфильма, лишают картинку фокуса. Они просто не нужны здесь в таком количестве, они не несут никакой смысловой нагрузки, перетягивают сюжетное полотно, отвлекают на себя в те моменты, когда мы должны быть сосредоточены на главных героях.
Возьмем две сцены:
1. Первое появление компании в убежище почившего Паркера. Наши приходят туда починить губер (и нам ясно дают понять, что тете Мэй это абсолютно по силам), но натыкаются на ворох историй и шуток, которые, сжирая хронометраж, ничего не дают взамен. Когда ребята знакомятся с Майлзом, они кажутся милыми, и, когда он говорит о своей причастности, они, вроде, верят ему. И тут вдруг, без перехода, начинается тотальное уничтожение Майлза как будущего героя, — просто некомфортно смотреть, как куча людей, которые не знают его, и которые сами были на его месте, заваливают его неподходящими вопросами и предвзятыми требованиями, и так давят все вместе, что Майлз буквально валится на пол. Причем, они не дают советы и не говорят ничего дельного, — по мнению Свин-Паука, Майлз должен летать по воздуху, а по мнению Пенни — разбираться в робототехнике.
Нам могли показать, что у каждого из ребят есть сильная сторона, и они готовы ей поделиться, но вместо этого они буллят парня, который без пяти минут новый Спайдер и просто не знает, как всё устроено. Из-за этого вся команда кажется попросту неприятной. И что, нам вот с ними проводить оставшиеся полфильма? А как же обучение, тренировки — неужели нельзя было потратить это время на что-то получше?
2. Сцена после смерти Аарона, когда команда приходит навестить Майлза в его комнате. Этот момент очень личный, Майлз теряет не просто дядю, а близкого друга, он не может обратиться к родителям, и его приходят поддержать люди, которые тоже через это прошли. Но. Нам успели показать какое-то сближение между Майлзом и Гвен Стейси, — хотя они говорили совсем немного, было видно, что им приятно общество друг друга, и они понимают те трудности, с которыми каждый столкнулся. Также, нам стал близок Питер, — он общается с Майлзом абсолютно на равных, обеспечивая поддержку, в его действиях и словах видна эмпатия, симпатия, и роль отцовской фигуры, которую он так избегал, теперь ему действительно впору. К этим двоим мы эмоционально привязаны, нам дали провести с ними время, дали узнать о них, мы верим, что тут есть химия и есть связь. Если оставить в кадре только Майлза, Гвен и Питера, сцена становится более семейной, более личной, мы чувствуем, как тяжело дается каждое из принятых ими решений, и погружаемся в нужную атмосферу.
Но когда куча народа, с которым нас ничего не связывает, для галочки получает по реплике и для галочки попадает в такую сцену, это моментально убивает всю атмосферу. Я не хочу ничего от них слышать, я не хочу, чтобы мы отвлекались на них, я хочу выпнуть их куда-нибудь за пределы этой квартиры (а лучше, за пределы конкретного фильма), потому что они мешают. Про то, что всю драму надо разбавить шутками-прятками от соседа, я просто молчу.
Зачем в истории нужен Нуар-паук? Какую ключевую роль он сыграл? В чем была его задача, как персонажа? Он справился с ней? И те же вопросы к Свин-Пауку, и даже к Пенни Паркер, — кроме прикольных дизайнов и капли визуального юмора, эти ребята не дали нам ничего. Более того, они отняли шарм и очарование у тех сцен, которые могли получиться достойными.
Да, это спайдер-вёрс, паутина вселенных. Но само появление Гвен и Питера уже говорит нам об идеи мультивселенных. Для чего тогда эти трое?
Понимаете, есть сторителлинг. Нам нужно вывести связную историю от начала и до конца, — это как нарисовать картину. Вдумчивый автор направляет взгляд зрителя с помощью самых разных приемов, где-то насыщает работу действиями, где-то дает глазам отдохнуть. Делает акценты ровно настолько яркими, чтобы они не перегрузили нас, а дали почувствовать основу картины, понять, на что именно мы с вами смотрим. Персонажи должны двигать сюжет, выстраивать отношения со зрителем и друг с другом, элементы повествования должны быть взаимосвязаны, к насыщенно эмоциональным моментам нас должны грамотно подготовить и позволить нам задержаться в них.
По аналогии, чье именно полотно будет считывать легче: Альберто Миелго или Такаши Мураками?
Вы скажите: блин, они оба крутые. Конечно. Но для разных задач нужны разные принципы.
Данная статья разбита на две части для облегчения восприятия.
2 часть: https://dzen.ru/media/id/5b5a0ea4e558a700a948087c/chelovekseredniak-ia-ne-dogovorila-6547d2fcc6ff14364716effe