Найти тему
Ариософия сегодня

Похищение премии

Мы уже писали здесь о книге тульского писателя Михаила Остроухова «Похищение Елены».

https://dzen.ru/media/id/5c922bb709599b00b2d96f62/o-knige-mihaila-ostrouhova-pohiscenie-eleny-611a2f207e37175eb618aa47

Книга как книга. Почитать можно здесь:

Читать книгу «Похищение Елены» онлайн полностью📖 — Михаила Остроухова — MyBook.

С приключениями героев познакомиться. Но помимо приключений героев бывают еще и приключения самих книг. Тоже интересные. Решил я за приключениями «Похищения Елены» проследить. А как это сделать? А очень просто. На единицу литературной продукции у нас от ста до ста пятидесяти литературных премий. В такой-то невод да чтоб не попалась рыбка?

Тут, конечно, вы головами закиваете. «Понятно, понятно. Михаил — писатель тульский, а там премия «Ясная Поляна». Не минует награда героя!» Э нет. Чересчур линейно мыслите. Ясная Поляна, действительно, под Тулой, но это премия общероссийская. А общероссийские писатели далеко не все еще в Израиль съехали. Да и Хамас там творить мешает. А в России не только вечера упоительны, но и срубить на «Ясной Поляне» три лимона можно. Сараюшку на даче поправить... винтажный «Запорожец» починить... в общем, есть за чем постоять в очереди. А в очередь надо еще уметь встать — и это умение во многом наследственное. «Остроуховых», как говорится, «просим не беспокоиться!»

Потому не стал я на эту «Ясную поляну» париться, а сразу реалистичный сектор выделил. Не просто реалистичный — железобетонный. Учредило правительство Тульской области небольшую, но симпатичную областную литературную премию имени Л.Н. Толстого. 15 000 рэ. На сараюшку не хватит. А в кафешке с друзьями посидеть можно. Да и «Эл Эн Толстой» звучит солидно. Если что и пришибить можно.

https://culture.tularegion.ru/upload/iblock/69b/69bae463592f75370916338443953a15.pdf

Совершенно очевидно мне было, что от областной премии «Похищение Елены» никак не увильнет. Литературную ситуацию в Тульской губернии я неплохо знаю. Знаю очевидное — никаких литературных проявлений масштаба «Похищения Елены» там просто нет. Не нравится вам «масштаб»? Хор. Уровня тех же претензий. Или хотя бы тупо того же объема. Ну не кипит Серебряный век в Туле — что поделаешь? И вот я с лукавой улыбкой поглядываю на кастрюльку, где закипает эта самая премия, приподнимаю крышечку и... не понял. Протокол заседания комиссии по премии.

https://culture.tularegion.ru/upload/iblock/ffa/6b1apzbnc3x8yen4h9eaji390x7g2ew8.pdf

Присутствовали Рыбкина Т.В., Куканова И.А., Удочкин Б.У... нет, вру, Удочкин не присутствовал, но душой несомненно был с ними. Заслушали информацию о предоставлении 6 заявок, но заявку Дубинского М.С. «рассматривать не стали ввиду его кончины». Это примерно как логика Гекльбери Финна, не считавшего нужным читать книги умерших людей because they were no use to anybody being gone. Но знаете как бывает в приятном предвкушении? На некоторые странности не хочется обращать внимания. Вперед — к лакомому! Вот оно, лакомое, вот... «Похищение Елены» в номинации «проза»... тут же рядом какая-то Васильева В.В. под названием «Сахар»... не знаю такую... опа! Вот те на... «Решили присудить Васильевой В.В.».

.............................................................................................................................

Тут я рассердился. На себя, естественно. Возомнил о себе, что владею литературной ситуацией в Тульской области, а ярко талантливую Васильеву В.В. — прохлопал. Коли она «Похищение Елены» побила, значит, точно — талант недюжинный. Ну что ж, в утешение побалую себя отличной прозой. И название-то какое заманчивое у ее произведения: «Сахар». Сразу представился роскошный тантрический роман про сахар богини Кали. Экзотические приключения... пряная любовная линия... чесслово, ну никаких других ассоциаций у меня со словом «сахар» не возникло. Открываю, читаю

Сахар. Опыты сладкой жизни — Журнальный зал

«Ночью захотел пить, хлопал дверью туалета»... гм... «все встало на свои места. Сахар — тридцать шесть. При норме не больше пяти с половиной». «Стошнило, а пакетов не было, и они использовали, что могли — пару бахил». «Все записывайте. Каша — сколько съел грамм, гарнир тоже записывайте. Бананы даете? Много не давайте, одна хлебная — это полбананана. Вон у вас яблоко на тумбочке, там минимум три хлебных, поосторожней с фруктами. У вас в распечатках вся информация есть». «Начинать приходилось с элементарных подсчетов. На завтрак три хлебных. Шесть ложек каши без горки? Нет, лучше четыре ложки и один кусок черного хлеба. Хлеб можно намазать маслом или положить на него кусок колбасы. Чай без сахара». «Высокие сахара убивают сосуды, низкие сахара убивают мозг. С высокими сахарами ребенок будет испытывать головную боль, сильный голод, тошноту и может стать раздражительным злым, агрессивным (попробуй обьяснить учителям, что он не такой на самом деле); с низкими сахарами — опять же будет испытывать неуправляемый голод, начнет болеть голова, станет выглядеть сонным, будет похож на пьяного или еще что похуже, может заплакать, потерять сознание и впасть в кому. Насколько окружающие люди способны понять, что шатающийся ребенок не пьян, а болен? Вызовут ли они «скорую помощь»? Да вызовут ли хотя бы полицию или будут «воспитывать» своими силами? Кстати, агрессия при гипогликемии тоже не исключена. И когда кто-то из окружающих догадается засунуть ему в рот кусок сахара?» Ну и так далее. Где-то примерно страниц тридцать. Вы уже несомненно поняли, что речь в произведении с заманчивым названием «Сахар» идет о больных диабетом. Вернее, о «произведении» тут говорить нельзя — скорее это условно «литературная» обработка тематического чата. Достоинства? Одно несомненно: я не нашел в тексте призывов к самолечению. Есть даже критика шарлатанов, предлагающих всякие «чудодейственные средства». Похвально. А есть ли вопросы к тексту? Один есть, и вы, наверно, уже догадались, какой. При чем здесь литература? И вообще — кому все это нужно? Участники чатов изливают друг другу свои проблемы и, наверно, находят в этом какое-то утешение. Но полезной информации в этом никакой нет, и все равно все будут решать специалисты. В. В. Васильевой правильней было бы сократить свой текст до одной абсолютно корректной фразы — «обратитесь к специалисту». Но наверно это было бы недостаточно для получения премии имени Л.Н. Толстого? А того, что предъявлено — достаточно? Всевозможных чатов очень и очень много... как унитаз заменить... тоже, между прочим, еще та проблема... в принципе, любое сообщество имеет полное право награждать премиями «самых активных участников», пятнадцать тысяч, если в складчину, — смешные деньги, но все становится не так смешно, когда речь идет об областном бюджете и о литературной премии.

Вернемся к «Похищению Елены». Мы написали про эту книгу такие слова: «направление — магический реализм». Это будет очевидно любому, кто ее откроет. Стал ли Михаил Остроухов уже классиком магического реализма? Может, и не стал пока. Но вектор очевиден. Магический реализм — литературное направление. Это по форме.

А вот что мы написали по содержанию. «Есть претензия на развитие базовой темы арийской эпической традиции». (Подробности по ссылке). Опять же, ставить Михаила в один ряд с Гомером и Вальмики может быть пока рановато. Но сама по себе претензия на продолжение эпической традиции есть чисто литературная задача.

И когда на литературную премию претендуют два или более произведений, имеющих литературные же задачи, понять, кто прав и кого обошли, не всегда бывает возможно с объективной строгостью. У членов комиссии могут быть свои пристрастия — кому-то, например, не близок магический реализм, а больше нравится, когда «в избе раздается густой мужской храп». Даже, когда премии берет откровенная графомания вроде Гузели Яхиной, мне на это нечего возразить, поскольку тексты Яхиной имеют ярко выраженную русофобскую направленность, а русофобия может входить в число литературных задач. В «Братьях Карамазовых» есть полонофобские главы — мы же не перестаем из-за этого считать «Братьев Карамазовых» литературой. Если в комиссии сидят русофобы, они, естественно, скинут бабки русофобскому тексту, пусть и корявенько написанному. Тут нет коррупционной составляющей. Есть — скажем так, слегка высокопарно — идейный момент.

Но совсем другую картину наблюдаем, когда литературную премию берет текст, литературных задач не имеющий. Жалоба на председателя кооператива, например, или убедительная просьба не испражняться в лифте. Тут даже чистые листы бумаги были бы предпочтительней. Мало ли — может, на этих листах собирались что-то вдохновенное написать. А когда уже написано — четко и ясно: «пакеты с мусором у мусоропровода не складывайте, имейте совесть!», невозможно становится скрыть отсутствие собственно художественных устремлений. А когда текст такого рода получает литературную премию, невозможно становится скрыть и кое-что другое. «Нецелевое использование бюджетных средств, статья 306.4 БК РФ» — как вам такой поворот сюжета? Похищение... хищение... какие-то такие слова крутятся... такая игра смыслов... значит, все-таки что-то есть в этом магическом реализме?