Пол Уэллер – музыкант из Британии, отличающийся бескомпромиссностью в творчестве и личных суждениях. Его звезда зажглась в середине 70-хгг. В самый расцвет панка. Тогда он еще был совсем мальчишкой. Но уже в те годы он заявил о себе как о «сердитом» и серьезном юноше. К сожалению, в России он не так широко известен, как в родной Англии. Моя задача – напомнить о таком музыканте-самородке, который , в том числе, является виновником и вдохновителем целой плеяды групп Брит-попа.
Родился наш герой в конце 50-х в самой обычной рабочей семье. Его отец был мойщиком окон и подрабатывал таксистом. Мать Пола была уборщицей. Видимо, пролетарское происхождение сыграло немалую роль в формировании убеждений музыканта – он всегда себя называл социалистом. Музыкой наш герой интересовался с детства, тем более, что его нежный возраст пришелся на расцвет рока в 60-е.. Но из целой плеяды рокеров-«шестидесятников» Пол в качестве ориентира выбрал группы мод-направления: это в первую очередь The Who, это также The Kinks и The Small Faces. Помимо прочего, Уэллер всегда интересовался джазом, музыкой соул, что проявится в его дальнейшем творчестве. В начале семидесятых начались первые попытки сколотить группу, которые затем выльются в коллектив The Jam. Коллектив этот можно отнести к движению панка. Как известно, панки ненавидели поп-музыку 60-х, а любить The Beatles было просто моветоном в панк-тусовке. И здесь Пол Уэллер заметно выделялся с товарищами по группе, ибо группа The Jam была под большим влиянием ритм-н-блюза, музыки 60-х. The Jam были новыми The Who. Как и последние, коллектив Пола Уэллера относил себя к модам – субкультуре, давно сошедшей к тому времени на нет. В плане музыки группа представляла смесь ритм-н-блюза, рока 60-х, а также панковских риффов. Пол в группе был вокалистом, гитаристом и автором песен. Кроме Пола в группе были: Рик Бакли на барабанах и Брюс Фокстон на бас-гитаре. В своих текстах Уэллер поднимал такие темы, как безработица, проблема рабочего класса, уличный беспредел скинхедов и др. Социальная тематика всегда превалировала в творчестве Уэллера. Однажды у Пола была разборка в темном переходе с Сидом Вишесом из Pistols по поводу того, что «пистолеты» украли рифф из песни The Jam под названием In the City. Кстати, эта песня про полицейские столкновения. Песня Down in the Tube Station At Midnight посвящена беспределу скинхедов. Вообще, у коллектива практически все песни были так или иначе злободневными.
У группы было 6 полноформатных альбомов: In the City (1977), This Is the Modern World (1977), All Mod Cons (1978), Setting Sons (1979), Sound Affects (1980) и The Gift (1982). Записывалась команда на лейбле Polydor.
У группы были как успехи, так и неудачи. Безусловно, они бросались в глаза своей бескомпромиссностью и смелыми текстами, а также бодрыми и заводными мотивами. С другой - группа порой сталкивалась с различными группировками, что вмешивало местную полицию. У Уэллера в годы The Jam были также проблемы с алкоголем. Плюс группа так и не смогла добиться успеха за океаном.
В совокупности, группа просуществовала до начала 80-х, когда Уэллер распустил коллектив. Тут начинается вторая глава Пола Уэллера.
После распада первой группы, Пол собрал другую группу под названием The Style Councill. И тут то открывается другой Уэллер , обращающийся к джазу и соулу. Эта группа менее роковая, чем предыдущая. Творчество «стиляг» это такой сплав поп и рок-музыки, джазовых мотивов, соула и блюза. Но даже здесь такие треки группы, как walls come tumbling down, наполнены социальным посылом и призывом к гражданской активности. А синти-поп Long Hot Summer соседствует с джаз-инстриументалом Blue Café и Dropping Bombs in the WhiteHouse. Но об этом я расскажу в скором времени. Продолжение следует..