Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Российский бизнес продолжает активно осваивать рынок Узбекистана. При этом интересно, что партнерство выстраивается не только в традиционных для сотрудничества отраслях, например, нефтегазовой или химической, но и в сфере общепита. Только за последние полгода о своих планах по развитию сетей в Узбекистане сообщили ведущие российские рестораторы и компании.
Так, например, настоящий фурор вызвало открытие в Ташкенте первого в Центральной Азии Food Mall. За этим проектом стоит известный московский ресторатор Максим Волков. Здесь, на двух тысячах квадратных метров, собрано 18 абсолютно разных концепций кухонь, среди которых русская, итальянская, китайская, индийская, японская, а также фастфуды, суши-бары и многое другое. Проект рассчитан на широкую аудиторию независимо от статуса, возраста и вкусов. По словам самого Волкова, популярность у проекта была такой большой, что в первые 20 дней сюда пришло около 50-60 тысяч человек, хотя планировалось около 15 тысяч.
Еще один известный российский ресторатор Аркадий Новиков, на счету у которого более 100 успешных проектов, в 2022 году стал своего рода первопроходцем для российского общепита в Узбекистане, открыв ресторан-лавку "Сыроварня". Концепция ресторана едина по всему миру: это семейный ресторан с итальянской и деревенско-русской кухней. При этом дизайн у всех ресторанов один. Еще один важный момент: "Сыроварня" стала первым и до сих пор единственным рестораном в Узбекистане, на территории которого расположен цех полного цикла по производству сыра.
При этом россияне пытаются пробовать себя в разных гастросегментах. Так, уральская сеть ресторанов Chicko намерена вывести на узбекский рынок по франшизе кафе для любителей корейского стритфуда и k-pop. Первая точка появится в Ташкенте в ближайшие месяцы. При этом наш город станет единственной иностранной точкой присутствия, все остальные кафе расположены в российских регионах.
Однако безоговорочным лидером по объемам стала российская "Додо Пицца". На данный момент в Ташкенте уже открыто восемь точек этого бренда, а в планах – еще девять до конца 2023 года. Кроме того, компания активно присматривается к регионам, намереваясь в будущем году открыть пиццерии в Самарканде, Бухаре и других городах страны.
Не стоит забывать и о таком крупном игроке, как холдинг Tigris Group, который также нацелился на узбекский рынок. Глава холдинга Хенрик Винтер заявил, что в Узбекистане появятся четыре бренда – "Бар BQ", "Остериа Марио", "Швили" и Zest. Еще один потенциальный игрок – сеть "Рыба и мясо", основатель которой Сергей Миронов также заявлял об интересе к Узбекистану.
"Активизация российских рестораторов на узбекском рынке обуславливается тем, что в нашей стране создаются все условия для развития этого сегмента бизнеса. Есть определенные льготы, можно получить кредиты, в целом индустрия активно развивается. Кроме того, этому способствовали события на Украине, поэтому многие крупные игроки выбрали для продолжения своей экспансии Ташкент, ведь именно здесь сконцентрированы все необходимые для этого возможности", – отметил независимый международный эксперт, политолог Бахтиёр Алимджанов.
Здесь стоит добавить, что ресторанный рынок Узбекистана сегодня находится только на стадии становления. Поэтому в стране еще есть место, где могут развернуться российские рестораторы, тем более что они обладают более продвинутым уровнем сервиса и компетенциями в бизнесе. Кроме того, на руку игрокам из России также играют схожесть культур и значительная доля русскоговорящего населения.
При этом, по словам Алимджанова, российским рестораторам стоит поторопиться, так как скорость развития рынка, набранная в последние годы, скоро будет замедляться. Поэтому важно выбрать ключевые сегменты для масштабирования бизнеса.
"У нас очень узкий рынок. Средний сегмент общепита, дешевые кафе, общепит на доставку – все это продолжит свое развитие. Однако крупные и дорогие элитные рестораны развивать дальше будет очень сложно", – подчеркнул собеседник.
Эксперт также считает, что российский бизнес в целом готов значительно увеличить инвестиции в узбекскую экономику. К этому его может подтолкнуть полноценное вступление Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
"Вступление в ЕАЭС поможет Узбекистану привлечь иностранные вложения, в первую очередь, это будут российские, казахстанские и, возможно, белорусские. Скорее всего, также будут увеличены инвестиции из Китая. Вступление в организацию позволит устранить ряд барьеров, в результате движение капитала в рамках ЕАЭС будет происходить легче и быстрее. Это ускорит их освоение и будет способствовать быстрому развитию экономики. Кроме того, это простимулирует рост экспорта и снижение стоимости импортируемой продукции за счет снятия таможенных пошлин, удешевления транспортных расходов и снижения тарифов", – подчеркнул Алимджанов.
Таким образом, добавил он, вступление в ЕАЭС – это несомненный плюс для развития экспортного потенциала и обеспечения населения дешевыми товарами, так как основными поставщиками продукции в нашу страну являются Россия и Казахстан, входящие в эту организацию. Все это в конечном итоге станет хорошим стимулом для серьезного рывка экономики.
"Также важно понимать, что вступление в ЕАЭС гарантирует продовольственную безопасность. А еще Узбекистану откроется рынок для экспорта инвестиций. То есть мы сможем не только привлекать средства, но и вкладывать их в другие страны на выгодных условиях. Также нужно учитывать, что у нас до сих пор есть дисбаланс импорта и экспорта, а вступление в организацию поможет наращивать объемы поставок продукции, создавать совместные предприятия в сельском хозяйстве и промышленности", – сказал он.
По мнению эксперта, в современном мире ни одна страна не может развиваться самостоятельно, без иностранных инвестиций и развития международных отношений.
"На первом месте в развитии международных отношений должны быть экономические интересы. Но, к сожалению, сейчас все политизируется. Мне кажется, не нужно политизировать ЕАЭС, говорить об экономической зависимости. Нам важно извлекать выгоду из этой организации для своей страны", – подчеркнул он.