Найти в Дзене
Самариана

Авторы и персонажи

Самару, как и другие эпические города, населяют миллионы людей. Миллион «с хвостиком» живёт сейчас, а остальные обитали здесь раньше и присутствуют в невидимом нам измерении. Кроме того, здесь же, в нашем городе, гнездятся сотни существ вообще никогда не существовавших, вымышленных.
А некоторые из тех, что были «раньше» или вообще не были, имеют вполне материальное воплощение. В виде памятников, скульптур, разных бюстов и барельефов.
Совсем необязательно, что в реальной жизни они выглядели такими, какими их скульптор придумал, а заказчик оплатил… Автор: Самарские окаменелости и «обронзовелости» — это целый мир: их мир и наш мир. Живём-то рядом, Юрий Петрович.
Ю.П: Мне, как старому зануде, тут же хочется «навести порядок»: как мы их будем классифицировать, систематизировать. Атрибутировать, кажется, есть такой термин у искусствоведов.
Вот в интернете эта трёхмерная «наглядность» разложена так: мемориалы, памятники, монументы, скульптурные украшения зданий, мемориальные доски, ну и что-т

Самару, как и другие эпические города, населяют миллионы людей. Миллион «с хвостиком» живёт сейчас, а остальные обитали здесь раньше и присутствуют в невидимом нам измерении. Кроме того, здесь же, в нашем городе, гнездятся сотни существ вообще никогда не существовавших, вымышленных.
А некоторые из тех, что были «раньше» или вообще не были, имеют вполне материальное воплощение. В виде памятников, скульптур, разных бюстов и барельефов.
Совсем необязательно, что в реальной жизни они выглядели такими, какими их скульптор придумал, а заказчик оплатил…

Автор: Самарские окаменелости и «обронзовелости» — это целый мир: их мир и наш мир. Живём-то рядом, Юрий Петрович.
Ю.П: Мне, как старому зануде, тут же хочется «навести порядок»: как мы их будем классифицировать, систематизировать. Атрибутировать, кажется, есть такой термин у искусствоведов.
Вот в интернете эта трёхмерная «наглядность» разложена так: мемориалы, памятники, монументы, скульптурные украшения зданий, мемориальные доски, ну и что-то ещё, — какие-нибудь «арт-модели».
Автор: И как это всё вписано в великую категорию «время»?
Ю.П: Плохо вписано. Уже без интернета скажу, что в нашем городе из дореволюционных памятников не осталось почти ничего. Товарищи большевики всё «зачистили».
Детишки в фонтане у входа в Струковский сад и то восстановленные по старым рисункам и фото. И козёл там же из грота надолго «убегал»…

Автор: Почему так?
Ю.П
: Видишь ли, коллега, «памятник» от слова «память». И если кто-то хочет у людей эту память убить, то начинает именно с памятников. С названий.
Про «иконоборцев» в Византии, погубивших великую империю, рассказывать не буду… Сам прочтёшь. Про то, что вытворяли сторонники «всепобеждающего учения» в прошлом веке в нашей стране, ты тоже что-то знаешь…
Есть особо гнусная форма культурно-политического вандализма. Это когда на место свергнутого памятника, который несмотря на любые заслуги и художественные достоинства не устраивает тех, кто «правит бал», водружают своего «вождя». Пусть «халтура», пусть на чужом пьедестале — «как седло на корове», зато «идейно выдержан». Это не просто вандализм, это извращение какое-то. Типа: «убил и съел».
У нас в эпической Самаре на одной из старейших и центральных площадей мы это извращение имеем.

Автор: Ну, зачем так мрачно начинать прогулку… Давайте с чего-то жизнеутверждающего.
Ю.П
: Ты прав. Чтобы и глаз, и душа, и разум не столько отдыхали, сколько радовались.
Вот интересное и мощное явление последних 10 лет. Ты меня знаешь, я «правду-матку» резать люблю и умею. Но тут… Хочется кой-кого из «власть имущих» похвалить. Насколько я понимаю, им и безымянной когорте самарских интеллигентов удалось открыть новую эпоху в истории памятников и мемориалов нашего города. Истуканы по-прежнему на местах. И это тоже поучительно, — мы не вандалы.
Но тот длинный список, с которым скульптурная Самара вошла в XXI век… Он очень человечен.

Автор: Что вы всё намеками да намеками. Сами хвастались про «правду-матку». Давайте имена, названия, значения.
Ю.П
: Народная молва связывает новую эпоху в самарской монументалистике с именами губернатора, а до того — мэра Самары — Д.И. Азарова и депутата Гос. Думы А.Е. Хинштейна.
На их «счету» уже больше 20 памятников и монументов. Мемориальных досок — не счесть.
Жизнерадостность желаете? Вот вам памятник Буратино на ул. Фрунзе, возле усадьбы Алексея Толстого.

-5

Памятник «деревянному мальчишке», плутишке и врунишке очень удался.
У него в правой руке золотой ключик в страну счастья, а рядом с ним азбука — источник знаний. Намёк понятен?
Вообще-то, «Приключения Буратино» очень мудрая книга. Смыслов в ней во много раз больше, чем в дальнем сюжетном родственнике — Пиноккио. Что такое был кукольный театр Карабаса Барабаса в Стране Дураков? Книгу Толстой написал в 1935-36 году… Что и кого имел в виду автор? Ну, конечно же, «борьбу трудящихся» в «буржуазном обществе». Так советским детишкам больше полувека и объясняли. Сейчас пользуются популярностью другие трактовки...
Да, кстати, года четыре назад с Буратино приключилась неприятность. Какие-то сволочи отломали ему правую руку с золотым ключиком. Наверное, подумали, что бронза. Позарились на «цветмет». Буратино убрали и долго «лечили». Жалко было до слёз, как живого человека.

-6

Автор: Юрий Петрович, а как мы назовём нашу первую прогулку по памятникам? У меня в голове «крутится»: «авторы, авторы…».
Ю.П: Ну, если мы начали с такого «человечного» и символичного памятника как Буратино, то предлагаю название: «Авторы и персонажи».
В Самаре больше 20 памятников писателям, поэтам, композиторам, художникам, режиссёрам и тем образам, которые они создали. Чем мы не «культурная столица Поволжья»? Забьём это в «общий знаменатель» прогулки.
Кстати, в пределах видимости от Буратино ещё две очень знаковых скульптуры. На перекрёстке Фрунзенской и Красноармейской, напротив дома Курлиной целая монументальная композиция — память о семье Аксаковых.

-7

Те, кто «нужные книжки в детстве читал», сразу скажут: «А, это «Аленький цветочек». На первый взгляд, этот детский «триллер» простоват: сюжет ты знаешь… А если вдуматься… Сергей Тимофеевич Аксаков для своих родных всех поколений и для миллионов детишек очень убедительно донёс важную истину: любовь к родным и верность в мыслях и поступках — это и есть благородство. Оно вознаграждается. И далеко не всегда это сундуки барахла и злата.
В скульптурной композиции присутствует ещё и сын Аксакова-старшего Григорий и внучка Оленька. Сказка-то вначале и называлась: «Оленькин цветочек». Род Аксаковых оставил богатое наследие в истории России и особенно — нашего края. Не «златом-серебром». Дети и внуки патриарха Аксакова, как истинные русские интеллигенты «сеяли разумное, доброе, вечное…».

-8

Сын Иван — один из из крупнейших представителей славянофильства. Общественный деятель, чей авторитет был так высок, что и болгары, и россияне даже предлагали избрать его «царём Болгарии». Её как раз тогда только-только освободили. Под Самарским знаменем, между прочим.
Но это отдельная большая история. В другой раз. И почему у нас в городе есть улица Стара-Загора, на турецкий лад — Эски-Загра, и почему долгое время лучшим кинотеатром города была «Шипка».
Автор: Не томите, Юрий Петрович. Скажите, кого из героев книг, фильмов мы сегодня видим на самарских улицах и площадях?
Ю.П: Юрия Деточкина из фильма «Берегись автомобиля» на Вокзальной площади,

-9

товарища Сухова из «Белого солнца пустыни» на набережной,

-10

бравого солдата Швейка из одноименного сатирического романа Ярослава Гашека,

-11

бурлаков на Волге Ильи Репина.

-12

Можем подсмотреть сегодня минуту прощания офицера и барышни: ему в дальний поход на сопки Маньчжурии.

С Владимиром Высоцким, Александром Сергеевичем Пушкиным и Максимом Горьким встретимся аж по два раза. Попробую выразить, что их сближает и что различает. На мой взгляд.
Не знаю, успеем ли добраться до памятника Антону Павловичу Чехову.

Автор
: А что, есть и такой?
Ю.П: Есть. Он установлен благодаря стараниям и средствам истинного, не «опереточного» казака, настоящего самарского патриота, нашего современника Павла Коровина. Кстати, пару лет назад его многолетние изыскания увенчались успехом: был обнаружен, идентифицирован и описан семейный склеп Аксаковых. Но это тоже отдельная большая история.

-14
-15

Автор: А Чехов? Чехов-то казаку Коровину зачем? Это же сколько трудов и средств…
Ю.П
: Чехов краеведу-интеллигенту Коровину затем, чтобы учились мы у его героев «что такое хорошо и что такое плохо…».
Автор: Недалеко от Буратино, кстати, ещё один памятник есть. Великому кинорежиссёру…
Ю.П: Точно! Памятник Эльдару Рязанову. Он находится «на задах» нашей горадминистрации. Сидит творец грустных и весёлых комедий на краешке скамьи и блаженно взирает на Храм Божий, построенный несколько лет назад. Так и представляю себе сцену: выходит после напряженного трудового дня какой-нибудь чиновник из мэрии и присаживается под бочок к Эльдару Александровичу. И они оба умильно медитируют на здоровенный баннер над входом в церковь: «Господи, спасибо за всё». Идиллия.

Вот пример того, как идеально может быть вписан памятник в окружающую среду.
Что бы ни говорили, но в нашем «мэрском доме» работают люди с огромным чувством юмора.
Автор: Я не очень улавливаю логику нашей прогулки: посмотрели на Юрия Деточкина на площади у вокзала. Шляпой машет всем уезжающим и приезжающим. Посмотрели на красноармейца Сухова, как он радуется, что добрался через все пустыни до Волги и до своей Катерины Матвеевны… Посмотрели под чарующую мелодию вальса на то, как офицер уходит на русско-японскую войну…
Швейк-то здесь при чём?!

-17

Ю.П: Видишь ли, мы же договорились, что «гуляем по жизни и эпическому городу Самаре…».
И вот во всём, что связано с этим городом присутствует эпическая тема встреч и расставаний. Всё здесь, в том числе и памятники, плывёт в вечном потоке времени. «Памятники… Поток… Жизне-время».
Это не умничанье, не выпендрёж. Просто Самара такая. Поживи в ней подольше. Уезжай и возвращайся. Ощутишь, что «мысле-формы» реальны, а время вполне материально. Пока поверь на слово, а про мою «одиссею» — в другой раз.
Полагаю, с символикой образов Юры Деточкина, товарища Сухова и офицера с барышней тебе всё ясно. А вот бравый солдат Швейк требует комментариев…
Автор: Вот-вот, белочех посреди Самары раскуривает трубку на бочонке с порохом? Или с пивом?
Ю.П: Почитай роман «Приключения бравого солдата Швейка». Что там про это сказано… Кстати, автор романа Ярослав Гашек был не «белым», а «красным» чехом. И начинал он писать этой свой юморной роман, вошедший в классику XX века, именно здесь, в Самаре, в гостинице «Бристоль», теперь «Жигули». Швейк — это юмор, который требует немного эрудиции. Для нас он сложнее, чем Остап Бендер, но не менее весел и поучителен.

-18

Автор: А при чём здесь «одиссеи», «встречи-расставания»?
Ю.П
: Это судьба самого Гашека. И тысяч его земляков, — чехов и не чехов. Я их совсем не идеализирую: сволочей всех оттенков среди них было предостаточно. Но…
Оказались в России, в плену (сами сдавались, как правило), в годы Первой Мировой. В России — революция. А этих пленных уже целый корпус, тысяч 70. Временное правительство их вооружило, хотели против немцев использовать. А тут ещё одна революция в России — Октябрьская. Большевики подписали с Германией и Австро-Венгрией мир. Англичане и французы этим чехам быстренько «промыли» мозги, дескать, большевики вас разоружат и выдадут немцам (Троцкий, вроде, так и хотел), а немцы вас «к стенке», как предателей. Ну, чехи подняли мятеж, выбирались из России через Владивосток. Громили Советскую власть от Пензы и Самары до Тихого океана.

-19

Напакостили крупно: предали Колчака, сперли изрядную часть золотого запаса Российской империи. Но через Америку и Европу остатки «белочехов» до своей «златы Праги» добрались. Крови и предательства в их «одиссее» было с избытком.
А Ярослав Гашек вернулся домой как нормальный человек: с востока на запад, а не вокруг света. Символика образа Швейка: маленький человек всеми силами пытается увернуться от произвола государства сумасшедших, надевая для этого маску-полуидиота.
Пусть дальше курит свою трубку верхом на бочонке.
Автор: Так с пивом или с порохом?
Ю.П: Читай — узнаешь.

-20

Автор: Мы собирались ещё к Пушкину, Высоцкому и Горькому. И все по разным адресам. И есть, что рассказать?
Ю.П: Мы ещё кой-кого забыли. Давай в следующий раз.
Автор: А «кой-кого» — кого?
Ю.П
: Сам увидишь.

Текст: Иван Ковалев
Фотографии: Иван Ковалев, Леонид Лепецкий