Найти тему
Яна Левашова Дизайнер

Клеевые материалы в пошиве. Дублерин, бортовка и флизелин. Для чего?

Оглавление

Такие вопросы постоянно получаю от начинающих. Очень многие начинают шить с простых вещей и трикотажа, где клеевые материалы нужны лишь в элементах, как укрепить горловину сзади или вход в карман тонкой полоской. Кто-то вообще не понимает значения слов "флизелин" и "дублерин", не знает между ними разницу.

Но как только доходит до пошива костюмной группы, платьев, жакетов или верхней одежды, вещей из атласа, вопросы возникают.

Главная цель дублирования некоторых деталей изделий, каких-то элементов(петли, карманы) или всё изделие целиком - уменьшить растяжение и деформацию в носке, закрепить рыхлые материалы на основе и повысить прочность, вещь будет меньше продувать, придать нужную форму изделиям(воротник, лацканы, пояс и т.д.)

Шью более 14 лет на момент написания данной статьи.

Многие из старшего поколения мастеров или работающих только в кутюрном формате, отрицают клеевые материалы в пошиве, вовсе обходятся без них.

Как альтернативу можно использовать бортовку, бязь, укреплять детали изделий, пришивая всё ручными стежками, если говорим о верхней одежде и жакетах, пиджаках.

Считаю, что бесклеевые изделия должны стоить десятки тысяч рублей, если не сотни

Полистайте сайты элитных мастеров и ателье. Цены там именно такие. Мне постоянно предъявляют, что пошив верхней одежды за 30-50т.р. - очень дорого для среднестатистических граждан.

Но простите, зачем данным гражданам инд.пошив с примерками, натуральными или эксклюзивными тканями, стоящими всю их месячную зарплату? Для чего? Чтобы что?

Существует массмаркет, рынки, секонды, масса мест с доступностью для любых граждан и с разными доходами.

Если кто-то хочет элитные вещички, но платить мастерам для них непомерно - учитесь шить самостоятельно, находите родственников или друзей, умеющих шить, с возможностью бартера. Естественно, ваши услуги друг другу должны быть равноценны.

Когда мастерам пытаются диктовать цены за работу подобные люди - это смешно. Ведь нужно изначально понять заказчика, потом решить все вопросы с мерками, тканями, фурнитурой, часто я изготавливаю полноразмерные макеты из другой ткани, похожей по свойствам. Порой у меня только первое общение занимает по 2 часа, если человек не шил ещё на заказ или идею не получается объяснить сразу.

Это не конвейер, где давно разработали выкройку и всё шьют десятки людей. Ее нужно готовить индивидуально. Поэтому примерки, общение, корректировки никто не отменял.

Делать такое за копейки - крайняя форма неуважения к себе.

Флизелин и дублерин экономят время и позволяют дать приемлемые цены

Если верхнюю одежду и жакет/пиджак до 50т.р. могут себе позволить многие, то дороже уже единицы.

К тому же, ждать придётся вплоть до 6-12 месяцев. Именно так мне писали некоторые мастера, пришивающие бортовку вручную, нашивающие твид на органзу и т.д. Учитываем ещё очередь заказов у популярных мастеров. На такое ожидание не каждый пойдёт, эту вещь нужно очень хотеть.

Зато, по словам многих мастеров, получается вечное изделие. Хоть 10, хоть 20 лет будет держать форму.

Однако, если вы просто хотите получить качественную вещь по вашим меркам, приемлемой цене, и носить его с удовольствием, не задумываясь, что там под подкладкой - клеевая технология отлично подходит. Ее применяют даже мировые марки. Говорят, уже и при переделках жакетов от Шанель за полмиллиона, обнаруживают там дублерин, а не настроченную ручными стежками органзу.

Что такое клеевой флизелин. Для чего он

Для примера. Источник: Яндекс.Картинки
Для примера. Источник: Яндекс.Картинки

В данной статье постараюсь не давить теорией, рассказать так, чтобы и начинающему было понятно.

Это тонкий нетканый синтетический материал, на который точечно нанесен клей. При воздействии утюга с паром или спрея с водой и сухого утюга, он приклеивается к ткани. Сохраняет частичную эластичность, если ткань с эластаном.

Плотность в среднем от 20 до 60 г/м. Соответственно, чем тоньше укрепляемый материал, тем тоньше должен быть и флизелин. Подбираем соответственно плотности основной ткани, иначе будет либо некрасиво, либо неэффективно.

Бывает ещё и цветным для шифона, органзы, тонких тканей чтобы стандартный черный или белый не просвечивал и не искажал цвет. Гамма обычно скромная 4-6 основных цветов.

Подходит для укрепления:

- шелка и атласа, пэ или натуральный;

- тонких блузочно-плательных тканей, как вискоза, штапель, тонкий поплин(хлопок);

- тонкого трикотажа средней растяжимости, для очень растяжимого он слишком непрочен, треснет;

- плащевых и курточных тканей без толстого анти-влажного покрытия на изнанке (на него ничего не приклеится);

Также ещё флизелин клеят на припуски капризных тканей, чтобы строчка прошла на 1мм по флизелину, не волнила, изделия не растягивались и не увеличивалось в размерах. Также под молнию хорошо проклеить во избежание волн на самых видных местах. И потайные, и нет, это не важно, укрепляем припуски, даже если всё изделие не дублировано.

Неклеевой флизелин

Тоже бывает разной плотности.

Вы его видите в больницах, поликлиниках, ветклиниках, салонах красоты. Это одноразовые пеленки, халаты, шапочки, подстилки и пр. Его же применяют в производстве одноразовых мед.масок.

Также можно увидеть в каждом огороде на грядках и даже в городе им закрывают от птиц посеянный газон.

В шитье и рукоделии можно использовать для стабилизации вышивок, стёжки(закрыть утеплитель на изнанке) и т.д.

Некоторые также используют его как макетную ткань или ткань для наколки на манекене, поскольку это дешевле хлопка или подкладочных тканей. Нужно учитывать непрочность. При этом более плотная "нетканка" уже и не дешева совсем.

Ещё из неклеевого флизелина изготавливают чехлы для одежды на молнии. Можно увидеть в любом супермаркете или хозмаге.

В него же упакованы новая обувь, сумки, ремни и т.д.

Дублерин

Тканый материал, бывает разного состава, от 100% хлопка до 50/50 или 100% полиэстера. Бывает как трикотажным так и нерастяжимым. Цвета: черный, белый, серый. Очень разнятся по плотности, составу и производителям. Уточняйте при покупке.

Требуется декатировка (погружение в воду в свернутом виде, не отжимая дать стечь воде и просушить). Иначе может сесть внутри изделия под подкладкой после первой стирки или хим.чистки, пойдут пузыри.

Виды

1. Хлопковый или хлопкосодержащий самый плотный, используется для пошива пальто и плотных жакетов из нерастяжимых тканей. Его плотность в среднем 100-150г/м. Не растягивается вообще, рыхлые ткани "собирает". На лацканах используется в 2 слоя, чтобы "отпадали" как бы сами.

Для примера. Источник: Яндекс.Картинки
Для примера. Источник: Яндекс.Картинки

2. Трикотажный дублерин. Чаще всего полиэстер, плотность 60-90г/м. Подходит для легких жакетов, пиджаков, плащей, легких тонких пальто, укрепления поясов в изделиях с эластаном и трикотажных изделий. Собственно, поэтому он сам и трикотажный, чтобы растягивался вместе с основной тканью, сохранял ее свойства, не трескался внутри, не делал ее слишком плотной, но помогал изделиям держать форму.

Для примера. Источник: Яндекс.Картинки
Для примера. Источник: Яндекс.Картинки

3. Специализированный, например, воротничковый, для жестких поясов, резных деталей артовых вещей и т.д.

Для примера. Источник: Яндекс.Картинки
Для примера. Источник: Яндекс.Картинки

Это уже для особых целей, но скажу честно, не пользуюсь. Воротники как из пластика на рубашках не люблю, а два слоя обычного дублерина дают достаточный эффект. Пояс с таким спец.дублерином давит на живот, не моя тема, там чаще использую трикотажный дублерин.

Есть ещё такой момент, сталкивалась с отслоением воротничкового дублерина пузырями от разных тканей. Причем не только у меня. Одна мастерица даже отыскала телефон производителя этого дублерина, задала им вопрос, почему всё пузырится. Оказалось, он только для высоких температур, нужен спец.пресс, обычный парогенератор, даже мощный, его не приклеивает. Если покупаете воротничковый дублерин, изучите отзывы по возможности.

Клеевая бортовка

Для примера. Источник: Яндекс.Картинки
Для примера. Источник: Яндекс.Картинки

Она существует :) Хитрость в работе, вроде и вот вам самая настоящая бортовка, но ее тоже можно приклеить.

Состав обычно лен, хлопок или их смесь, не более 15% синтетики могут добавлять. Усадка минимальная, как обещают производители, но декатировка перед применением нужна.

Самая грубая бортовка - с добавлением конского или верблюжьего волоса.

Плотность 150-300г/м.

Плотнее и дороже дублерина, непрозрачная совершенно, очень формустойчивая, несминаемая ткань.

В люкс пошиве одежды за 50-100т.р. изделие (иногда и дороже, зависит от мастера, марки, усложнений в виде размера или зимние пальто), ее закрепляют к основной ткани вручную цепляющими, не заметными с лицевой стороны стежками. Медленно, но верно :) Внутри между основой и подкладкой создаётся каркас.

Клеевая бортовка облегчает задачу портному, ускоряет пошив. Обычно метр качественной бортовки, не отваливающейся после 1 стирки или хим.чистки, без пузырей, стоит как плательная или костюмная ткань среднего уровня.

По сути, если шьете льняной пиджак или жакет по правилам, строгий, жесткий, с четкими линиями, то хорошая клеевая льняная бортовка должна обходиться в 50-70% от стоимости основной ткани.

Когда это имеет смысл?

Для приверженцев экологичности, тех, кто не любит синтетику ни в каком виде, даже на изнаночной стороне ткани под подкладкой. Используют такую бортовку часто в стиле бохо, это не только костюмы, но и сумки, различные аксессуары.

Также применяют подобную бортовку в пошиве домашнего текстиля, штор, когда нужно что-то укрепить, ламбрикены, римские шторы, жалюзи, например. Или шторы с люверсами на широкой трубе, тогда нужно укрепить всю верхнюю часть. Если это дорогие шторы из натурального льна, хлопка, бархата, вельвета, гобелена, то и укреплять их можно подобным материалом.

Если шьете на заказ, уточняйте всё у клиента, не думайте за него. Обсуждение цены открыто всегда приводит к пониманию! Если человеку без разницы, то и дублерин может справиться с аналогичными задачами отлично, он ниже по стоимости. Если клиент готов платить за супер натуральность во всем, люкс, то сразу обозначьте ему цену тканей, бортовки, стоимость работы и итог. Не дешевите, если предстоит ручная работа.

Также любое изделие на бортовке будет иметь солидный вес, особенно пальто. Чем ее больше, тем тяжелее.

Корсетный дублерин

Для примера. Источник: Яндекс.Картинки
Для примера. Источник: Яндекс.Картинки

Бывает хлопковый и синтетический. Плотность 50-150г/м. Всё зависит от плотности основной ткани.

Как видите, внешний вид схож с воротничковым. Это ткань, пропитанная клеем. Тоже стоит следить за температурой плавления, чтобы можно было клеить утюгом. Обычно указывается продавцами.

Хочу сказать, что сейчас корсеты в моде, их множество видов и из разных тканей.

Более того, есть корсеты из сетки, прозрачных тканей, где не предусмотрено дублирование в принципе.

Также с сожалением говорю, что однажды видела атласный плотный корсет на витрине магазина с вещами российских дизайнеров, там уже были пузыри из-за отслоения дублерина. Уверена, это пока никто не стирал, не носил, новое просто надели на манекен. Стоимость этого изделия превышала 20т.р.

Поэтому если вы не корсетный мастер, со своими устоявшимися поставщиками и проф.приемами, опытом, а просто хотите сшить первый корсет-имитацию, модненькую вещичку, задумайтесь, нужен ли вам толстый спец.дублерин.

Оцените, насколько вы хотите утягиваться или это просто игрушка, стильный широкий пояс, можно сказать.

Для пошива легких корсетов, не утягивающих из любой ткани, хоть плотной, хоть средней, хоть джинсы, достаточно обычного тканого или даже трикотажного дублерина.

Флизелин будет для этого тонковат, форму не удержит, если ткань с эластаном, вы затяните корсет хоть немного, флизелин может треснуть. Также он не укрепит в должной мере пространство под люверсами или застежкой.

Надеюсь, ответила на ваши вопросы

Но если они есть, задавайте.

Если что-то хотите дополнительно указать по своему опыту, пишите смело.

Благодарю за внимание!

С вами была Яна Левашова - Дизайнер и Блогер.

© Яна Левашова
© Яна Левашова

Ставим лайки!

И жду в комментариях!

_____________

Подробнее о моей работе в Подборках под описанием канала.