В современном мире, где большинство государств признают личность, ее права и свободы высшей ценностью, возлагают на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, имеет место такое социальное явление как домашнее насилие.
Несмотря на развитие гуманизации общества, домашнее насилии носит глобальный характер. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, около 300 млн детей, становятся ежегодно жертвами насилия. Несмотря на то, что субъектами домашнего насилия могут быть не только дети, но и женщины, мужчины, в данной работе хотелось бы особое внимание уделить вопросу домашнего насилия в отношении детей и подростков, поскольку они слабее и уязвимее, и факт домашнего насилия существенным образом оказывает влияние на их дальнейшую жизнь, формирование личности, модели поведения.
Сохранение и поддержка института семьи является приоритетным направлением развития любого правого государства. Социальная политика направлена на создание благоприятной среды для благополучной жизнедеятельности и гармонизации отношений, на обеспечение всех требующихся условий для полноценного развития семьи как основы стабильного института общества. Однако данная политика омрачается статистикой применения домашнего насилия.
Домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, психологическое (психоэмоциональное), экономического давления/воздействия по отношению к близким людям с целью обретения над ними власти и контроля. Социология, изучая феномен насилия, несомненно, определяет его, как явление, присущее обществу с момента его возникновения. Исторический путь развития дал обществу и его отдельным представителям четкое видение того, что наиболее эффективной формой борьбы, с целью обретения господства над чем-либо или над кем-либо, является – применение насилия, а получение авторитета возможно, в том числе, с его помощью.
В рамках настоящего проекта нами было проведено социологическое исследование по вопросам домашнего насилия. Возраст респондентов начинался от 15 лет до 50 лет. Результаты настоящего исследования оказались следующими:
- чаще всего насилию подвергаются женщины 58,1 % и дети 37,7 %
Субъектный состав лиц, подвергающихся домашнему насилию, определяется близкими или родственными связями между агрессором и жертвой: супруг, супруга, родители, дети, усыновители и усыновленные, бабушка и дедушка, внуки. Отметим, что домашнее насилие характеризуется многосторонней связью между субъектами, как подвергающихся насилию, так и осуществляющих насилие. Это означает, что любой член семьи может занимать как позицию агрессора, так и жертвы. Родители, которые применяют против своих детей физическую силу, оказывают деструктивное воздействие на них не только физически, но и психически. Следует заметить, что 55% случаев жестокого обращения с ребенком – это применение разного вида физического насилия: от избиения до убийства. Кроме того, 70% осужденных за жестокое обращение с детьми, а именно, истязание, избиение, убийство – это отцы, отчимы, дедушки, дяди, братья и сожители матерей.
Ненависть взрослых по отношению к ребенку формирует такие качества как робость, трусость, боязливость. Дети и подростки, боясь повторного применение насилия проявляют агрессию не только по отношению к агрессору, но и по отношению к окружающим.
Насилие порождает насилие и, к сожалению, передается из поколения в поколение. Как правило, самые трудные дети те, которые подверглись родительскому насилию. Известно, что социальные навыки приобретаются путем наблюдения и – прежде всего - наблюдения за своими родителями. Чем значимее для ребенка взрослый, тем быстрее запоминается и лучше воспроизводится форма поведения взрослого. К сожалению, формы насилия запоминаются на более длительный срок и воспроизводятся быстрее и чаще, чем позитивные формы поведения. На агрессивное поведение детей, а позже и подростка также влияет выбранная система наказания. Дети, выросшие в неблагоприятной семейной обстановке, чаще оценивают агрессивное поведение как норму семейной жизни.
Вышеизложенное подтверждается результатами проведенного социального опроса, а именно 65,2 % респондентов считают, что домашнее насилие формирует агрессию у несовершеннолетнего, подвергающегося домашнему насилию.
Подростки – это особая социальная группа, особенность которой обусловлена прежде всего подростковой психологией. Подростковый возраст, с точки зрения психологии, это такой период интенсивных качественных и количественных изменений в личностном и психическом развитии. Такой возраст, вместе с тем, характеризуется высокой чувствительностью к влиянию внешних факторов, что выражается в постоянном меняющемся представлении о самом себе, становлении целостной идентичности. Именно поэтому создание благоприятных условий становления личности позволяет влиять на направленность и формирование линии жизни подростка. Личностное развитие подростка определяется целостной совокупностью взаимосвязанных элементов: самосознание, эмоциональная сфера, мотивационная сфера, нравственная сфера и познавательная сфера. Безусловно, развитие всех сфер личности подростка непосредственно зависит от родителей, которые являются первым примером подражания. Подросток на подсознательном уровне считывает поведение, характер общения, ценности и принципы с родителей.
Когда в семье есть домашнее насилие по отношению к маме или к самому ребенку, его нормальное развитие всех сфер как личности нарушается. Это приводит к повышенному риску психических заболеваний и тревожных расстройств; злоупотребление алкоголем и наркотиками, курение и небезопасный секс; хронических заболеваний; обострения жизненных проблем, включая низкий уровень образования. Следовательно, домашние насилие порождает последствие в виде делинквентного (отклоняющегося) поведения, что, в свою очередь, влечет дальнейшее вовлечение в насилие и преступность. В интервью Российской газете в 2023 году председатель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин отметил, что в 2022 году в суд направлено 8243 уголовных дел в отношении 10627 несовершеннолетних. 42% несовершеннолетних совершили кражи и мошенничества, свыше 17 %– грабежи, разбои и вымогательства, 12% – неправомерное завладение транспортным средством, 11% – связаны с незаконным оборотом наркотиков. Причем наиболее часто совершаются преступления подростками в возрасте 16–17 лет [6]. Таким образом, как непосредственная вовлеченность ребенка в качестве объекта агрессивных действий, так и опосредованная, когда ребенок становится свидетелем домашнего насилия, выступают как факторы формирования агрессивности у самого подростка, приводящие к появлению в будущем агрессора и возможного преступника.
Решение данной проблемы можно было бы видеть в принятие закона против домашнего насилия, однако, следует обратить внимание, что в 75,9% стран есть такой НПА. К сожалению, данный метод решения проблемы не является эффективным, поскольку многие жертвы домашнего насилия бояться обращаться за помощью, по проведенной нами статистике основной причиной почему жертва умалчивает об этом – это наличие страха осуждения окружающими. То есть скрытность жертвы создает трудность в выявлении фактов домашнего насилия, что приводит к усугублению ситуации, выражающемуся в систематичности насильственного поведения по отношению к жертве, нарастающей зависимости от агрессора, укоренение страхов. В совокупности эти факторы могут привести к причинению тяжких увечий или даже смерти лиц, подвергшихся домашнему насилию.
Следует обратить внимание, что в большинстве стран мира действуют адреса спасения, где оказывается помощь жертвам домашнего насилия, а именно: психологическая, юридическая помощь, содействие в получении материальной поддержки, восстановлении документов, налаживание родственных связей и поиске работы. Однако данные общественные объединения не являются государственными, в чем проявляется сложность контроля за их функционированием, а также затрудняет объективное представление количества жертв домашнего насилия и как следствие применение неэффективных мер регулирования данного вопроса.
На основе вышеизложенного анализа следует, что домашнее насилие является глобальной социальной проблемой непосредственно оказывающей влияние на формирование агрессии у подростков и как следствие способствующая формированию нездоровой личности с асоциальным поведением, способной в будущем совершать противоправные поступки. Поэтому полагаем, что государство обязано включить данную проблему в разработку социальной политики как одно из первостепенных направлений, поскольку от этого зависит будущее нашего общества.