Найти тему

Обломов: фильм и книга

Роман Гончарова – один из самых любимых. Некоторые его эпизоды – пререкания героя с Захаром, например, -  могу перечитывать бесконечно и если не смеяться, то улыбаться точно. И в школьное время, и в вузовское не относилась к Обломову как сибариту, «паразитирующему на народных страданиях» (кажется, так характеризовало героя советское литературоведение). Мне Илья Ильич всегда был мил своей наивностью, а его безволие и бесхарактерность удивительным образом никогда не раздражали.

Фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова» 1979 года тоже хорош. Не люблю экранизацию классики в принципе, что «старую», что «новую», разве что «Собачье сердце» и «Несколько дней из жизни Обломова» безусловно нравятся.

На днях закончила с десятым классом изучение романа Гончарова, показала фильм и очередной раз убедилась: спустя 45 лет экранизация воспринимается на должном уровне. Конечно, она - не замена книги, но смотреть постановку можно и нужно. Почему?

Во-первых, образы Обломова и Штольца воплощены Олегом Табаковым и Юрием Богатыревым просто отлично. Вальяжность и симпатичная полнота первого противопоставлены энергичности и искрометности второго. Когда оба актера появляются в кадре, веришь, что их связывают добрые отношения, заложенные в детстве.

Не менее удачным оказалось воплощение Захара Андреем Поповым. Чуть хрипловатый голос с наглыми интонациями, шаркающая походка, неопрятный вид – все именно так, как представляешь себе, пока читаешь роман.

Профессиональная актерская игра оживила книжных героев, сделала их узнаваемыми.

Во-вторых, фильм помогает представить обстановку девятнадцатого века, его условности, традиции.

В-третьих, фильм словно расширяет границы романа, несмотря на то что многое из самой книги экранизировано не было. Например, Михалков больше внимания уделяет образу матери. Не конкретной матери Обломова или Штольца – образу в целом. Достаточно вспомнить практически кольцевую композицию: в начале маленький Илюша, в конце – Андрюша бегут по двору поместья с пронзительно-радостным криком «Маменька приехала!»

Очень нравится эпизод фильма, отсутствующий в книге, - герои втроем катаются в пролетке. Веселая сцена, красивые кадры, но за кажущейся простотой сюжета скрыта важная мысль, ее не надо додумывать, как при чтении, потому что зритель все ВИДИТ сам.

Вот Штольц садится за вожжи, а влюбленные Обломов и Ольга – сзади. Но Ильинская вскоре просит поводья, она сама хочет править лошадьми. И уже Штольц и Ольга рядом, ВМЕСТЕ. Они не влюблены, но так похожи: веселы, задорны, красивы, успешны, в отличие от нелепого, нескладного Обломова, который сзади неловко взмахивает руками, и наверняка чувствует себя ЛИШНИМ, ненужным.

Фильм, по-моему, вообще быстрее срывает маску с влюбленной Ильинской. (Вопрос, который волнует не одно поколение читателей: любила ли Ольга Обломова или он все-таки для нее материал, возможность проверить свои силы, применить свои педагогические навыки?)

Создатели фильма сознательно исключили Агафью Матвеевну из сюжета, сделали ее образ как бы внесценическим персонажем. С одной стороны, это вызывает, мягко говоря, недоумение: Пшеницына – важная фигура в жизни Ильи Ильича, ее влияние на героя переоценить нельзя (чего стоит тот факт, например, что именно Агафья Матвеевна извлекла из недр гардероба незабвенный халат Обломова, что и стало началом конца). С другой – выведение ее ЗА экранное пространство превращает ее образ в настоящую мечту, идеал. Как там Штольц иронично охарактеризовал эту мечту? «Обломовской утопией»? Однако сам Обломов - «идеалом утраченного рая». А если она – воплощенный идеал, как она должна выглядеть? Конечно, Гончаров рисует ее портрет, но видим мы ее глазами Обломова, отмечая ямочки на локтях. «Как у вас хороши руки, – вдруг сказал Обломов, – можно хоть сейчас нарисовать...»
Актриса, даже самая хорошая, самая красивая, сделает образ приземленным – воплощенным. Не поэтому ли и выведена Агафья Матвеевна ЗА КАДР?

«Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова» не ВМЕСТО книги, а ВМЕСТЕ с книгой. Фильм и книга не конкуренты и не соперники – они полноценные партнеры (есть в Закрытом банке Итогового сочинения подобная тема)